Введение. Алгоритм эпохи. Последняя треть XX в
Алгоритм эпохи. Последняя треть XX в. отличается возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса (ведущей становится научная мысль), спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира), углублением различий социально-экономических условий жизни развитых и развивающихся стран, усложнением проблем цивилизационной культуры (экологических и социальных, натурофобии, падения морали и др.), усложнением структуры Ойкумены и ростом виртуальности ситуаций, бурным развитием информационных технологий, ростом национальных конфликтов и терроризма. Последнее, как и третье, - диалектическая противоположность всем другим положительным тенденциям. Конец XX в. оказался и временем, поставившим на грань выживания все человечество. Та же, но более общая диалектическая противоположность.
В развитии науки сказались кризисные ситуации индустриального общества и получили развитие новые тенденции - экологизация сознания человека, гуманитаризация естественных наук, глобализация экономического и политического мышления, сложное сочетание глобального и регионального как на национальном, так и международном уровнях.
Ведущей установкой в географии становится восприятие мира как многомерного пространства со сложной системой связей и зависимостей. Базисными категориями такого пространства, составляющими основу географического мышления, становятся «пространство-место» и «территория-район».
В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы. Обобщающими категориями теоретического фундамента географии стали: геопространство, место, регион (территория), местоположение, единство пространства и времени, устойчивость и изменчивость, локально-глобальный континиум, географическая среда. Пополнение предмета географии «четвертым измерением» - временем, дополнило систему категорий функционированием, динамикой, эволюцией. Это было обусловлено общенаучной синергетической парадигмой и тесно связано с процессами экологизации и гуманитаризации. В методологии географии наметился поиск не жестких объяснений происходящих явлений и процессов. И, как следствие, появление географического подхода в системе наук. В географические исследования внедряются методы аэрокосмической съемки, дистанционные методы сбора информации и использования новых компьютерных технологий в ее обработке. Значительно больше внимания стало уделяться проблемам саморефлексии, т.е. осмыслению человеком, обществом своих задач, своего места в жизни, своей судьбы.
Экологизация охватила не только все семейство наук, но и мировое общественное сознание. После решений Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в обиход вводят такие понятия как среда, охрана, воздействие на природу и их последствия, прогноз этих последствий.
Формируются пограничные науки - геоэкология и ландшафтная экология. Проводится не только инвентаризация ресурсов, но и их анализ и управление (менеджмент). Расширяется понятие «окружающая среда». К традиционной природной среде, которая приравнивалась к природным условиям, добавляется городская, техногенная и социальная среды. В СССР продолжало развиваться направление, получившее название природопользования. По мнению В.А.Анучина именно «основы природопользования» должны устранить разрыв между физической и экономической географиями.
Экологизация очень остро поставила вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных исследований в географии. Такая ситуация потребовала углубления разработок, как традиционных (картирование, оценивание), так и новых (мониторинг, геопроектирование, геопрогнозирование) видов географической деятельности, в основе которых лежали уже субъект-объектные отношения. Одним из этапов реализации этих проблем стало развитие конструктивной географии, предложенной еще в 60-е годы И.П.Герасимовым.
«Человеческие» ветви в географии получили свое развитие в общем контексте гуманитаризации наук, определившей переход от мышления индустриального общества, где человек рассматривался как фактор в развитии экономики, к пониманию человека как «меры вещей». Влияние названных тенденций привело к увеличению исследований, связанных с человеческой деятельностью и ее реакцией на изменения любого происхождения.
Поведенческая география имеет широкий спектр работ, обращенных к личному восприятию окружающего мира и пространственному поведению людей. Разрабатывались такие проблемы как «человек, место и поведение», «поведение человека и среда», «пространственное поведение человека» и др. Данные направления исследований не привели к созданию устойчивой дисциплины, но дали существенный толчок развитию «человеческой» географии, а также новому видению проблемы места.
