Кинематограф рубежа 20-30-х годов ХХ века.
1. Muller, J.; Boscke, T.S.; Muller, S.; Yurchuk, E.; Polakowski, P.; Paul, J.; Martin, D.; Schenk, T.; Khullar, K.; Kersch, A.; et al. — Ferroelectric Hafnium Oxide: A CMOS-Compatible and Highly Scalable Approach to Future Ferroelectric Memories. [2013]
2. Muller, J. ; Yurchuk, E. ; Schlosser, T. ; Paul, J. ; Hoffmann, R. ; Muller, S. ; Martin, D. ; Slesazeck, S. ; Polakowski, P. ; Sundqvist, J. ; et al. — Ferroelectricity in HfO2 enables nonvolatile data storage in 28 nm HKMG.[2012]
3. Martin, D.; Yurchuk, E.; Muller, S.; Muller, J.; Paul, J.; Sundquist, J.; Slesazeck, S.; Schlosser, T.; van Bentum, R.; Trentzsch, M.; et al. Downscaling ferroelectric field effect transistors by using ferroelectric Si-doped HfO2 .[2013]
4. Robert D. Clark — Emerging Applications for High K Materials in VLSI Technology. [2014]
Кинематограф рубежа 20-30-х годов ХХ века.
Кинематограф на рубеже 20-30-х годов переживал интенсивную художественную мутацию. Эта внутренняя трансформация с мощным внешним давлением. Характер исторического процесса определили социально-политические факторы влияния на кино. Распространение и укрепление тоталитарных режимов в Европе непосредственно отразились на творчестве режиссеров. Определив кино "важнейшим из искусств", руководители государств прежде всего видели в нем мощное средство идеологической пропаганды, то есть - манипуляции массовым сознанием (эту функцию впоследствии еще более эффективно стало выполнять телевидение). Поэтому кинопроцесс был взят под жесткий государственный контроль в СССР, Германии, Италии, Испании и др. Именно государство начало выступать в роли единственного заказчика, продюсера и ценителя экранных произведений, определяя характер конфликтов, типы героев, круг тем, приоритетные жанры и доступные формы. В связи с такой жесткой регламентацией кинематограф, независимо от принадлежности к той или иной школе, поразительно стандартизируется как с точки зрения содержания, так и формы. Тематическая направленность фильмов (немецких, советских, итальянских и т.д.) определяется двумя главными векторами: героическое прошлое страны (Первая мировая война, мобилизовавшая дух нации, - в Германии, Октябрьская революция - в СССР, установление власти Муссолини - в Италии) и славное настоящее (построение ''нового порядка"). Конфликт, получая идеологическую окраску, отражает антагонистическое противостояние противоборствующих сторон. Соответственно герои четко разделены на "положительных" и "отрицательных". Положительные персонажи (большевики, коммунисты - в советском кино; фашисты - в германском и итальянском) олицетворяют мощь государства, правильность политического выбора. Индивидуальные характеры не разработаны, речь характеризуется призывными интонациями, однако четко прописан социально-идеологический статус экранного героя, что придает ему плакатную ясность и схематичность.
В Италии родственник Муссолини сценарист и публицист, контролировавший кинопроцесс, сформулировал десять заповедей развития национального кинематографа, среди которых особо примечательна одна: "зрители не имеют права уходить из кинотеатра во время демонстрации итальянского фильма - нравится он им или нет; хождение в кино на итальянские фильмы является патриотическим долгом каждого итальянца". А образно-содержательной основой итальянского кино была ... война. "Войну я рекомендую каждому Война была для нас спортом - самым прекрасным видом спорта", - заявлял Алессандрини, автор "идеологически правильного" фильма "Пилот Лучано Серра" (1937). Еще одним ярким образцом официозного кино явился фильм А. Блазетти "Старая гвардия" (1935), возвышенно рассказывающий об итальянских фашистских боевых отрядах, действовавших в начале 20-х годов во Флоренции.
1.0 Первые шаги советского кинематографа ХХ века
В советском кино 30-40-х существовали эти же модели, но лишь с измененной окраской. Творчество режиссеров корректировалось Сталиным через, так называемый, государственный заказ и личное приятие или неприятие фильма. Так, известная музыкальная комедия Г. Александрова "Веселые ребята"(1934) была благосклонно оценена критикой лишь после того, как вождь обронил: "А ничего, веселый фильм". И, напротив, документальная картина Д.Вертова "Колыбельная" (1937), не понравившаяся Сталину, фактически подытожила творческий путь мастера. Несвоевременное устремление режиссера делать фильмы об индивидуальных судьбах ничем не выдающихся "малых" людей открыто противоречило сложившимся к тому времени канонам. На советском экране господствовала историческая личность в мифологизированном ореоле, и это подтверждается простым перечнем названий - "Чапаев", "Петр Первый", "Александр Невский", "Щорс", "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году", "Валерий Чкалов", "Иван Грозный", "Мичурин" и т.п. И если главным героем фильма становился "человек из народа", то это, как правило, была история его восхождения к вершине государственной власти: "Член правительства", "Трилогия о Максиме", "Светлый путь" и др.
Создание советского кинематографа началось с кинохроники, как первого средства агитации фактами. Съемка революционной хроники имела огромное значение для идейного воспитания работников кино, которые становились свидетелями, а порой и участниками важнейших политических событий того времени.
