На чем стоит Система?

Тремя китами, на которых покоится все здание Сис­темы Естественного Оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно ду­ховное здоровье человека.

Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсут­ствие эгоизма, стремление к самовыражению в творчес­ком труде на благо общества, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понимание законов единства всего живого и принципа живой этики, вселенской любви.

Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природ­ного добра и любви, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Причем надо отчетливо понимать, что жить по законам добра — это не один из возможных путей развития и совершенст­вования человеческого общества, а единственный, даю­щий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И. Л. Герловин в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспо­собных и развивающихся систем. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы сис­тема сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.

Если кратко сформулировать главную мысль пара­дигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, если состоит из связанных между собой и обмениваю­щихся информацией подсистем. Если в какой-то подси­стеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабиль­ному, гармоничному развитию других подсистем. И на­оборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывает негативный отклик в других, дестабилизирует ситуацию и там. В результате система может прекратить свое существование.

Но самые катастрофические последствия вызывает об­рыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами — человеческим сообществом и приро­дой — стала хрупкой и предельно истонченной.

Именно поэтому неотъемлемым элементом моих за­нятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.

В неразрывной связи с духовным находится психи­ческое здоровье.Под ним я подразумеваю гармонич­ное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедея­тельность составляющих наш организм подсистем от­дельных органов. За это отвечают те структуры цент­ральной нервной системы, которые связаны с подсозна­нием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.

Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окру­жающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функцию «сторожа», контролера и призвано выполнять наше сознание.

Таким образом единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма, унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде, и одновременно определяет его восприимчи­вость к изменениям, пластичность приспособления. Это, естественно, очень упрощенная схема, не охватывающая все многообразие функций человеческого мозга. Но я вы­делила именно эту, как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.

Наконец, последний элемент триады — физическое здоровье.Это синтезирующий показатель, труднее все­го поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня — редкость. Наша дефор­мированная цивилизация наносит сокрушительные удары по здоровью человека, когда он находится еще на эм­бриональной стадии развития. Так что уже при рождении в генетическую память младенца заложены семена бу­дущих болезней. Именно поэтому возвращение физиче­ского здоровья — трудный и физически, и психологически процесс.

Здесь я наметила в общих чертах контуры своей Сис­темы и назвала цели, к достижению которых стремлюсь. Теперь о том, с помощью каких средств решаются эти и другие задачи.

В создании Системы Естественного Оздоровления важную роль играют достижения современной науки, труды выдающихся ученых всех времен и народов, воззрения древних греков и римлян, египтян, в которых нашло отражение высокое понимание принципов физиче­ского здоровья, значимости единства организма и внеш­ней среды.

Практическую основу Системы составляют методики и приемы, многие из которых известны человечеству с древнейших времен. Есть в ней, как уже говорилось, элементы древнеиндийской и древнекитайской народной медицины, различных систем восточных единоборств, дыхательных упражнений во всем их разнообразии и т. д.

Весь этот комплекс методик призван нормализовать такие процессы жизнедеятельности организма, как дыха­ние, терморегуляция, психическая деятельность и, безу­словно, питание как элемент наиболее интимной взаимо­связи внешней среды и внутренней сферы человеческого организма.

Среди жизненных потребностей человека дыха­ние — самое необходимое. С первым вдохом начинается жизнь, с последним — кончается. Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи — недели и меся­цы, без движения — годы, то без дыхания — секунды, в лучшем случае минуты. С ним прямо связаны кровооб­ращение, питание, терморегуляция в их природной вза­имосвязи.

Важнейшую роль в сохранении здоровья играет отлаженность процесса питания. Здесь важно иметь в ви­ду, что организм человека запрограммирован природой на определенные виды пищи, главным образом расти­тельного происхождения. Это предопределено природны­ми анатомо-физиологическими особенностями его орга­низма. Поэтому нарушение постоянства видового пита­ния является причиной многих и многих недугов. Однако в процессе своего развития человек все дальше отходит от заложенной в него программы видового питания, расширяя его за счет продуктов животного происхожде­ния и синтезированных веществ. С одной стороны, это, несомненно, расширило его возможности в борьбе за выживание. С другой — стало причиной многих отклоне­ний от норм физического здоровья, поскольку потребле­ние в пищу мяса или рыбы стало возможным за счет адаптационных резервов организма.

