Материалы и способы их обработки.
981. Аньоло Бронзино, Портрет Элеоноры Толедской с сыном Жаном. Галерея Уффици, Флоренция.
Аппликация - создает узор путем накладывания вырезанных кусков материи на текстильную основу другого вида. Была модна в эпоху Ренессанса и предназначалась, прежде всего, для церковных облачений.
Атлас - шелковая, шерстяная или льняная ткань из блестящей пряжи, тканая этласовым переплетением, делающим возможным сложный образец. В местах, где утковые нити свободно лежат над основными, возникают блестящие поверхности, там где они сплетаются, возникают матовые поверхности. Атласные ткани, известные со времени средневековья, использовали преимущественно в качестве декоративных, а также для парадных церемониальных туалетов.
Бархат - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с тянутым или нарезным ворсом. Начало берет, повидимому, в Италии. В 1247 году венецианские ткачи бархата получили разрешение учредить собственную гильдию. К этому привело стремление еще более увеличить великолепие шелковых тканей. Типичным орнаментом в эпоху поздней готики и Ренессанса стал мотив граната с большим раппортом, большей частью тёмнокрасного и золотого цвета, иногда с золотыми петлями. В эпоху Ренессанса рисунок часто создавался изветными художниками (А. Поллайуоло). В эпоху барокко бархат становится многоцветным, в XVIII веке рисунок на бархате делается мельче. В начале XVII века в центральной Европе шерстяной бархат заменяет недоступный по цене шелковый. Используется он в основном для декоративных тканей и для одежды.
Батист - очень тонкая льняная ткань, родина которой Индия. Она использовалась для тонкого белья, летней и парадной одежды.
Блестки - блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с дыркой для пришивания, использовались для украшения.
Вышивка - техника украшения готового текстильного изделия с помощью различного вида стежков из цветных или металлических нитей была известна уже в древнее время. Некоторые эпохи, напр., поздняя готика, давали ей предпочтение перед вытканным узором. С помощью вышивки декорировались, в первую очередь, церковные облачения, но также и светская одежда, использовались орнаменты с фигурами и растительными мотивами. Пышность вышитых одеяний достигает вершины в эпоху барокко, когда текстильные изделия утрачивают свою естественность и превращаются в жесткую декорацию с богатыми, зачастую золотыми рельефными украшениями.
Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканая полотняным или кепровым переплетением, иногда в комбинации с атласоеым. Шелковый Дамаск восточного происхождения, это тяжелая, густотканая материя, предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, а некоторые более легкие виды - и для одежды. Хлопчатобумажной и льняной Дамаск в новое время используется и для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVII веке были модны, особенно в Испании, большие шпалеры из этой ткани с раппортом рисунка до 2 м. В XVIII в. эта ткань часто имитирует кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.
Диаспер - двухутковая шелковая материя с тонкой золотой ниткой, тканая полотняным переплетением с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в средние века.
Кашемир - ткань кепрового переплетения из шерсти кашмирских коз. Шерсть этих коз славится тонкостью и длиной. Кашемир используется для дамской одежды, а набивной - на набивные платки.
Кмент (батистовое полотно) - более грубая ткань такого же вида и применения, как батист. Упоминается уже в Ветхом завете.
Кожа - искусство выделки кожи было известно уже в древние времена. В исторические эпохи кожа использовалась в основном для обуви, а также для некоторых видов одежды (головные уборы, кожаные штаны в XVIII веке). Только в новое время стало возможным широко использовать кожу не только для спортивных целей, но и для выходной мужской и дамской одежды.
Креп — тонкая редкая ткань, шелковая или хлопчатобумажная с волнообразно прогнутыми волокнами после соткания. Предназначалась преимущественно для вуалей.
Кружево-полоска или кусок текстиля, получаемого или путем шитья или плетения. Основное развитие кружевного дела падает на XVII век, когда распространилось использование кружев для украшения светской и церковной одежды. Основными центрами по производству кружев были Венеция и Брюссель.
982. Франс Гальс, Кормилица с ребенком. Государственный музей, Берлин. Платье девочки сделано из Дамаска с цветочным рисунком. Чепец, воротник и манжеты украшены накрахмаленным кружевом.
983. Петрус Кристус, Св. Илья. Коллекция Роберта Леманна, Нью-Йорк. На женщине платье из парчи с мотивом граната и чепец, наз. sella; мужчина на втором плане одет в бархатный плащ, отороченный мехом.
984. Анри Тулуэ-Лотрек, Марсель Лендер танцует в балете «Шильперик». Коллекция Миссис И. Хей, Нью-Йорк.
985. Фотография. В XIX веке кашемировая шаль с турецким рисунком была излюбленным дополнением к платью для выхода.
