Глава 3. Строение человека
Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски - вата доша). Огонь вместе с водой проявляются в теле как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены как вода тела, известная как капха.
Эти три элемента - вата, питта, капха - ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.
Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей). Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь. Таким образом, тридоша - основа психосоматического существования человека.
Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом - яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.
Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1)вата 2) питта 3) капха 4) вата-питта 5)питта-капха 6) вата-капха и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.
Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает - «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией. Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются в зависимости от изменений внешней среды.
Карта 2
ФУНКЦИИ ТРИДОША
ВАТА (Эфир + Воздух) | ПИТТА (Огонь + Вода) | КАПХА (Вода + Земля) |
Движение | Телесное тепло | Стабильность |
Дыхание | Температура | Энергия |
Естественные нужды | Пищеварение | Смазка |
Трансформация тканей | Восприятие | Маслянистость |
Моторные функции | Понимание | Прощение |
Сенсорные функции | Голод | Жадность |
Беспочвенность | Жажда | Привязанность |
Выделения | Интеллект | Накопление |
Выведение | Гнев | Владение |
Страх | Ненависть | Обладание |
Пустота | Зависть | |
Беспокойство |
Питта и капха, соединяясь, обладают маслянистостью
Питта и вата, соединяясь, обладают легкостью
Вата и капха, соединяясь, обладают охлаждающим свойством
Диаграмма 1
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ВАТА, ПИТТА, КАПХА
В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха. По Аюрведе основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 760;