Глава I. Философия. Ее предмет и роль в обществе.
Абсолютная идея – основополагающее понятие гегелевской философии (термин, активно использовался Г.В.Ф. Гегелем), выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.
Агностицизм – философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Аксиология– раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Антиномия –противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование.
Анимизм – ранняя форма религии, основной чертой которой являлось одушевление всего окружающего мира.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Антропоморфизм – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Антропоцентризм– философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Аскетизм – вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание.
Атеизм – система взглядов, отвергающих религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, в воскресение мертвых и т.д.) и религию в целом.
Базис– это совокупность исторически определенных производственных отношений.
Бытие – центральное философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта, как основное его свойство, совокупность объективной и субъективной реальностей.
Воображение – мысленное представление, способность фантазировать, создавать совершенно новые образы (кентавр, например, получеловек-полуконь); способность человека отражать явления действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Время– одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
Гедонизм – направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.
Гилозоизм – философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы.
Гипотеза–недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Глобализация – это процесс практического установления экономических, научно-технических, социально-политических, культурных и иных отношений между государствами и организация функционирования этой сложной системы отношений.
Глобализм – это совокупность объективного состояния взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости экономических, научно-технических, социально-политических, культурных и иных отношений мирового сообщества.
Глобалистика– совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления.
Гносеологический оптимизм – принцип познания, утверждающий возможность бесконечного человеческого познания мира.
Гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Гностицизм – философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей (гносеологический оптимизм); религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т.н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
Государство – это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определенный порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность все население на установленной и экспансируемой территориях.
Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей цели и ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Догма – положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий.
Догматизм– восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношений к окружающему миру.
Доктрина– научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип.
Дуализм – философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.
Идеализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеального по отношению к материальному.
Идеальное–способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному).
Индивид–отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.
Индивидуальность– совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.
Интенциональность– понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет (Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Эдмунда Гуссерля).
Иррационализм – философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т.к. познавательные возможности разума сильно ограничены.
Истина – отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Категория – предельно широкое понятие, которое отражает существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Космоцентризм–система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Культура–понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности
Майевтика–метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусно наводящих вопросов.
Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, рассматривающее общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство.
Материя – философская категория для определения объективной реальности существования вне и независимо от сознания человека; внутренние единство многообразия вещей, явлений, процессов через которые она существует.
Материализм– термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности материального по отношению к идеальному.
Метафизика – теоретическая система осмысления действительности, характеризующаяся однозначностью в восприятии картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов бытия (противоположность диалектики); понятие, характеризующее область явлений, лежащих за пределами физического мира (синоним «философии», «онтологии»).
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на роль и место человека в этом мире; это совокупность и система знаний, взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека, формирующих жизненные позиции, программы и ориентиры поведения людей.
Мифология–исторический тип мировоззрения, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни.
Монада– понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия.
Монизм – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Наука– особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Неопозитивизм – современная форма позитивизма, одно из направлений философии XX в. Претендует на анализ и решение философско-методологических проблем научного знания. Отрицает возможности философии как особого рода теоретического познания и мировоззрения, и рассматривает ее только в качестве методологии научного знания.
Номинализм – направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
Общественное бытие–философская категория, означающая совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания и в конечном счете его определяющих.
Общественное сознание– отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе.
Объективный идеализм–совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
Онтология – учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления).
Относительная истина–категория, отражающая диалектический характер познания, достижения объективной истины.
Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, согласно которому все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи.
Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия.
Патристика совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв. (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
Плюрализм – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Познание–процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Позитивизм – философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Понятие–форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Прагматизм – философское течение, определяющее значение истины ее практической полезностью.
Пространство – фундаментальное (наряду со «временем») понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность.
Провиденциализм – это учение, которое характеризует историю как реализацию плана Богом о спасении человечества.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Религия – мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.
Реляционализм – философское, точнее, гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и между понятиями (Кант, Бергсон и др.)
Сенсуализм – философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.
Синкретизм – неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности – религиозный. В философии – разновидность эклектики.
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.
Сознание – важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.
Софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Социальная философия – всеобщая теория общественной жизни ее основ и важнейших форм проявления.
Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений, она самодостаточна, т.е. не нуждается ни в чем другом для своего существования.
Субъективная диалектика– это диалектическое мышление (диалектика понятий)
Субъективный идеализм– группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.
Теизм – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.
Теоцентризм – мировоззрение, где основой, причиной и целью всего существующего является Бог.
Фатализм – мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены; вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.
Феноменология – идеалистическое философское направление, основой которого является интенциональная деятельность сознания.
Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Философская антропология– философское учение о природе и сущности человека.
Формация–исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.
Цивилизация–единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли).
Человек–вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению.
Эвдемонизм – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.
Экзистенциализм – философия существования, иррационалистическое направление в современной философии, сформировавшееся накануне I мировой войны 1914—1918 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев); в Германии после Первой мировой войны (К. Ясперс, М. Хайдеггер); в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.
Явление – вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, какое-либо явление природы); совокупность процессов материально-информационного преобразования, обусловленных общими причинами; в философии Канта явление – коррелятивное понятие к «вещи-в-себе».
Язык– знаковая система для передачи, хранения, обработки и воспроизведения информации; объективированное предметно-вещественная форма сознания, существующая независимо от отдельных индивидов.
Глава I. Философия. Ее предмет и роль в обществе.
1. Особенности философии как формы общественного сознания.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1582;