986. «Ди Винер Элеганте» (Die Wiener Elegante), 1842 г. В XIX веке большой популярностью пользовалась тесьма, которой отделывали декольте и юбки.
987. Пьяница и гетера. Рисунок на внутренней части чаши из Брига. Около 490—480 гг. до н.э. Университетский музей Мартин фон Вагнер, Вюрцбург. Джон С. Копли, Анна Тинг. Музеи изящных исскуств, Бостон. Квирин Ян, Портрет жены художника. Национальная галерея, Прага.
988. Джон С.Копли, Анна Тинг. Музей изящных искусств, Бостон.
989. Квирин Ян. Портрет жены художника. Национальная галерея. Прага.
990. Огюст Ренуар, Качели. Лувр, Париж.
991. «Виктория» (Victoria), Берлин, 1872. Ленты являются неотъемлемым элементом юбки с турнюром.
992. Роспись из египетской гробницы времени IV династии (фрагмент). Мех является одним из самых древних материалов, используемых человеком для одежды.
993. Орас Берне, «Чудесные» в пелиссе, отделанном мехом.
994. «Костюм паризьен» (CostumesParisians), 1814г. Велюровая накидка на рединготе.
995. «Альгемайне Моденцаитунг» (Allgemeine Modenzeitung), 1837 г. Горностай, который в прошлом предназначался исключительно для дворцовой одежды, в XIX веке находит повседневное применение в дамской моде.
Появление кружев машинной выработки в XIX веке сделало это дорогое украшение из предмета роскоши обычным дополнением одежды, прежде всего белья.
Лен — растительное волокно, об использовании которого для производства тканей упоминается уже в древности. О льняных тканях дошли сведения из Древнего Египта, античного мира, от германцев, славян и кельтов. Льняные ткани различной плотности, беленые и суровые, повседневно применялись в Египте в средние века для одежды и постельного белья, для домашней и рабочей одежды, для подкладки.
Лента - полоска ткани, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка. С XVII века ленты использовались для украшения одежды как мужской, так и женской, а также причесок и шляп. Рафинированное использование лент, особенно в эпоху рококо, вылилось в сложную игру символических аллегорий.
Мех - выделанная шкура животных с густой и прочной шерстью. Примитивно обработанные меха были, по всей вероятности, первым материалом, который человек применил для своего ложа и одежды. Мех использовался для одежды во все исторические эпохи, но долгое время он служил только в качестве подкладки или отделки. Некоторые виды редких мехов стали символом высокого светского или духовного сана (горностай). К самым дорогим мехам относится соболь, горностай, норка, сибирская куница, чернобурая и рыжая лисица, шиншила, каракуль.
Мохер - ткань из шерсти ангорской козы, очень тонкой и длинной, с шелковистым блеском. В Европу была завезена из Малой Азии.
Муар - блеск на ткани, возникающий при сдавливании и сплющивании утковых нитей. Так делаются ткани из блестящей пряжи, все шелковые.
Муслин - легкая прозрачная ткань, шелковая или шерстяная. Родиной ее является Индия. В Европе была особенно модна в эпоху ампир.
Набивка - на тканях возникла гораздо раньше, чем печать на бумаге. На Востоке, повидимому, уже в древнее время была известна техника ручной раскраски тканей (покрытие материи слоем воска или связывание определенных мест, которые должны остаться неокрашенными). Техника непосредственной набивки происходит, вероятно, из Египта, от коптов. Долгое время существовала набивка одноцветная, чаще всего синяя (народная набивка краской индиго). На протяжении всего средневековья появляются набивные ткани, которые используются для практических целей - на рабочие одежды, подкладки и т. д., а также имитируют более дорогие парчовые и бархатные материалы. Набивка производилась с помощью деревянных форм, в которые позднее вбивали металлические наконечники, чтобы рисунок узора был более тонким. В новое время в Европе отказались от набивки с помощью деревянных форм, а стали применять шаблонный, так наз. пленочный способ, который позволяет создавать орнамент сложной окраски и даже репродуцировать очень сложные с художественной точки зрения образцы. Тем самым набивная ткань достигает одного уровня с материалом, тканым орнаментом. Она используется для одежды, шпалер и обивки. Одновременно, однако, снова возобновляется ручная набивка из деревянных форм, и снова входят в моду народные или сделанные по народным мотивам набивные синие ткани с использованием краски индиго.
Набивная ткань — шелковая ткань для дамских платьев с набивным цветным рисунком.
Парча - тяжелая шелковая ткань с узором, вытканным золотыми или серебряными нитями (т. е. обычно это льняные нити, обвитые тонкой золотой или позолоченной нитью). Парча использовалась для парадной дворцовой и церковной одежды.
Плиссе - мелкие незастроченные складки на ткани, были известны уже в древнее время (Египет). В новое время плиссе делается с помощью специальной машины.