Огромный ущерб здоровью человека наносят получив­шие широкое распространение представления о пище как единственном источнике восполнения энергетических затрат человека. Начало им, этим представлениям, было положено в конце прошлого века. Конгресс Всемирной организации здравоохранения утвердил предложение не­мецких ученых определять необходимое человеку количе­ство пищи по ее калорийности. Так были заложены основы калорийной теории сбалансированного питания. Причем за основу был принят расчет среднестатистической кало­рийности суточного рациона питания жителей Германии. Для своего времени это было прогрессивным шагом, так как давало возможность хоть как-то регулировать ра­цион. Но с тех пор прошло 130 лет (!), а официальная наука не предложила по существу ничего нового. Разве что Институт питания АМН немного снизил норму потребле­ния калорий. Однако сама калорийная теория сбалансиро­ванного питания продолжает править бал, изо дня в день, из года в год калеча людей, сокращая им жизнь.

Про себя я называю ее теорией «паровозной топки». Суть теории довольно проста и на непросвященный взгляд логична. В ее основе лежит представление, будто энергозатраты человеческого организма восполняются исключительноза счет потребления энергии пи­тательных веществ. Эта энергия возникает в процессе горения при разрыве химических взаимосвязей веще­ства.

Человек «загружает» необходимое количество пита­тельных веществ в «топку» своего организма, где они сгорят, а высвободившаяся энергия компенсирует все энергетические затраты.

Разработана и методика подсчета количества энергии, выделяемой различными продуктами питания. Оно опре­деляется путем их сжигания и суммирования объемов получаемого тепла. Основываясь на этой теории, медики рекомендуют съедать в день 80 — 100 граммов белка, 80 — 100 граммов жиров, 400 — 500 граммов углеводов. В переводе на продукты это примерно полкилограмма мяса, 80 — 100 граммов жира, 1,5 — 2 килограмма овощей, круп, сахара, мучных изделий. Правда, в наши дни такие рекомендации ученых следует воспринимать как ненауч­ную фантастику. И все же когда думаешь о людях, кото­рые пытаются следовать подобным рекомендациям, так и хочется остановить их. Сама я вот уже более 50 лет обхожусь количеством в несколько раз меньшим. Чувст­вую себя великолепно.

По возрасту мне впору чулочки вязать, а я постоянно в движении. Только за последние годы четырежды пеш­ком пересекла жаркие пески Центральных Каракумов и Кызылкумов, с группой единомышленников совершила пешее путешествие из Нальчика в Пицунду, преодолев четыре горных перевала. Все 23 дня, что мы находились в пути, наш дневной рацион составлял 50 — 100 граммов гречневой крупы и 100 граммов сухофруктов. В Пицунду вошли такими же бодрыми, как и в первый день путеше­ствия, тогда как наши случайные попутчики-туристы, проделавшие тот же путь, буквально валились с ног от усталости. Не «богаче» был наш стол во время путешест­вий по Алтаю, Тянь-Шаню, Памиру.

Следующим элементом Системы Естественного Оз­доровления является жизненно необходимая функция жи­вых организмов — движение. Причем под этим словом я понимаю не только возможность изменения живым организмом своего положения в пространстве (назовем это внешним движением), но и процессы, протекающие внутри организма (внутреннее движение). Оба они свя­заны между собой неразрывно и подчинены одной це­ли — обеспечить организму оптимальные условия су­ществования.

И, наконец, еще об одном из основных элементов Системы — нормализации природной термо­регуляции. Каждый биологический вид, в том числе и человек, имеет свои специфические, предписанные толь­ко ему границы температурного режима существования. Изнеживающее воздействие современной цивилизации сузило для человека эти границы, что никак нельзя при­знать нормальным.

