Обменные процессы.

 

Люди могут обмениваться всем тем, что создается человеком и природой, и тем, что потребляется Наиболее характерными и распространенными среди обменных процессов являются игра, общение и торговля

Игровая деятельность. Игра всегда привлекала внимание и возбуждала во-просы исследователей. Один из этих вопросов: что общего объединено в, казалось бы, таких различных проявлениях человеческой активности как: детская ролевая игра и сценическая ролевая игра; массовые, спортивные, развлекательные и азартные игры; игры деловые и социальные ? Несмотря на отчетливые различия, общее в них, несомненно, есть. Оно заключено в стремлении участников приобщиться к характерным ситуациям жизненного взаимодействия, познать их и освоить правила поведения в этих ситуациях, получая при этом вознаграждения или наказания того или иного рода.

Когда ребенок скачет на палке в детской ролевой игре, его основная цель - изобразить всадника, мотив - освоение определенной социальной функции, например, “кавалерист на войне”. В этом смысле его действие носит созидательный, творческий характер. Сходная структура характеризует ролевую игру взрослых. Актер на сцене отличается от ребенка с куклой тем, что он не только и не столько сам осваивает определенную социальную функцию, ситуацию или человеческий характер, но стремится донести их до зрителя. При этом, в творческие замыслы актера могут вплетаться и определенные потребительные факторы, такие, например, как материальное вознаграждение или повышение своего статуса.

Известно, что для многих людей характерна игра и в жизни. Таким образом возникают социальные игры, которые, в частности, Э.Берн рассматривает в качестве одной из основных форм социальных взаимодействий. Мотивом в них является получение некоторой социальной или даже материальной выгоды, когда некоторый субъект, используя “построенную” ситуацию, стремится перераспределить соответствующие ценности в свою пользу за счет других людей. Исходно такие ситуации присутствуют уже в простых детских розыгрышах и “покупках”. А в сложных формах социальных игр взрослых могут разыгрываться многоходовые комбинации с целью, например, ”подставить” кого-то из конкурентов или коллег..

Основная цель в спортивных и массовых играх состоит в демонстрации и развитии умений наилучшим образом использовать средства и условия, закрепленные в определенных правилах. Основной мотив при этом - выигрыш у соперников с возможным получением “дивидендов” социального или материального характера.

Аналогичную целевую и мотивационную структуру имеют деловые игры, основной акцент в которых направлен на отработку оптимальных решений в профессиональной, социальной, военной и ряде других сфер.

Характерной особенностьюазартных игр является наличие жестких ставок платежной матрицы, а мотив - максимально возможный выигрыш. Эти игры полностью “работают” на потребительные интересы участников. Недаром они являются непременным атрибутом “злачных” мест.

 

 

Общение как форма активности. В деятельностном подходе общение рассматривается как процесс, находящийся в рамках определенной деятельности, производный от нее. В других парадигмах общение рассматривается как самостоятельная активность, как потребность и мотив. В поведенческом контексте мы наблюдаем и то и другое; при этом, в общении субъект может реализовывать и созидательные и потребительные установки. Оно может совершаться и по принципу “бытия - роста” и по принципу “обладания - дефицита”.

В естественном эмпатическом общении основным объектом и целью выступает другой человек, партнер по общению; мотив - чувство удовлетворения, ощущение человеческого единения в совместном действии или беседе. В целом, это активность созидательного характера: человеческое единение является необходимым условием плодотворного производительного процесса.

Подобно этому, общение как взаимодействие также направлено на созидательную цель, каковой является реализация совместно с партнерами определенных действий с общим предметом. При этом личные мотивы партнеров могут различаться, но в реальном взаимодействии они совпадают с общей целью - в этой ситуации партнеры объединяются в некоего единого со-субъекта, образуя основание коллективного субъекта деятельности и общения. Но это, конечно, идеал, который отнюдь не всегда достигается.

Прагматическое общение, хотя и может являться взаимодействием, по своей внутренней побудительной структуре отличается от него. Цель может быть общей, но мотивы различны, индивидуально направлены, носят потребительный характер, хотя сами субъекты прагматического общения могут представлять дело так, что их интересуют партнеры сами по себе. На самом деле, в этой ситуации партнер реально предстает для субъекта как условие, средство или объект в его мотивационных деятельных схемах. В маргинальных случаях субъект прагматического общения может относиться к партнеру как к товару: при необходимости - купить, продать или уничтожить.

Торговля в контексте взаимодействия представляет собой разновидность прагматического общения; в качестве субъектов-партнеров имеет продавца и покупателя и общий предмет взаимодействия - товар. Цели их однотипны (помещаются в сфере торгового взаимодействия), но разнонаправлены: у покупателя - купить товар, как можно дешевле, у продавца - чтобы покупатель купил его как можно дороже. Мотивы также различны: у продавца - получить деньги, у покупателя - использовать, потребить товар. Основное сходство партнеров в этом процессе состоит в том, что их непосредственные мотивы относительно партнера по общению имеют потребительный характер - максимально выгодно присвоить желаемую ценность. И такие одноименные заряды вызывают отталкивание, конфликт.

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 818;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.