Полотно - ткань полотняного переплетения изо льна, конопли или хлопка, была хорошо известна уже в древнее время. Используется для одежды и постельного белья.
Пурпур - очень дорогой краситель, известный с древних времен. Краску получали из сока моллюсков (murex, buccinum, purpura) и она давала целую гамму оттенков от темнофиолетового до красного и коричневого. Окраска пурпуром была очень дорогой, позднее начали его заменять пурпуром растительным. Плащ пурпурного цвета был символом высокого сана.
Резина. С открытием вулканического каучука в середине XIX века резина становится широко применяемым материалом. В одежде имеет значение исключительно практическое, а не эстетическое.
Тафта - материя, тканая полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одноцветная. Предназначалась для женской одежды.
Тесьма — текстиль в виде полоски, служащий для каймы на декоративных и одежных тканях. Происходит, повидимому, из Германии (кёльнская тесьма XV века). С этого времени тесьма вошла в моду, часто она делается с пышным орнаментом.
Тюль - редкая, тонкая ткань из хлопка, шелка или льна. Шестигранная повторяющаяся петля не возникает путем тканья, а путем вплетания утковых нитей в основу. Ткань предназначена для легких декоративных занавесей и вечерних туалетов.
Фетр - нетканая материя, изготовляемая из отходов шерсти, меха на упаривающих машинах путем прессования и валяния. Используется преимущественно для производства шляп и обуви.
Фру-фру (frou-frou) - шелест женского нижнего белья, достигаемый с помощью тафтовых материалов. Был моден на рубеже столетий, около 1900 года, его предшественником были брюки-плундры в XVI веке, имевшие специальные прорези, которые «шуршали».
Хлопчатобумажная ткань - делается из хлопка — растительного волокна, получаемого из хлопковых семян. Самые древние находки свидетельствуют о том, что хлопок был известен в VII веке до н. э. в Индии. Через арабов он попадает в Палестину, Египет, Андалусию, Сицилию. До конца XVIII столетия в Европу ввозятся только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии возникает производство хлопчатобумажных тканей, и вскоре за этим начинается эпоха развития хлопчатобумажной промышленности во всей Европе.
Шарлах - название ткани и краски яркокрасного цвета. В средние века эту краску получали из насекомых (cocus illisis), или краппа (корень марены), или сандалового дерева. Ткань применялась для парадной одежды светских и церковных сановников.
Шелк - натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда. На протяжении истории высоко ценились мягкость, блеск, упругость и приятный шелест шелковых тканей. Родиной шеководства был Китай, где с III тысячилетия до н. э. и до VI века сохранялся в тайне секрет его производства. До этого времени он попадал в Европу только в виде готовых тканей. При Александре Великом он становится известным в Риме, где за него платят золотом. При императоре Юстиниане производство шелка начинается в Византии с центром в Царьграде, дальнейший расцвет наблюдается в арабских областях (сев. Африка, Сицилия, юж. Испания), затем в Италии в эпоху средневековья и ао Франции в эпоху барокко.
Шелковые ткани во все времена предназначались для торжественных случаев, это касается как одежды, так и декоративных тканей для интерьера. Для обеих целей рисунок шелковых тканей долгое время оставался одинаковым. Только в начале эпохи Ренессанса, когда все больше распространяется раппорт для декоративных тканей, появляется другой, более мелкий рисунок для тканей, предназначенных для одежды. Только в XVII веке начинает отличаться рисунок тканей для мужской и женской одежды.
Шерсть - натуральное волокно из шерсти овец, коз, верблюдов. Обработка шерсти была известна уже самым древним цивилизациям в Передней Азии. Отсюда это искусство проникло в Грецию и остальную Европу. В новое время первенство в производстве шерсти принадлежит Англии. Уже в античное время производились шерстяные ткани, служившие в качестве одежды (коптские ткани), в средние века уже во всей Европе было широко развито производство сукна в широком ассортименте как по качеству, так и по расцветке.
Литература.
