Духовная жизнь общества
Дух – дуновение, дыхание, душа.
Духовная жизнь людей – для религиозного мировоззрения это жизнь в вере, что делает человека подлинно духовным. Только верующий человек способен усваивать и развивать в себе духовные качества сферы жизни.
В светском мировидении духовность – это способность жить не только под влиянием естественных потребностей, но и с ориентацией на идеалы и нравственные нормы. В философии нового времени понятие духа давалось в рациональных и иррациональных ипостасях.
В рационализме определяется одна сторона духа – разум, сознание (Геккель, Декарт).
В иррациональном – воля, воображение, интуиция (Шопенгауэр, Ницше).
Носитель духа (по философам) – душа.
В современной литературе духовная жизнь общества – жизнь людей, связанная с сознанием, является одним из важнейших элементов жизни общества.
Обычно в духовной жизни есть духовная деятельность, духовное производство, духовное потребление и усвоение.
Духовная жизнь общества немыслима без духовной сферы жизни общества. Это такая сторона жизни общества, которая связана с производством духовных начал, функционированием специальных институтов, в которых создается, и распространяются духовные ценности.
В духовной сфере создается и распространяется информация необходимая для осмысленной жизнедеятельности людей. В ней производятся знания формирующие ценности и идеалы, складываются ценностные установки.
При этом духовная сфера – не только духовное производство, но и сфера формирования духовных потребностей, распространения и потребления духовных ценностей.
В духовной сфере выделяют науку, искусство, религию, мораль, образование, воспитание.
Наука – такой специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний о природе, обществе, человеке, способах получения знаний, и их использование в общественной практике.
Искусство – специализированный институт эстетического мастерства, художественного творчества.
Идеология – совокупность идеалов идей, взглядов которые выражают интересы и позиции отдельных групп людей в общественных делах. Она бывает классовой, национальной, политической, религиозной и т.д. Она концептуализирована т.е. представляется в творческом виде либо в форме призывов.
Религия – мировоззрение и мироощущение и связанное с ними поведение, основанное на вере в существование Бога.
Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Образование – Социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей, складывающийся под влиянием духовных ценностей и знаний.
Воспитание – воздействие общества на развивающегося индивида, его цель – раскрытие и проявление дарований или сдерживание негативных задатков данного индивида.
Культура – способ созидательной деятельности общественного человека, «надприродный» способ накопления и передачи человеческого родового опыта его оценивания, и осмысления, то, что выделяет человека из внешнего мира. При этом культура включает и саму деятельность, и ее продукты.
Художественная культура - это особый вид художественного освоения мира, умение создавать творения, воплощающие в себе художественную образность.
Политическая культура – мастерство оптимально действовать в области политических отношений.
Процесс приобщения к культуре новых поколений, процесс преобразования общества происходит постоянно. Нужно овладеть профессиональными знаниями для развития общества в этом направлении. В этом главная роль образования.
Образование – система образовательных учреждений (дошкольных, средних, высших, дополнительных, профессиональных). Оно может быть государственным, домашним и т.д. Образование — это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков необходимых в их жизнедеятельности.
Оно содержит в себе национально-специфические черты, использует разные приемы и методы педагогической деятельности.
Черты современного образования:
1. Демократичность – равный доступ.
2. Интегративность – охватывает весь жизненный период.
3. Всеобщность – объединение различных образовательных стадий и структур.
4. Гибкость – использование различных форм, средств и методов обучения и т.д.
Центральная фигура образования – учитель, но сегодня идет поворот в сторону информационных технологий (компьютер, видео).
Самообразование – способность человека приложить усилия для формирования знаний и умений, нужных в сфере жизни общества. Для этого надо желание к его получению, для этого используется медиатехнологии, литература, и т.д.
Большую роль в образовании и самообразовании играет наука как специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний, представляет собой конкретный вид рациональности.
Рационализм – стремление понять мир разумом, желание преобразовать его в соответствие с разумом. Это здравое мышление душой.
Рационализм противоположен интуитивизму и иррационализму.
Интуитивизм — это непосредственное постижение мира на основе проницательности или предшествующего опыта без логического объяснения.
Иррационализм – основным средством считают веру, откровение, озарение и т.д.
Будучи элементом духовной жизни общества, наука – это деятельность по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью.
Впервые наука возникла очень давно. Есть четыре этапа развития:
1. Романтический 15-18 век
2. Классический 19-нач.20 век
3. Неклассический (⅔ 20 века)
4. Постнеклассический (последняя треть 20 века)
В романтический период наука перестает быть любительской и становится профессией.
В классическом периоде она преобразуется по образцу главной науки того времени (механики) создаются сциентические теории. Научные достижения начинают использоваться обществом.
В неклассическом происходит зарождение большой науки. Создание теории относительности, ядерной физики. Наука пошла в быт.
В постнеклассический происходит развертывание большой науки, формирование новых идей, появление новых наук – синергетики в которой природа, общество и человек рассматривают как частные случаи самоорганизации сложной системы. Дается новое понимание Хаоса и порядка. Показана творческая роль случайности.
Наука становится всесторонним предметом опеки государства.
С середины 20 века в мировую науку начал внедряться аксиологический (ценностный) момент – лишь та наука приемлема, обеспечивает сохранение и будущее человеческого рода.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 748;