Параллельный монтаж
Параллельным монтажом называется прием поочередного показа двух или более событий (образов), происходящих одновременно, но в разных местах, или происходящих в разное время. Параллельный показ развития двух действий, объединенных одним сюжетным ходом, иногда называют перекрестным монтажом. Вспомним чарующую "Сказку о царе Салтане...", в которой Пушкин поочередно рассказывает нам то про жизнь сына, князя Гвидона, живущего на острове Буян, то про жизнь отца, царя Салтана, живущего за морем, в своем государстве. Одновременно перед нами проходят судьбы двух главных героев - это и есть параллельный монтаж сцен. Сначала сюжет расщепляется на две линии, а в конце снова сходится в единый, когда Салтан приплывает к Гвидону в гости на остров Буян. В той же сказке есть примеры параллельного монтажа внутри одной сцены:
"Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят -
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает..."
Налицо три сюжетных хода в одной сцене: гости и царь Салтан; Гвидон в образе комара и то, что он видит: "ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой", одна из которых окривеет от укуса комара. В начале сцены действие двух групп персонажей и комара происходит параллельно, но в конце три сюжетных хода сольются в переполохе после укуса комара. Прием тот же, а масштаб приема совсем крохотный. Параллельный монтаж мы можем найти также в знаменитом фильме великого американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита "Нетерпимость" (1916 г.). Фильм состоит из четырех эпизодов из истории человечества: "Страсти Христовы", "Варфоломеевская ночь", "Падение Вавилона" и "Мать и закон". Последняя новелла - о своем времени. Фильм построен так, что все четыре истории заканчиваются только в конце картины. А начинается лента большим куском из первой новеллы. Затем следуют такие же большие куски из второй, третьей и четвертой. Далее режиссер продолжает первую новеллу, вторую и т. д. Самым выразительным эпизодом оказался последний, в одной из сцен которого Гриффит использует параллельный монтаж для драматургического обострения сюжета. В фильме невинного человека суд приговаривает к смерти за убийство. После суда истинный убийца признается жене осужденного в совершении преступления. Помиловать осужденного может только губернатор, но он недавно уехал. И жена осужденного с убийцей устремляются на его поиски. На гоночном автомобиле они пытаются догнать поезд с губернатором. А в это же время приговоренный готовится к смерти. Чередуются кадры: мчится автомобиль, мчится поезд, тюремщики готовят орудия смерти; мчится автомобиль, вагон губернатора, тюремщики проверяют надежность механизма убиения. Гриффит чередует и крупные планы: колесо мчащегося автомобиля, руки палача у виселицы, лицо страдающего осужденного и т. д. Автомобиль догнал поезд.
Губернатор подписывает помилование. Но теперь еще нужно успеть до казни в тюрьму. И снова параллельный монтаж. Мчится автомобиль. Осужденного ведут на эшафот. Жена и убийца гонят машину Последние приготовления к казни и т. д. Когда петля уже была наброшена на шею, они привезли помилование. По схеме - все как в "Сказке о царе Салтане...": развитие сюжета, его расщепление на параллельные линии, сведение линий в единый узел - невиновный спасен. Фильм "Нетерпимость" - классический пример параллельного монтажа. Открытие Гриффита вошло в историю кино. Оказалось, что на экране можно строить развитие действия, точно так же, как в литературе. Блистательно воспользовался приемом параллельного монтажа и М. Калатозов в фильме "Летят журавли". Это тоже классический пример. Героиня картины, Вероника, не успевает проводить на фронт своего возлюбленного. Прибежала домой, а он уже ушел. И она спешит к месту сбора мобилизованных, где собралась огромная толпа: плачут матери и жены на плечах сыновей и мужей. Алеша, ее возлюбленный, все время оглядывается - ищет глазами Веронику А она, пробираясь через толпу, ищет Алексея. Мобилизованных построили в колонны. Вероника мечется среди провожающих. Алеша крутит головой по сторонам. Вероника бежит вдоль забора за уходящими солдатами. Алеша идет в строю, оглядывается. Мы понимаем, что они совсем рядом. Но увидятся ли? Колонна мужчин уходит все дальше и дальше. Наконец Веронике удается увидеть Алешу, но толпа не дает ей пробиться к нему. Он оглядывается, не видит ее. Вероника кричит ему вслед. Но шум толпы и музыка заглушают ее крик, Алеша ее не слышит. Она с отчаянием бросает пакет с печеньем в его сторону Пакет не долетает и рассыпается на асфальте. Он еще раз оглядывается, но снова не находит ее лица. Так и уходит на фронт, не простившись с возлюбленной. Вероника рыдает... Это - одна из сильнейших сцен в бессмертном произведении. Прием параллельного монтажа может быть использован и в телевизионных передачах, даже в прямом эфире. Например, два интересных матча по футболу происходят в одно время. Камеры устанавливаются на обоих стадионах, и комментаторы по очереди ведут репортаж то с одной, то с другой спортивной арены, переговариваются друг с другом. А режиссер переключает трансляцию изображения в эфир в соответствии с рассказом ведущих. Когда в Москве в августе 1991 года происходили трагические события, связанные с попыткой государственного переворота, российское телевидение на протяжении многих часов вело параллельный репортаж о событиях в Белом доме и вокруг него. Показывалось "живое кольцо" защитников Белого дома, интервью с участниками, размышления М. Ростроповича, который находился в самом Белом доме. События происходили одновременно, но показывали их по очереди. И вся страна понимала это и с замиранием сердца следила за развитием событий на протяжении десятков часов. Это опустил был героический день для москвичей, отстоявших демократию, а молодые телевизионщики показали нам великолепный пример параллельного репортажа.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 912;