Черная и Белая Луны
Мы с вами уже рассмотрели две фиктивные планеты: Восходящий и Нисходящий Лунные Узлы. Восходящий Узел указывает на направление нашего развития, на ту область жизни, где нам следует наиболее сильно проявиться; Нисходящий Узел указывает на наш прошлый опыт, на то, что мы собрали, что оставлено позади. Но Лунные Узлы не имеют морально-этического звучания, по ним невозможно определить, является ли наша карма доброй или злой, приведут ли наши усилия к накоплению светлого опыта или в еще большей степени омрачат нашу жизнь.
Оценить меру добра и зла в нашей жизни позволяют две другие фиктивные планеты: Черная Луна и Белая Луна .
Черная Луна изображается как старая (левая) Луна на кресте, она является индикатором нашей негативной кармы, всех разрушительных тенденций в нашей жизни.
Белая Луна изображается как растущая (правая) Луна на кресте, она является космическим указателем нашей светлой кармы, всего доброго и созидательного в нашей жизни.
Черная и Белая Луны известны астрологам давно, но сейчас, благодаря усилиям Павла Глобы, они как бы переживают второе рождение, и все большее число астрологов начинает понимать важность этих планет.
У каждого человека в карте рождения есть оба показателя: и Черная, и Белая Луна. Всегда есть что-то хорошее и что-то плохое, чего-то больше, чего-то меньше. Если Черная Луна сильнее Белой, значит, негативной кармы, разрушительных качеств в характере и омрачающих явлений в жизни будет больше, чем добрых, светлых. Если, наоборот, Белая Луна сильнее Черной, значит, добра, хорошего в характере и в жизни будет больше, чем злого. Подобно Лунным Узлам, Черную и Белую Луны мы будем рассматривать в паре.
Черная и Белая Луны, подобно другим планетам, перемещаются в пространстве, каждое мгновение образуя новую комбинацию влияний. Нет двух людей, в картах рождения которых они образовывали бы совершенно одинаковый узор. Каждый человек неповторим, это относится и к мере добра и зла в самом человеке и в его судьбе. Больше того, нет универсальных оценок добра и зла, которые в равной степени можно приложить для любого человека. То, что для одного человека является добром, для другого может быть злом, и наоборот. Это происходит вследствие того, что люди отличаются по уровню умственного, культурного, нравственного, духовного развития (и что достойно дикаря, может быть губительным для ищущего духовности). Один и тот же поступок в одном случае может создать светлую карму (вызовет добрые последствия), а при других условиях — темную карму (разрушительные последствия). Разумеется, важны не только внешние условия, но и мотивы поступков.
Попытки дать универсальные ориентиры, помогающие любому человеку выбрать свет или тьму, неоднократно предпринимались многими религиями, да и просто отдельными добродетелями. Так, в христианстве хорошо известны 10 заповедей (приведем их с некоторыми сокращениями):
1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе...
4. Наблюдай день субботний...
5. Почитай отца твоего и матерь твою...
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего, что есть у ближнего твоего.
Эти простые заповеди были даны с самыми добрыми, лучшими намерениями. Однако простота заповедей не означает простоту (однозначность) их понимания, а также простоту (естественность) их применения.
Надо понимать, что любая заповедь той или иной религией давалась в определенных исторических, политических, культурных условиях, была в чем-то усреднена и урезана по сознанию людей: полную истину, действительно «божественное откровение» обычное, среднее сознание людей в полной мере вместить не в состоянии. Именно поэтому наличие этих заповедей не привело к всепобеждающему и окончательному росту добродетели среди людей. Те же христиане грешили и грешат, исполняя букву Учения, теряют в духе, и от этого никуда не денешься, и на протяжении двухтысячелетней истории христианства, ставшей мировой религией, не так уж много людей действительно очистились от зла.
Торжество добра или зла — это не проблема «хорошей» или «плохой» религии. Больше того, выбор между добром и злом — это не столько религиозная проблема (или церкви, являющейся проводником религиозного учения), сколько личный вопрос каждого человека. Религия призвана человеку лишь помочь сделать правильный выбор.
Но не все так безнадежно. Несмотря на то, что универсальных правил для определения, что такое хорошо и что такое плохо, нет, есть индивидуальные критерии, основанные на объективных, космических показателях. У каждого человека есть возможность выбирать между добром и злом. У нас не только есть такая возможность, мы обязаны делать сознательный выбор.