Развитию кинематографии (особенно художественной, игровой) препятствовал саботаж кинопредпринимателей (были вывезены и расхищены запасы пленки, значительная часть киноаппаратуры). Для сохранения кинопроизводства, прокатных фондов картин и киносети Советское правительство ввело рабочий контроль, а затем национализировало всю фото и кинопромышленности торговлю, передав их в ведение Наркомпроса.
Художественные игровые фильмы первых лет советской власти состояли из короткометражных агитационных фильмов, пропагандировали лозунги партии и правительства, и экранизаций классических произведений мировой литературы. Агитационные фильмы, выпускавшиеся с 1918 года в Москве, Петербурге, Киеве и Одессе, отражали жизнь и борьбу трудящихся, встречали горячий прием у зрителей. В области экранизации классических произведений, осуществлявшейся при участии крупнейших актеров, большим достижением явились фильмы «Поликушка» (1919) по рассказу Л.Н. Толстого с И.И. Москвиным в главной роли, «Мать» (1920) по роману М. Горького с И.Н. Берсеневым в роли Павла. Началось производство фильмов для детей.
После окончания гражданской войны началось планомерное строительство новой кинематографии. Была проведена огромная работа по восстановлению киностудий Москвы, Петербурга и Одессы, созданию новых киностудий в Грузии, Азербайджане, Армении, Узбекистане, восстановлению сети кинотеатров, созданию новых киноустановок - стационарных и передвижных, особенно в восточных районах страны, на что особое внимание обращал В. И. Ленин.
Процесс художественного развития советского кино в 20-е годы протекал бурно и противоречиво. Советская кинематография постепенно крепла, преодолевая трудности. Развитию искусства кино содействовала идейная перестройка художественной интеллигенции, освоение ею нового, рожденного революцией жизненного материала.
Первая половина 30-х ознаменована серьезными успехами советского киноискусства, его утверждением на позициях социалистического реализма, установлением прочных связей между художниками кино и многомиллионным зрителем. На идейное и художественное развитие киноискусства повлияло обогащение его звуком.
Осваивая реалистические традиции других искусств, советское кино в первой половине 30-х много внимания придавало экранизации классики, к участию в фильмах привлекались актеры театров. Были поставлены фильмы по произведениям Ф.М. Достоевского («Мертвый дом», 1932, «Петербургская ночь», 1934), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Иуда», 1934), А.Н. Островского («Гроза», 1934, «Бесприданница»).
Перед войной возрос интерес к военно-патриотических традиций народов СССР. Это нашло свое отражение в киноискусстве, дало ряд значительных исторических фильмов: «Александр Невский» (1938), «Петр Первый» (1937), «Суворов» (1940), «Богдан Хмельницкий» (1941) режиссер Савченко И.. В 30-е годы начинается развитие многих видов и жанров кино.
Война нанесла большой урон кинематографу. Киносеть в районах, подвергшихся оккупации, была полностью разрушена, производство киноаппаратуры почти прекратилось. В последние годы войны началось восстановление киносети и производственной базы.
Развитие тормозили отрицательные тенденции творческого и организационно-производственного характера. В ряде фильмов второй половины 40-х - начале 50-х годов появились, «чужие» социалистическому реализму, черты парадности и помпезности, замалчивались трудности, унижалась роль народных масс. План производства художественных картин неоднократно сокращался. Ряд киностудий союзных республик прекратил постановку художественных фильмов. Эти явления не могли остановить творческих поисков советского киноискусства.
В 40 - 50-е заметное место заняли биографические фильмы о выдающихся деятелях прошлого: «Мичурин» (1949), «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), "Тарас Шевченко" (1951). В некоторых историко-биографических фильмах характеры выдающихся деятелей прошлого модернизировались, их взаимоотношения с окружающей средой трактовались по общей для многих фильмов схеме.
В то же время был создан ряд фильмов, рисующих благородные черты советских людей - героев труда и воинского подвига: «Сельская учительница» (1947), «Подвиг разведчика» (1947), «Молодая гвардия» (1948).
Во второй половине 40-х и первой половине 50-х растет искусство мультипликационного фильма. Обращаясь к фольклору и классической художественной литературы, режиссеры и художники создали своеобразные и ярко национальные рисованные фильмы: «Пропавшая грамота» (1945), «Конек-горбунок» (1948), «Аленький цветочек» (1952).
В 1956 году были приняты энергичные меры к значительному увеличению выпуска и улучшению качества фильмов, а также к коренной реконструкции производственной базы кинематографа. Киностудии получили новое, современное оборудование, был реконструирован «Мосфильм», введены в действие новые большие киностудии в Минске, Риге и Ташкенте, начато строительство новых киностудий в столицах других союзных республик и киностудии научно-популярных фильмов в Москве.
Главная особенность киноискусства 50 - 60-х годов - повышенное внимание к человеку, рассматриваемому в единстве его общественной жизни и личной жизни, в индивидуальном своеобразии характера, психологии, эмоционального склада. Центральной темой советского кино стала современность, главным героем - трудовой человек, его повседневная жизненная практика: «Весна на Заречной улице» (1956), «Дом, в котором я живу» (1958), «Высота» (1957).
Важная черта развития кино в шестидесятые - укрепление его связей с литературой, с которой кинематограф черпает идеи и методы. Эта связь выражается не только в прямом участии ряда талантливых прозаиков и драматургов в сценарном творчестве, но и обращении кинорежиссеров к выдающимся произведениям литературы - классической и современной: «Тихий Дон» по М.А. Шолоховым (1957-58), экранизации «Войны и мира» Л. Толстого.
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 6180;