Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, систематизатор схоластики(догматичного учения о боге). Фома Аквинский сумел объединить веру и разум, аргументируя свою точку зрения тем, что:
• вера и разум одновременноучаствуют в процессе познания;
• все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что непознаваемо;
• разумомможно познать факт существованияБога;
• разумомнельзя познать проблемы сотворения мира, первородного греха;
• философия и теология — разныенауки;
• философияможет объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
1.4.3. Можно ли доказать существование Бога?
Доказать существование Бога нельзя, скажет позднее немецкий философ Кант. Существование Бога принимается на веру, интуитивно, без доказательства. Между тем, Фома Аквинский и другие теологи средневековья сформулировали аргументы в пользу существования Бога. Дадим их в современной трактовке:
· космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому первопричина - Бог;
· богословский аргумент: вселенная характеризуется системностью, она разумна, Бог и есть этот разум;
· онтологический аргумент: все люди обладают идеейБога, этой идее должно нечто соответствовать в реальности;
· нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление о нравственности, это и есть Бог;
· аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объясняет все факты нашей жизни.
В средневековой схоластике выделялись также два противоположных направления - номинализм и реализм. Реалисты считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятия – универсалии (что-то вродеидей Платона). Видный представитель реализма - Ансельм Кентерберийский.Номиналисты (от лат. поmеп — имена) считали реально существующими лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимали как именавещей (что-то вроде единичных вещей – индивидуумови их видов и родов у Аристотеля). Универсалии познаются послетого, как будут познаны в чувственном опыте вещи. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр.
Теоцентризм объясняет все сущее через господство
сверхъестественной силы – Бога
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1201;