Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.
Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых. Объективно-идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок. Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).
6.Фиоисофия Эпохи Возраждения.Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.
8.Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561—1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.
Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем. Для Ф. Бэкона правильный метод — наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.
Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.
Р. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами.Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью.
12.Беркли (1685-1753).“Трактат о принципах чел-го знания”.За основу берет учение Локка, кот критикует.Локк признает сущ-е первичных кач-в (вес, форма),а вторичные кач-ва понимает как зависящие от способностей чел-х органов, то Беркли считает все кач-ва вторичными.В книге Опыт новой теории зрения он прилагает усилие док-ть, что св-ва, кот Локк понимал первичными,как присущие вещам, имеющие объективный характер, на самом деле вторичные кач-ва. Сущ-е вещей и явлений внеш-го мира Б. отвергает .Он счит-т, что все что сущ-т ,сущ-т как наше чувст-е восприятие.Сущ-ть по Б.- зн быть воспринимаемым.Вещи –комплексы ощущуний .Вещи объективно не сущ-т , а сущ-т в мысли, кот от Бога. Юм(1711-1766). “Исследование чел-го разума”, он дает ответ о том,что есть источник ощущуний- это мы сами.Вещи- продукты деят-ти субъектов.Представление о внеш мире-следствие наших привычек.В своей гносеологии значение придает опыту, кот ничего не говорит о внеш мире, он вырыжает освоение восприятий в нашем сознании. Возник-н общ-ва-рез-т развития родовых отношений людей. Общ-я жизнь-удовлетворение потребностей,получение прибыли.С возникновение власти общ-во превращ0ся в го-во.
9 Учения о субстанции в философии Нового времени.
Б.Спиноза.Вслед за Бэконом и Декартом основную цель философии исследовал Б.Спиноза – нидерландский философ, материалист, пантеист и атеист. Он противопоставил дуализму материалистический монизм – все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи или духа. Бог, идеальное и материальное слились у Спинозы в единую бесконечную субстанцию. В основу своего материализма и атеизма Спиноза положил идею о том, что существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя и не нуждается для своего существования ни в чем другом. Бог Спинозы неотделим от природы и полностью лишен качеств личности. Природу называл Богом, а Бога – природой. Необходимость причин и следствий, проистекающая из внутренних законов единой субстанции – это единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает св-ми: протяжением и мышлением. Человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. Человек – часть природы (не социальное существо, а «вещь» природы). Всего труде «Этика» все изложено геометрическим методом (определения, аксиомы, теоремы). В этике Спиноза разрабатывает учение о свободе. Отвергает идеалистическое учение о свободе воли. Свобода, по его мнению, - это познанная необходимость, ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта идея – выдающееся завоевание материалистической философии. Но свобода для Спинозы – только господство разума над чувствами. Теория познания Спинозы имеет материалистический и рационалистический характер. Первая, низшая ступень познания, – чувственные восприятия, вторая – знания, основывающиеся на уме, третью – интуиция, непосредственное созерцание. Он принижает роль чувственного познания и опыта, не видит в практике, опыте критерия истинности знания. Поэтому его рационализм выражен более резко, чем у Декарта. Отрицая сотворение мира Богом, Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия. Достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира, в его воззрениях были и элементы диалектического понимания мира, а именно единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. «Свобода есть осознанная необходимость». Г. Лейбниц.Г.Лейбниц выступил как представитель идеализма17 в. Во всех областях знания он стремился к выработке широких объединяющих воззрений. Он пытался соединить несоединимое: науку с религией, философский материализм с идеализмом, априоризм (доопытность) с эмпиризмом. Характерная черта научной деятельности Лейбница – стремление соединить теорию с практикой. Его внимание привлекли и социальные вопросы. Он развивал учение о субстанции, исходил из множества субстанций. Любая вещь – субстанция. Каждая вещь или субстанция, или сила, есть единица бытия, или «монада»( единица, простая сущность). Монада не материальна, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Монады обладают активностью, самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. В отличие от Спинозы, у Лейбница к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы. Лейбниц «изъял» из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад – результат установленной Богом гармонии.Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления(неорганич мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека ясного понимания, разума. Признает основным свойством монад деятельную силу, устанавливает энергийную связь между ними, а с другой стороны защищает идею Бога-творца, т.о. приходит к принципу неразрывной (универсальной, абсолютной) связи материи и движения. Вершина философского наследия Лейбница – учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимался логикой, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания.
10.С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинен законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.
Своеобразное понимание сущности человека на основе материалистического сенсуализма выдвинул К. Гельвеций. Он считал, что у человека все сводится к. ощущениям. Поэтому движущими силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания.
Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально философскими воззрениями. Выступая против воззрения теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории.Жан-Жака Руссо (1712—1778) считал, что «человек — по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным»5. В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Он противопоставляет своей эпохе — эпохе сословных привилегий и лицемерия — простоту, невинность и добродетель первобытных людей.Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение. Только такое соединение власти со знанием и мудростью способно, по его словам, «побудить правителей совершать хорошие поступки на благо человеческому роду».
11.Все идеи и представления, по мнению Локка, человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понимал воздействие на человека предметов объективного мира, которые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются,- например, идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т.д. Мышление комбинирует, обрабатывает эти простые идеи и создает сложные, более или менее цельные понятия о телах и явлениях,-например, красота, войско, Вселенная и т.д.
Кроме внешнего опыта философ выделял внутренний (рефлексию), который дает человеку знания о состоянии его души и собственных переживаниях.
Выступая против скептиков, Локк доказывал, что чел может доверять своим чувствам. В то же время, утверждал он, большинство наших представлений о вещах и явлениях внешнего мира мало похожи на них. В связи с этим мыслитель разработал свое учение о первичных и вторичных качествах, которое оказало огромное воздействие на последующее развитие философии и науки. По мнению Локка, вещи отличаются друг от друга величиной, фигурой, движением, положением, покоем. Эти качества он назвал первичными, присущими самим вещам. Такие же качества, как запах, вкус, звук, образующиеся в сознании на основе различных сочетаний различных первичных качеств, он считал вторичными. Зависящими от восприятия их органами чувств. С позиции метафизического материализма Локк, разумеется, не мог правильно разрешить поставленную проблему. Однако выделение первичных и вторичных качеств свидетельствует об осознании Локком недостаточности эмпиризма.П. Гольбах.Свою соц-философскую концепцию П. Г. увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе».Сущность общества Г. видел в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью. Долг общества -обеспечить своим членам счастливую жизнь, но при этом сами граждане должны служить общ-м интересам, отдавать обществу все свои способности.Г. считал, что гражданин не может любить общество, если оно не создает условий для его счастья, если общество лишает человека всех благ. Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это — непонимание людьми своих действительных интересов, невежества, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию. Причины противостояния людей обществу он усматривает в «порочности самого общества». Дени Дидро разделяет теорию врожденного нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека. Человек причастен к добру и злу одновременно. Он наделен страстями, однако может действовать и разумом, управляя при этом своими действиями. Рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей человека стало основным в работах «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» Клода Гельвеция (1715—1771)
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 889;