Личность и Эго
Во многих восточных школах существует опасное заблуждение: личность Человека рассматривается как иллюзия или досадная помеха на пути к просветлению. Следовательно, между такими понятиями, как «эго», «персональность», «индивидуальность» и «личность» ставится знак равенства. Школы, провозглашающие иллюзорность или даже порочность индивидуальности, стремятся привести своих учеников к переживанию единства с Богом через разрушение личности стремящегося. Подобные «духовные» школы мы называем антагонистичными личности.Сделаем небольшое отступление, чтобы сразу разрешить этот вопрос, который на протяжении тысячелетий оставался предметом спора представителей различных учений.
«Эго» не означает «Я». Понятием «Я» или «Истинное Я» эзотерическая Мудрость обозначает только зерно-зародыш – индивидуализированную искру Универсального Вселенского Духа, дремлющую в Человеке до тех пор, пока она не будет разбужена добровольным обращением души к Учениям и не вызовет к жизни пламень «воплощенной Истины». Поэтому термином «эго» духовная психология называет множество неосознанных, маленьких «псевдо-я», существование которых определяется привязанностью личности к вещам или событиям.
Персональность – духовно-психологический термин, делающий акцент на существовании эго и характеризующий жизнь данного Человека или его поступки как зависимые от эго.
Личность –весь комплекс духовных и эмоциональных качеств Человека. Ведутся споры относительно того, должно ли включать в определение Личности физические особенности Человека, как то: рост, вес, цвет глаз и т. п. Эзотерическая Мудрость категорична: наша плоть является инструментом и проявлением личности, она несет на себе отпечаток личности и свидетельствует о ее качествах, но тело не есть личность,как автомобиль не есть водитель, и дом не является тем же, что и живущий в нем.
Индивидуальность –термин, подчеркивающий исключительность и специфику духовно-эмоциональных характеристик, присущих данному Человеку. Личность и индивидуальность – не хорошие и не плохие понятия, но – диалектические.
Беседуя с одним из руководителей новообразованного на территории России ашрама[91] я задал вопрос:
— К чему должен стремится ученик?
— К слиянию с Атманом[92] и полному растворению в нем.
— Растворение ученика в Атмане означает прекращение деятельности всех аспектов его сознания, не так ли?
— Так, о брат мой.
— Если индивидуальное сознание является иллюзией, зачем Бог создал его?
— Это было Его большой ошибкой, – ответил собеседник.
Итак, должно быть ясно: ни материя сама по себе, ни наше физическое тело, ни наша личность с присущими ей индивидуальными качествами не могут рассматриваться как источник опасности.И наша личность, и наше тело, и сам материальный мир есть сущее, поскольку они рождены из Божественного Ума, и сам факт присутствия в них этого Ума говорит о том, что они есть в действительности. Подчеркнем еще раз: заблуждением или источником опасности может быть только наше неверное пониманиесамого предназначения тела, материи и личности.
Обобщим изученное в этом разделе: наше физическое тело, наша личность и наши индивидуальные качества, а также вещи, которыми мы обладаем, и сам окружающий нас зримый мир есть проводники Духа – одновременно Его проявление и Его слуги, ибо Дух есть Бог. Такое понимание реальности называется в мистических учениях объективным.
Бог – трехплановая Вселенная.
Второе, также соответствующее действительности значение слова «Бог» есть Вселенная в ее тройственном принципе: физическом астральном и ментальном. В христианстве это значение вылилось в идею святой троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
Идея тернера– одна из наиболее древних эзотерических идей Человечества. Латинский термин «тернер» буквально означает «тройственность», «триединство». Внимательнее всмотревшись во глубину мистических традиций, становится ясно, что идея триединства мира присуща каждой традиции и религиозной доктрине, в основе которой лежит учение эзотерической Мудрости. Идея триединства – далеко не единственная из универсальных истин Человечества, но именно она наиболее наглядно и емко демонстрирует то, что немецкий ученый-антрополог Адольф Бастиан назвал «первичными идеями».В понимании Бастиана «первичные идеи» – комплекс одних и тех же духовно-философских представлений и воззрений, в той или иной символической форме исповедуемых большей частью древних культур. Сами же символические и мифологические формы, которые обуславливаются спецификой географического положения и национальной культуры, и в которые облекают себя «первичные идеи», немецкий ученый назвал «народными воззрениями».
Адольф Бастиан не сказал решительно ничего нового – Посвященными древности всегда исповедывалось единство Истины и всегда осознавалась целесообразность разных форм ее проявления. Важно другое: эта констатация показала, что современная наука приблизилась к осмыслению существования объективной Духовной Истины.
Итак: Дух, душа и тело; мысль, чувство и инстинкт; духовный, астральный и физический мир – еще десятки веков назад эти понятия послужили основой для создания всего эзотерического символизма.
«Истинно, достоверно, действительно, – провозглашал первый из Сынов Божиих Земли, Тот, в Изумрудной Скрижали. – То, что находится внизу, подобно находящемуся вверху, и то, что находится вверху, подобно находящемуся внизу, ради осуществления чуда единой вещи.»
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1000;