Радикальная география родилась в англо-американской и французской географии. Она рассматривала вопросы о роли географии в формировании государственной политики, в выработке целей общества в улучшении условий благосостояния людей и социальной справедливости. Однако радикальная география не закрепилась надолго как особое научное направление, хотя способствовала большому росту публикаций.
Социальная география является откликом географов на рост социальных процессов в обществе. Англо-американская социальная география выделяется из общей и включает в себя целый спектр исследований: географию безработицы и городской преступности, миграции, географию образования и спорта, социальную жизнь в малых пространствах, регионального управления и рынка, руральный образ жизни, феминистическую географию и др. Мюнхенская школа К.Рупперта публикует многотомную серию по сферам социальной географии. Французская школа откликается публикацией работы «Принципы социальной географии». В СССР - России получает распространение термин «социально-экономическая география», как совокупность экономической географии и географии населения.
Поиски общих теоретических основ географии не прекращаются. Итоги «теоретической революции» не выразились в суммарных результатах теоретического поиска, поэтому наблюдается повышенное внимание к общей географии, ее основам и к расширению исследований в этом направлении.
Для зарубежных стран типично издание обобщающих учебных пособий «Введение в географию» (Г.Хард, 1973, Е.Бергман и Т.Маккнигт, 1993). В нашей стране учебное пособие «Введение в географию» вышло лишь в 90-х годах (Шальнев, Савельева). Публикуются работы по теории географии: В.А.Анучина «Теоретические основы географии» (1972), «Метакартография» А.Ф.Асланикашвили (1974), «Теоретическая география» В.Вирта (1979), «Вопросы методологии…» А.М.Трофимова и Н.М.Солодухо (1986). «Теоретические проблемы физической географии мира» В.А.Шальнева (1997). В СССР проводится серия общегеографических совещаний по теоретическим проблемам, а географическое общество СССР выпускает серию сборников «Современные проблемы географии».
Основным ядром теоретических разработок данной эпохи стали понятия пространство - место - время. Понятие пространство, пространственный подход активно внедряется в самые разнообразные сферы географического и социологического анализа. При этом интерес исследователей возбуждает не географическое (трехмерное) или геодезическое, а человеческое (многомерное) пространство, т.е. пространство, воспринимаемое не только приборами, но и людьми. В связи с этим в географических исследованиях появляются необычные «качественно окрашенные пространства»: индустриальное, общественное, историческое и др.
Для советской географии характерно использование иных терминов - территория, территориальный, место. Проблема территориальности связана с такими понятиями как локализация и размещение, возникающими в процессе «географической (территориальной) дифференциации» и «территориальной организации». Примером могут служить территориальные природные и производственные комплексы.
Разработка положений теории географии, процессов, динамики и экологических проблем стимулировала интерес к категории время. Проблемы времени рассматриваются в ходе изучения прошлого (историческая и эволюционная география), современных процессов (мониторинг) и прогнозном моделировании. В СССР- России это направление связано с разработкой таких понятий как устойчивость и изменчивость.
Важное значение приобретает и такое положение как соотношение пространства и времени.
Начинают разрабатываться и проблемы культуры в географии. В этом отношении показательны работы Ю.А.Веденина. Его «Очерки по географии искусства» (1997) и современное представление о культурном ландшафте, структура которого связана с выделением природного слоя, слоя материальной культуры и культурного слоя (культурного наследия, традиционной и новационной культур).
Методическое перевооружение географии в первую очередь коснулось вопросов математического моделирования, методов геоинформатики, опирающихся на электронную технику, и внедрения дистанционных методов наблюдения и измерения.
Получили новое осмысление и разработку методики, связанные с решением задач различных видов географической деятельности, связанные с так называемым «деятельностным подходом». Были усовершенствованы методы ландшафтной индикации, оценивания природных комплексов, природных ресурсов, природных условий жизни населения, а также геосистемного мониторинга, геопроектирования, ландшафтного анализа.
Большой удельный вес в публикациях 70-х и 80-х годов занимают работы, ориентированные на развитие и внедрение методов дистанционных исследований.