Одна из слабостей современной христианской церкви заключается в том, что она совершенно не освещает вопрос возникновения зла: почему вообще есть зло, и кто тому виной. (Это не вопрос слабости Учения Христа, современная церковь не может претендовать на то, что обладает им.) Часто ответственность за все беды сваливается на Дьявола (Сатану), хотя из Библии это совершенно не видно, а в некоторых местах проглядывается тождественность Иеговы и Сатаны. Обычно предлагается два сценария взаимодействия добра и зла.
Первый сценарий. Добро и зло существовали изначально, это два принципа, имманентно присущие бытию, то есть помимо Бога, Творца добра, есть Дьявол, Творец зла, который во всем равен Богу. Бог и Сатана в этом случае проявляются как сотворцы Вселенной или как оппоненты (противники), что, по сути, то же самое. В этом случае получается, что зло было изначально заложено в структуру мироздания и избавиться от него не представляется никакой возможности. Кроме того, изначальный дуализм Бог — Сатана нарушает Единство Мира, в ткань мироздания изначально закладывается противоречие. Таким образом, нет единого источника бытия и нет конечной цели развития. Осознание этого факта обрекает наше существование на бессмысленность и вызывает бесконечную скорбь, ибо все мы являемся тварями Бога и Сатаны. Нет смысла быть добрым, делать хорошие поступки, добродетель ничуть не лучше (не хуже) злодейства. Нечего стыдиться своей порочности, нечего гордиться своей нравственной чистотой. Этот сценарий связан с учением Двуединства, с манихейством.
Второй сценарий заключается в том, что изначально все-таки было Единство, что существовал благой Бог и никакого Сатаны, никакого зерна зла изначально не было. Сатана появляется позднее, в процессе эволюции. Его появление выглядит очень странно, откуда он может взяться? Возникает очень неловкая ситуация, получается:
1) сам Бог, будучи Творцом всего сущего, на определенном этапе своего проявления попустительствовал появлению Сатаны, то есть в свое благое Творение Он внедрил элемент зла. Таким образом, все зло, получается, также исходит от Бога;
2) Бог умышленно не создавал Сатану, тот сам посмел восстать против Бога и пойти против Его планов. В этом случае творение восстает против Творца, являясь болезненным упреком творческого бессилия Творца. Получается, всеведущий и всемогущий Бог не смог предсказать все последствия своего Творения и явился невольным участником возникновения зла.
Не очень вдохновляющие возможности развития событий. Именно поэтому современная церковь пытается замалчивать эти больные вопросы, свое невежество заменяя агрессией, запрещающей простому христианину даже задумываться об этом: «Пути Господни неисповедимы» (это правильно само по себе, но ничего не объясняет), «Все во власти Божьей» (а Сатану куда девать?), «Раб божий, бойся Господа своего!» или «Побойся Господа!» (означает ли это: полюби Сатану?) и так далее.
Кризис христианства (это относится и к другим религиям) не умаляет Учения Христа, которое утеряно современной церковью. Христос и другие Учителя, оставившие после себя религиозное учение или не оставившие такового, обладали истинным знанием и передавали его всем тем, кто способен был его воспринять. К сожалению, таких людей всегда было меньшинство. Именно эти люди образовали внутренний круг Посвященных, именно они являются проводниками истинного, эзотерического знания. Если основатели Церкви (апостолы Христа) и обладали подобным знанием, то современные руководители Церкви могут претендовать только на форму, но не на содержание Учения.
Как же дело обстоит на самом деле? Каждый из нас повседневно сталкивается с проявлениями добра и зла как во внешней жизни, так и во внутренней, для нас это объективная реальность, данная нам в ощущения, от этого факта никуда не денешься. Добро и зло для нас — это не абстракция и не фикция. Добро и зло — это закономерный атрибут человеческой реальности, игнорировать который невозможно. Больше того, от умения различать добро и зло, от умения выбирать и ориентироваться в жизни зависят наше развитие и дальнейшая судьба.
Все дело в том, что нет такого Бога, которого исповедуют христиане. Нет такого Бога, злобного и ревнивого или всепрощающего и всеблагого. Христианство наделяет Бога человеческими атрибутами, человеческими достоинствами и недостатками, ставя, тем самым, Его на одну ступень с нами.
