Парфия. Общество, государство и культура.
1. Изначально – территория к ЮВ от Каспия, к нему примыкающая
2. Своё, отдельное от Селевкидов, гос-во к –250 г. Почти сразу захвачено кочевниками, которые поставили свою династию. Основатель – Аршак. Уже он начинает завоевательную политику, хотя и приходится отбиваться от обиженных Селевкидов (важно: у Парфии – очень сильная армия. Гвоздь сезона – катафрактарии – кавалерия с огромными пиками в супертяжёлой броне). Династия утверждается, но к 209 вынуждены признать верховодство Селевкидов. Однако при Митридате I (сер. –II в.) снова скидывают и начинают завоевания: Мидия и Месопотамия.
Те же кочевники, что разрушили Греко-Бактрию (см. воп. 47) обрушиваются на Парфию, но она держится, хотя с огромными потерями. Митридат II (123-87) предоставляет им область для расселения (Сакастан, совр. сеистан). Он же, очень сильно расширившись на запад, выходит к границам Рима.
После него Парфия становится вечным соперником Рима на востоке. Несколько удачных оборон от римлян (самое известное – разгромили Красса при Каррах, -53 г.), но долговременных удач в наступлении не было (брали Сирию и МА, но ненадолго).
С рубежа эр начиная – гниёт. Попытки реформ проваливаются (Артабан III). С конца I в. н.э. растёт сепаратизм, некоторые территории отлагаются. Антонины (Траян и Адриан) громят, захватывают Месопотамию (два раза, оба ненадолго). III в. – решительный кризис. К 20-м годам захватывается Сасанидами (Новоперсидская держава)
Всё это можно очень подробно не учить – сослаться на формулировку вопроса. Римско-парфянские отношения – это уже история античности.
3. Полустройство: очень зыбко и аморфно. Власть принадлежит не одной династии, но всему роду. Царь избирается советом племенной (?, наверно имеется в виду верхушка, образованная племенем кочевников из которого был Аршак) знати и жречества. Ими же может сниматься. Внутри самого государства нет никакого единства: множество полузависимых областей и автономий, нет централизации.
4. Экономика: очень большая роль у городов, которые всячески поддерживаются. Понятно, торговля и ремесло. Играют на том, что держат трансконтинентальную торговлю (геоположение) и препятствуют попыткам её демонополизации. Однако же среди территорий – Месопотамия и пр. (с/х).
5. Соц: всё как обычно, но: много рабов. Рабство классическое.
6. Культура. Типичный эллинизм с периодически изменявшейся значимостью греческой составляющей. Таки не возникло собственно парфянской традиции (хотя пытались). На раннем этапе (до –I в.) влияние греческой культуры очень велико (царская резиденция в Нисе). В поздний период больше внимания к восточной традиции, в т. ч. парфянской. Монументальность, тяжеловесность во всём (стремление создать имперский стиль).
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 618;