Человек не должен испытывать особых неприятностей ни при жаре, ни при холоде. Но особенно важно, чтобы он не боялся холода. Холод должен стать его союзником, поскольку мобилизует защитные силы организма, гармо­низирует его деятельность, стимулирует процесс саморе­гуляции. В этом и заключается смысл закаливания, органично входящего в Систему Естественного Оздоров­ления.

Пленники инерции

На моих лекциях многие делают записи в блокнотах, ставят на сцену магнитофоны, чтобы не пропустить ни одного слова. Я понимаю их: люди хотят быть здоровы­ми, жить так, как назначила человеку природа. Но закан­чивается встреча, слушатели расходятся по домам, и здесь-то их решимость жить по-новому начинает поне­многу размываться, причем происходит это незаметно для них самих: сегодня одна уступка привычному, зав­тра — другая. В конце концов, инерция и цивилизация берут верх, и прощай благие намерения. Нужны доста­точный уровень знаний и духовности, элементарная воля, чтобы суметь противостоять инерции традиционного и, добавлю, порочного образа жизни, который несравнимо опаснее алкоголизма, курения и других форм наркома­нии. Алкоголик и наркоман хотя бы сознают, что они больны, что их пристрастия противоестественны.

А теперь задумайтесь, чувствует ли себя больным или неполноценным, «практически здоровый» человек, кото­рый утром плотно завтракает, целует жену и детей, тря­сется в автобусе по пути на работу, в положенное время обедает в заводской столовой или в ближайшей закусоч­ной, вечером возвращается домой, ужинает, читает газе­ту, смотрит телевизор и, наконец, ложится спать. О нем заботятся конструкторы, дизайнеры, создавая конструк­цию самого мягкого, самого удобного кресла или дивана. Крестьяне откармливают коров и бычков, прочую жив­ность, чтобы не оскудел стол нашего «нормального» человека. Талантливые журналисты, и прочая творческая братия думают над тем, как развлечь нашего дорогого землянина.

Человек едет в командировку или в отпуск, а за окнами вагона проплывают огромные, километровой длины заводские корпуса, ажурные мачты линий электро­передачи, необозримые ухоженные поля, коробки живот­новодческих комплексов, бетонные полукружья плотин, и сердце человека невольно сжимается от восторга перед мощью интеллекта и мастерством рук, потому что все это действительно по-своему прекрасно, талантливо, ра­зумно.

И вдруг приходит какая-то Шаталова или другой оригинал и начинает убеждать, что человечество все дела­ет не так: неправильно питается, дышит, двигается. Даже думает — и то неправильно. Кого-то еще осеняет мысль, что система земледелия, используемая сегодня, никуда не годится, так как уничтожает плодородие почв. Где-то на другом краю Земли другой чудак уверяет, что нынешние способы получения энергии, самые современные техноло­гии убивают природу. И все они в один голос доказыва­ют, что такая милая, обжитая, удобная цивилизация на самом деле уродлива, расточительна, губительна для че­ловека, поскольку подменяет естественные потребности навязанными, чуждыми, искусственными и неуклонно ве­дет к самоуничтожению человечества. «Неужели они все­рьез считают, — думает про себя обыватель, — что все люди шагают не в ногу и только они в ногу». Кто бы и что бы ни думал, лично я убеждена, что рано или поздно перестраиваться придется всем. Не оказалось бы только слишком поздно. Я — не физик и не агроном, не лирик и не инженер. Я — врач, поэтому буду оперировать фактами и наблюдениями, накопленными в процессе изу­чения человеческого организма.

Ошибается тот, кто полагает, будто наши жизненные потребности в их сегодняшнем деформированном виде — это нечто извечно данное, органически присущее челове­ку. Нагляднее всего ошибочность такого предположения проявляется в сфере питания.

Я уже высказывала свое мнение о т. н. теории сбалан­сированного питания, которая в действительности пред­ставляет собой не теоретическое, а идеологическое офор­мление превратных представлений о питании, сложив­шихся в сознании народных масс. Она наносит здоровью людей ущерб намного больший, чем все эпидемии мира, вместе взятые. Причем это касается не только нашей страны, где пока остро ощущается низкое качество про­дуктов питания, но и куда более благополучных развитых стран Запада. Не являются исключением и процветающие страны Востока — Япония, Южная Корея и др., хотя здесь, казалось бы, еще сильны традиции древней культу­ры, воспринимавшей человека в его целостности.