Буддистов иногда обвиняют в атеизме, их обвиняют в том, что они вообще отрицают Бога. Буддисты действительно отрицают личного Бога, что в принципе делает любой здравомыслящий человек. Но любой буддист верит, точнее, знает, что есть во Вселенной Высший Божественный Принцип, который невозможно обнять человеческим сознанием, а значит, и любое рассуждение о Нем будет ложным. Мы с вами уже говорили об этом (смотри закон 0). Есть изначальное Единство Мира, и есть Первопричина этого Единства. Единство порождает Многообразие. Единица, Творческий Принцип Вселенной, который мы назвали Сварогом, является причиной бытия, но он не является непосредственным Творцом каждого атома и каждой пылинки мироздания. Задача Творца — это начертать план эволюции и наметить пути его достижения. Для воплощения этого плана вызываются к жизни многочисленные Творческие Силы, объединенные в одну Творческую Иерархию (Иерархию Света). Таким образом, изначально есть план и исполнители плана. Ответственность за исполнение плана несет Иерархия; сущности, стоящие на разных ступенях Иерархии, выполняют только часть плана, руководят сущностями, стоящими ниже на ступень, и несут ответственность перед стоящими выше. Таким образом, нет Бога как какой-то единицы, несущей груз ответственности за все, есть коллективный Творец, есть Иерархия, воплощающая первоначальный План или исполняющая Закон. Первоначальный план развития и является законом, действующим в этом мире. Поэтому в чем-то правы материалисты-ученые, говорящие, что миром правит не Бог, а законы, число, если под законами понимать не мертвую букву, а бесчисленные космические Силы, которые следят, чтобы эти законы работали.
На первых этапах творения Вселенной существует только идеальная, божественная реальность (то, что мы назвали непроявленной, или небесной Вселенной), пока зла, в человеческом понимании, нет, нет никакого Сатаны, нет и добра, опять же в человеческом понимании (так как нет и человека). Есть развитие, космические законы, есть Космос — организованная, гармоничная часть Вселенной, и есть Хаос — неорганизованная, несовершенная часть Вселенной, над совершенствованием которой трудятся определенные космические Силы. Здесь есть полярность на уровне Космос — Хаос, организованное — косное, внешнее — внутреннее, активное — инертное, но нет полярности на морально-этическом уровне добра — зла.
Потом создается проявленная Вселенная, появляются миры со все большей материальностью, начинается эволюция человеческого сознания, которая проходит на этих мирах. И в тот момент, когда человек становится человеком, когда мы становимся сознательными, осознающими себя (когда включается Высший Манас), тогда все и начинается. Появляется свобода выбора. Человек — единственное существо во Вселенной, которое наделено самосознанием, но пока еще не примкнуло к Иерархии. Человек — переходная ступень от несознательной жизни к сознательной.
До человеческой стадии эволюции даром свободного выбора никто не обладал (ни камни, ни растения, ни животные). Именно здесь, где есть активный агент, и появляются добро и зло. Чтобы возникла такая ситуация, необходимо:
1) наличие объективных условий: миров плотной материальности;
2) наличие субъекта, обладающего свободой выбора.
Все это у нас есть. Мы можем выбирать. Мы можем следовать своему предназначению (дхарме), поступать в соответствии с космическими законами (порождать добро) или идти против своего предназначения, против космических законов (порождать зло). Эта свобода дана нам Космосом для того, чтобы мы с вами обрели самостоятельность, самосознание, чтобы в будущем мы стали сознательными участниками космического строительства. Если бы у нас не было этой свободы, то мы мало отличались бы от машины, которая не способна на совершение акта творчества, и польза Космосу была бы нулевой.
То есть в ход мирового развития сознательно заложен элемент человеческой несовершенной стадии развития, когда людям позволено пойти даже против всего мира. Это великая жертва, которую Космос приносит человечеству. Человек — это наиболее уязвимое звено в космической эволюции.
Но, как это не покажется странным на первый взгляд, наличие таких «слабых» звеньев необходимо Космосу, в них его сила. Благодаря наличию «слабого» звена (человеческого, антропного принципа) Космос защищен от деградации (медленного вырождения, от победы энтропии). Благодаря человеческому «звену» космическая эволюция пополняется свежими, творческими силами, не обремененными штампами и «правильными» программами.
Таким образом, основным источником зла (неприятностей) во Вселенной может быть только человек. Растения и животные в принципе не являются источником зла (еще не являются), так как не обладают самосознанием. Даже хищники и паразиты всего лишь следуют своему предназначению (дхарме), а значит, не утяжеляют свою карму, поедая, уничтожая кого-то. У них нет выбора, такова их судьба.
Сверхчеловеческие существа (ангелы, например) уже не могут быть источником зла, так как они уже сотрудничают с Иерархией Светлых Сил.
Мы же с вами (то бишь люди) можем выбирать, даже если не хотим. Мы можем знать или не знать о своих светлых и дурных наклонностях, мы можем не различать свет от тьмы, мы можем не делать выбора между добром и злом или можем заблуждаться относительно них — все это ни в коей мере не лишает нас ответственности за наши поступки и решения. Незнание космических законов не освобождает от ответственности, а знание — усугубляет ее.
