Из текста «Жалованной грамоты дворянству».
« ... Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.
Благородное дворянское достоинство наследственно есть;
Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.
Дворянин сообщает дворянское достоинство детям своим.
Без суда да не лишится благородного дворянскаго достоинства.
Да не судится благородной, окроме своими равными.
Телесное наказание да не коснется до благородного.
Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.
Благородным подтверждается право покупать деревни.
Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится или рукоделием производится.
Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.
Подтверждается благородным право собственности... не только на поверхности земли, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенным минералы и произрастения и на все из того делаемыя металлы. Благородной самолично изъемлется от личных податей...»
ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»
…Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то чего отнять не можем,– воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие: с другой немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме...
Жестокосердный помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что не прикрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет...
Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М., 1985. Т. III. С.54-55.
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 921;