Теперь я хочу перейти от критики устаревшей теории к такому понятию, как видовое питание. Читатель, несомнен­но, запомнил этот термин, встречавшийся на предыдущих страницах. Там я не стала подробно объяснять его смысл и сделала это совершенно сознательно, поскольку речь тогда шла, в основном, о количестве необходимой человеку пищи. Здесь же я приглашаю читателя поразмышлять о структуре питания, запрограммированного природой для человека.

В свое время В. И. Вернадский высказал мысль (с моей точки зрения ее следует возвести в ранг закона мудрой природы) о том, что химический состав клеток каждого вида живого организма присущ только ему, этому виду. Причем стабильность химического состава определяется постоянством видового питания.

Вспомним всем известного яка, живущего в суровых условиях высокогорья. Чем он питается? Травой и только травой. Между тем это могучее животное, у которого жирность молока достигает 12 процентов. Для сравнения скажу, что у человека она составляет всего 2 процента.

Як ниже 3000 метров над уровнем моря не спускается, на таких высотах трава растет между камнями редень­кими кустиками да к тому же еще зимой завалена глубоким снегом. Я сама не раз бывала в горах и видела все это собственными глазами. Якам приходится букваль­но добывать свое скудное пропитание, разрывая копытами сугробы. Ни о какой калорийности питания тут говорить не приходится. Между тем нас уверяют, что только кало­рии пищевого вещества восполняют энергозатраты ор­ганизма.

Пример этот убеждает в том, что любому организму необходимо и полезно только то питание, которое назна­чено ему природой. Представьте, что бы случилось, на­чни мы кормить яка мясом или салом? Если бы он не погиб при этом, то перестал быть самим собой, так как химический состав клеток его организма постепенно из­менился бы. Кстати, потребляет он лишь травы высоко­горья.

Не является исключением и человек. Хотя в процессе борьбы за выживание он начал употреблять в пищу мясо животных, оно не стало для него видовым продуктом питания. Спросите, почему? Посмотрите на себя в зерка­ло: есть ли у вас острые клыки и когти, как у хищников, которые питаются исключительно мясом? Более того, как врач скажу вам, что и желудок у вас не круглый, и кишечник намного длиннее, чем у хищников, и сколько бы веков мы ни питались мясом, мы вновь и вновь рождаемся с теми же анатомо-физиологическими особен­ностями, что и в начале своего эволюционного развития. В нашем организме существенно меняются лишь строе­ние и функции головного мозга. К концу XXвека мы стали значительно более разумными, нежели наши перво­бытные предки доисторического периода.

Итак, почему человек продолжает есть мясо? Причин здесь несколько. Первая и главная заключается в его психологическом настрое, закрепившемся в результате многовековой привычки, передаваемой из поколения в поколение. Причем ее не приходится культивировать искусственно. Достаточно того, что с младенческих лет человек начинает питаться, «как все». Огромная доля вины лежит и на апологетах калорийной теории питания, которые всеми доступными им способами пропагандиру­ют ложный тезис о том, что чем больше калорий содер­жится в возможно меньшем объеме продуктов питания, а это в первую очередь относится к мясу, тем они ценнее и полезнее.

Подобного рода научные откровения не только ос­вящают пагубную для здоровья человека привычку, но и ведут к колоссальным, ничем не оправданным потерям наиболее ценных продуктов питания. Достаточно вспом­нить хотя бы, сколько зерна расходуется на производство мяса (животноводческими комплексами, свинофермами и птицефермами), тогда как имеющиеся у нас материаль­ные ресурсы можно было бы направлять на увеличение производства важных для здоровья человека овощей, фруктов, орехов, бобовых и полноценных крупяных и зер­новых культур и, наконец, целительного меда.