Достижения техники и возросший объем запросов к географической информации обусловили революционный переворот в средствах накопления, обработки и выдачи географической информации. Создаются геоинформационные системы (ГИС), которые прошли путь развития от простых баз данных отдельных отраслей географии, через создание геоинформационных систем, до формирования ГИС - технологий. Последние позволяют решать не только прикладные (обеспечение менеджмента), но и теоретические задачи (прогноз и ретроспективное моделирование, электронное картирование и др.). ГИС - технологии не только активно внедряются во многие сферы жизни, но и приобретают характер нового географического товара. Отсюда, создание профессиональных объединений производителей ГИС-услуг и конференций ГИС-пользователей.
Выводы:
— Рассмотренная эпоха стала рубежом, фиксирующим кризис географического мышления, который характерен для индустриального общества и происходит под воздействием процессов экологизации и гуманитаризации. Ползучий экологический кризис, техногенные катастрофы и угроза ядерной зимы обострили интерес к деятельности человечества, качеству среды жизни и запасам природных ресурсов. Гуманитаризация проявилась в формировании бихевиористских подходов, радикальной и общественной географии, в резком увеличении человеческих отраслей - социальной и политической географии. Все это усилило тенденции внутринаучной дифференциации и усложнило систему географических наук. Если в 1985г. назывались 39 «тематических специализаций» географов, то к середине 90-х годов их число приближается к 60.
— В области теоретических обобщений географы пытались использовать глобальный и региональный подходы в системе взаимодействия общества и природы. Тенденция глобализации исследований была связана с осознанием целостности географической картины мира и взаимосвязи ее частей. Обобщающими категориями теоретического фундамента стали: геопространство (например, пространство географической оболочки), место, единство времени и пространства, устойчивость и изменчивость. Таким образом, земной мир стал восприниматься в качестве многомерного пространства, мозаики, сложного организма, системы связей и взаимосвязей. Если региональность еще в начале XX в понималась как явление частное, уникальное, то сейчас понимается как часть целого, глобального, сохраняющего при этом уникальные свойства.
— В методологической сфере усилился поиск объяснений происходящих явлений и процессов. Географическое мышление стало проявляться не только в форме «науки», «отрасли науки», «учения», но и форме географического подхода, используемого специалистами других наук. В связи с этим усилилось внимание к изучению соотношения географии с философией и идеологией, с макросоциальными процессами (в частности с постмодернизмом). Все большую роль стали играть междисциплинарные проблемно ориентированные исследования (в том числе международные) на базе новых технологий (компьютеризации) и поиска взаимопонимания в сфере общности моделей и понятийно-терминологического аппарата. Компьютеризация привела не только к изменениям носителей геоинформации и методов ее переработки (компьютерное картографическое моделирование), но и к изменению отношений между производителями географических знаний и их потребителями.
Введение
Рисунок на обложке книги.
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои спицифические черты на одежду людей. Поэтому «Иллюстрированная энциклопедия моды» представляет интерес для каждого, кто интересуется не только историей костюма, но и историей вообще.
Наша книга разделена на две части: первая охватывает период развития костюма от 4 тысячелетия до новой эры до восьмидесятых годов XX столетия, вторая часть составляет подробный перечень отдельных частей одежды, модных дополнений к ней, причесок и т. д. Текст дополнен репродукциями с произведений знаменитых, а иногда - и малоизвестных мастеров живописи и скульптуры, по которым мы можем проследить изменение моды в течение более чем пяти тысячелетий, а также рисунками и фотографиями из современных журналов мод. Эта особенность, а именно - показ развития одежды так, как это запечатлено в истории искусства-отличает эту энциклопедию от всех вышедших до сих пор публикаций на эту тему, что обеспечивает ей большой успех во всем мире. Энциклопедия моды вышла уже на чешском, немецком, французском, шведском и японском языках. Ныне мы предлагаем данную энциклопедию советским читателям на русском языке.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 891;