Стандартизация в области информационных технологий
Определим понятие «стандартизация» применительно к автоматизированным информационным технологиям [3].
Стандартизация — принятие соглашения по спецификации, производству и использованию аппаратных и программных средств вычислительной техники; установление и применение стандартов, норм, правил и т.п.
Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене.
Стандарты обеспечивают возможность разработчикам информационных технологий использовать данные, программные, коммуникационные средства других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных, интеграцию разных компонент информационных технологий.
К примеру, для регламентации взаимодействия между различными программами предназначены стандарты межпрограммного интерфейса (один из них – стандарт технологии OLE (Object Linking and Embedding — связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы «закрытыми» друг для друга.
Требования пользователей по стандартизации в сфере информационных технологий реализуются в стандартах на пользовательский интерфейс, например в стандарте GUI (Graphical User Interface).
Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты организациями по стандартизации, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий еще не закончен.
Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса, представленного классами и подклассами:
¨ символьный (подкласс - командный);
¨ графический (WIMP, подклассы - простой, двухмерный, трехмерный);
¨ речевой (SILK);
¨ биометрический (мимический);
¨ семантический (общественный).
Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.
Например, один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:
¨ стандарт ISO 9241-12:1998 регулирует визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.;
¨ стандарт ISO 9241-14:1997 - меню;
¨ стандарт ISO 9241-16:1998 – прямые манипуляции;
¨ стандарт ISO/IES 10741-1:1995 и ISO/IES 10741-1:1995/Amd.1:1996 - курсор;
¨ стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) - пиктограммы.
Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:
¨ стандарт ISO 9241-110:2006 - руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость;
¨ стандарт ISO/IES 13407-1999 - обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;
¨ стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 - требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;
¨ стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 - практичность, понятность, обучаемость, простота использования.
Вопросы стандартизации информационных технологий являются составной частью отдельной учебной дисциплины «Разработка и стандартизация программных средств и технологий» для специальности 080801.65 «Прикладная информатика (по областям)».
Контрольные вопросы
1. Что такое интерфейс? Какую роль он играет в процессе представления и использования информации?
2. Перечислите основные виды интерфейсов и дайте их краткую характеристику.
3. В чем состоит цель стандартизации в области информационных технологий?
4. Перечислите основные стандарты пользовательских интерфейсов.
5. Назовите основные объекты для проектирования пользовательского интерфейса.
6. Какие критерии используют при оценке пользовательского интерфейса?
7. Приведите классификацию информационных технологий по типу пользовательского интерфейса.
8. Как классифицируются системы, поддерживающие диалоговые процессы?
9. Какие существуют приемы по разработке графического пользовательского интерфейса?
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 3627;