Все сущности, стоящие в своем развитии выше человека, когда-то уже прошли человеческую стадию развития и тоже обладают определенной свободой выбора. Не исключена такая возможность, что какая-нибудь великая сущность (в христианстве это ангелы) возжелает использовать свой свободный выбор, пойдя против своего предназначения, против космических законов. Вероятность этого мала, так как эти сущности гораздо выше в своем развитии, чем человек, и не подвержены многим человеческим порокам. Однако падение все-таки возможно, и чем выше сущность, тем больше шума будет при ее падении. Во многих духовных учениях мы действительно находим, что такая редкая возможность была использована. В христианстве это Люцифер (что означает — Светоносный), который восстал против сил Света и стал Сатаной. Вопрос этот очень интересный и неоднозначный (он прекрасно освещен в работе Е.П.Блаватской «Тайная доктрина»). Не будем вдаваться в подробности, почему это произошло (это, возможно, не нашего, не человеческого ума дело), мы знаем, что это было возможно. Следствием этого стало создание Темной Иерархии, которая в чем-то идет против изначального Плана Творения, а значит, противостоит Светлой Иерархии (об этом речь также уже шла, когда мы говорили о Венере).
Но даже если бы не было организованных темных сил, все равно проблема добра и зла существовала бы для человека. Существование темных сил на Земле только обостряет эту проблему, но не порождает ее. Основной корень этой проблемы лежит в самом человеке, в том, что он обладает сознанием (а значит, и свободой выбора), а пользоваться им на пользу себе и другим пока не научился (проблема человеческого несовершенства). Поэтому попытка свалить ответственность за свои дурные поступки на злого дядю (Сатану или какую другую бяку) тут неправомерна. Разумеется, это не оправдывает темных, но следует всегда помнить, что темные могут работать только с готовым материалом, который им поставляют люди. Если человек — добродетельная, кристально чистая личность, то никакая гадость к нему прилипнуть не сможет. Если с нами случается что-то дурное или мы сами делаем что-то, противоречащее нашему человеческому предназначению, то значит, в нас самих есть что-то темное и разрушительное. А силы тьмы способны воздействовать на нас через это темное начало, которое мы в себе носим, усиливать его и развивать.
Кто-то не согласится со сказанным и скажет, что в нем нет ничего темного, а вот в другом человеке, который ему не нравится, действительно это темное есть. Можно называть белое черным и черное белым, кто нам судья? Оказывается, судья есть, судья неподкупный, которому подчиняются все Светлые Силы и которого не могут ослушаться Темные Силы. Этого судью можно назвать космическим законом, можно дать ему какое-нибудь имя, суть не в этом. Суть в том, что мы в состоянии увидеть работу этого Судьи, этих космических законов, обойти и победить которые не может никто. Даже бунт темных — это временное явление, явление локальное, протекающее только в определенных условиях и в определенное время.
В астрологии есть совершенно объективные, космические показатели, которые не зависят от нашего мнения, желания, настроения или вероисповедания, — это Черная и Белая Луны. С помощью этих показателей можно оценить меру своего зла или добра, с помощью них можно ориентироваться в жизни и делать сознательный выбор. Знание этих космических критериев для оценки добра и зла налагает на человека гораздо большую ответственность за его поступки, чем та, которую несет человек, не знакомый с астрологией. Знание, таким образом, это не только сила, но и большая ответственность. Со знающего и спрос больше, но и возможностей у него больше, невежество же ограниченно в средствах и возможностях.
10.2.1. Добро и зло в Русском Ведизме
Белой и Черной Лунам в Русском Ведизме соответствуют Белобог и Чернобог. Эти два божества не являются носителями добра и зла, не наделяют человека какими-то добродетелями (Белобог), не искушают его, не поворачивают на темный путь (Чернобог). Они являются объективными свидетелями человеческих поступков, являются Судьями. Руководствуясь космическими законами, они определяют меру добра и зла в поступках каждого человека.
Белобог и соответствующая ему Белая Луна олицетворяют внешнее, светлое вселенское начало — Явь.
Чернобог и соответствующая ему Черная Луна связаны с началом Навь — с оккультной, внутренней, теневой стороной жизни.
Юрий Петрович Миролюбов, всю свою жизнь стремившийся возродить русскую ведическую культуру, в статье «Два брата, Черняк и Беляк» затрагивает рассматриваемую нами тему. Эту статью мы взяли из книги [3] и приводим ее полностью, без комментариев. По своему духу она удивительно совпадает с рассматриваемым нами материалом. Все выделения в тексте статьи сделаны самим Ю.Миролюбовым.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 4974;