Существует и другая причина того, что человечество продолжает цепляться за свои заблуждения. Это недопу­стимо низкий уровень знаний о собственном организме, о его способности к саморегуляции и самовосстановле­нию. Причем этот уровень характерен и для несведущих людей, и для специалистов-медиков.

Даже если бы наше невежество распространялось только на сферу питания человека, и этого было достато­чно, чтобы его здоровье стало весьма неустойчивым, легко уязвимым. Беда в том, что немногими большими знаниями мы располагаем и в отношении других сфер жизнедеятельности организма. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: существует ли на свете такая машина или сис­тема, которая способна работать в равновесном состоя­нии? Например, двигатель внутреннего сгорания, не осна­щенный системой охлаждения? Любой автомобилист ска­жет вам, что такое невозможно, двигатель сразу же «захлебнется». А человеческий организм — тоже машина. Совершеннейшая биологическая машина с системой автоматического управления, подчиненного объективным законам внешней среды обитания. Ее работу обеспечива­ет также и разность температур, которая существует в нашем организме. У нормального, здорового человека температура кожи составляет 24° С, внутри тела — 36,7° С. Нарушение разницы температур ведет к заболе­ванию, если организм не закален. Закаливание призвано расширить возможности нашего организма для компен­сации резких изменений в естественном перепаде темпе­ратур.

Помимо всего прочего, мы еще и двигаться не обу­чены. Правильно двигаться. Сейчас принято во всех бедах винить адинамию или, как ее часто называют, гиподинамию. С недостатком движения, физических на­грузок связывают многие болезни, отклонения от физиче­ской нормы. Но скажите на милость, разве спортсмены мало двигаются? Да они только этим и занимаются и тем не менее болеют. А военные разве не болеют? А крестья­не, которые день-деньской в движении, да еще на чистом воздухе, на земле? Они не болеют? Болеют не меньше, чем все остальные. Значит, дело не просто в движении, а в правиль­ном движении. Кто-то, возможно, усмехнется, уж не собира­ется ли доктор Шаталова учить молотобойца в кузнице или механизатора в кабине трактора правильным движениям? На первый взгляд, действительно смешно. Но смешно может быть только тем, кто представления не имеет о возможно­стях и, главное, потребностях нашего организма. Культура движения вообще выпала из поля зрения нашей практиче­ской медицины. Если же кто-то и занимается этой пробле­мой, то только с точки зрения экономичности движений, их производственной целесообразности и эффективности, а так­же роста результатов, показываемых спортивной элитой. То есть опять-таки по главу угла ставится не сам человек.

В движении главное — это умение раскрепостить мышцы, довериться им, дать возможность свободно со­кращаться и расслабляться в естественном ритме. Тогда работать будут только те из них, которые абсолютно необходимы в данный момент при данном характере движения. Остальные же получат возможность отдох­нуть. Но этому надо учиться, причем учиться всем и каж­дому. Система Естественного Оздоровления включает в себя упражнения, цель которых — научить человека ис­кусству движения на фоне расслабленности.

В первой, вводной, главе я не ставила своей целью дать читателю сколько-нибудь систематические знания о процессах, характеризующих жизнедеятельность чело­веческого организма, и методах их оптимизации. Мне хотелось лишь обратить ваше внимание на искусствен­ный характер нашей цивилизации, ее оторванность от природы, что, в конечном счете, и является причиной всех нынешних и грядущих бед человечества, показать все несовершенство наших представлений о своем организме.

Сегодня мы находимся на критическом этапе развития. Вопрос стоит так: или человечество найдет в себе силы изменить направление развития созданной им цивилизации в сторону сближения с природой, переориентировать науку на изучение ее законов, обеспечивающих жизнеспособность и развитие системы «природа — человек», или погибнет. Иного не дано. С подобными предостережениями выступа­ют сегодня лучшие умы человечества. Прислушаемся к их голосу и начнем с себя, с перестройки своей психологии, своего образа мышления, своих привычек. Скажем себе и всем: «Добро тебе, Человек! В твоих руках твоя собствен­ная жизнь и жизнь твоих детей, внуков, правнуков, всех тех, кто придет за тобой. Сумей разумно распорядиться ею!»








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 667;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.