Allen, В. S., Tides in English Taste 1619-1800. Нью-Йорк 1968 Balbin, В.. Miscellanea regni Bohemiae 1681, dec. I., lib. III., cap. XX
Baudelaire, Ch., Curiosites esthetiques. Париж 1859-60 Bazin, G., Baroque and Rococo. Лондон 1964 Birnbaum, V., Romansky sloh v Italii a Nemecku. In: Listy z dejin umenl. Прага 1947
Blahnik, V. K., Svetove dejtny divadla. Прага 1929 Boehn, M. v., Bekleidungskunst und Mode. Мюнхен 1918 Boehn, M. v.. Die Mode. Menschen und Moden im 19. Jahrhundert, rr. I-IV. Мюнхен 1908-19 Boekhoff, H. - Winzer, F,, Weltgeschichte der abendlandischen
Kultur. Брауншвейг 1963 Boucher, F., Histoire du costume. Париж 1965 Bowra, C. M., Classical Greece. Нью-Йорк 1965 Bradley, C. G., A History of World Costume. Лондон 1953-54 Braun-Ronsdorf, M., The Wheel of Fashion. Лондон 1964 Bruhn, W. - Tilke, M.. Das Kostumwork, Берлин 1941 Cirlot, J. E., A Dictionary of Symbols. Лондон 1962 Colas, R., Bibliographic Generate du Costume et de la Mode. Париж 1933
Davenport, M., The Book of Costume, тт. I, II. Нью-Йорк 1948 Deruisseau, L. G., Die Entwicklung der Moden wahrend der
italienischen Renaissance. Ciba-Rundschau. Базель 1937 Drobna, Z. - Durdik, J., Kroje, zbroj a zbrane doby predhusitske
a husitske. Прага 1956 Dziekonska-Koztowska, A., Moda kobieca XX. wieku. Варшава 1964
Falke, J. v., Kostumgeschichte der Kulturvolker. Штутгарт 1875 Falke, O. v., Kunstgeschichte der Seidenweberei, тт. I, II. Берлин 1913
Fischel, O., Chronisten der Mode. Потсдам 1923 Gollerova-Placha. J., Latky z prazske kralovske hrobky. Прага 1934
Gombrich. E. H., The Story of Art. Нью-Йорк 1961 Gutmann, A. L, Flanderisches Tuch in Kunst und Mode. Ciba-Rundschau. Базель 1937 Halova-Jahodova, C., Galerie moravskych Kounicu, магазин Matice moravska, 63-64
Hansen, H. H., Costume Cavalcade. Лондон 1958 Hatzfeld, H. A., Literature through Art. Нью-Йорк 1962 Huizinga, J., The Waning of the Middle Ages. Великобритания 1955 Klein, R., Lexikon der Mode. Баден-Баден 1950
Konig, R. - Schuppisser, P. W., Die Mode in der menschlichen
Gesellschaft. Цюрих 1958 Kunst und Geist Frankreichs im 18. Jahrhundert. Вена 16,6.—30. 9. 1966
Lander, R. - Herbenova O., HistorickV kostym. Мартин 1956 Latour, A., Les Magiciens de la Mode. Париж 1961 Laver, J. - Blum, A. - Reynolds, G. - Read, B. - Thienen, F. v..
Das Kostum. Eine Geschichte der Mode (Renaissance und Fruhbarock). Мюнхен-Амстердам 1951 Laver, J., Costume. Лондон 1963
Laver, J.. 17th and 18th Century Costume. Лондон 1959 Leloir, M., Dictionnaire du Costume. Париж 1957 Matejcek, A., Velislavova bible. Прага 1926 Read, H., A Concise History of Modern Painting. Лондон 1967 Sandre, A., II costume nei tempi. Торино б. г. Schlosser, J., Die Bilderhandschriften Konig Wenzel IV. 1893 Sichart, E. v. - Kohler, K., Praktische Kostumkunde. Мюнхен 1926 Steinmann. W., Standetrachten im Mittelalter. Ciba-Rundschau.
Базель 1938 Steinmann, W., Zwangstrachten im Mittelalter. Ciba-Rundschau.
Базель 1938
Stloukal, K., Kralovny, knezny a velke zeny ceske. Прага 1940 Sroftkova, O., Die Mode der gotischen Frau. Прага 1954 Srohkova. O., Die Mode der Renaissance bis zum Rokoko. Прага 1959
Thiel, E,, Geschichte des Kostums. Берлин 1960 Thornton, P., Baroque and Rococo Silks. Лондон 1965 Toudouze, G. G., Le Costume francais. Париж 1945 Vecellio, C., Degli abiti antichi e modern! di diverse parti del mondo. Венеция 1590
Vitruvius Pollio, M., De architecture libri X, 27 Volavka, V., Mistfi rokoka. Прага 1941 Volavka, V., О sose, т. I. Прага 1959 Vydra, J., Nauka о kroji. Переработано. Прага 1937 Wagenknecht, J., Krejcl v Praze od zalozeni mesta az po dnesni
doby, тт. I, II. Прага 1932-33 Wilhelm, J., Histoire de la Mode. Париж 1955 Winter, Z., Dejiny kroje vzemich ceskych od pocatku stoleti XV, az po dobu belohorske bitvy. Прага 1893 Wottflin, H., Die klassische Kunst. 1899 Zibrt, C., Dejiny kroje v zemich ceskych (od dob nejstarsich az po valky husitske}. Прага 1892 Zitek, O., Lide a moda. Прага 1962
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 629;