Упражнение 74. К тезису подберите аргументы и продемонстрируйте их связь с тезисом. Запишите схему рассуждений.
а) Преступление не есть результат свободной воли человека, как о том писали классики. Преступление - это результат взаимодействия различного рода факторов.
б) Уголовное право, находясь в системе права Украины, тесно связано с другими его отраслями.
в) В сферу действия гражданского права в равной степени попадают как имущественные, так и неимущественные отношения (независимо от связанности последних отношений с имущественными).
г) Всякие попытки квалифицировать имущественные отношения в качестве предмета гражданского права как чисто экономические или как только юридические, делить все экономические отношения на волевые и неволевые или рассматривать имущественные отношения только как часть экономических (производственных) отношений представляются бесплодными.
Упражнение 75. Сформулируйте два тезиса, докажите их с помощью аргументов, используя:
а) дедуктивную форму обоснования;
б) индуктивную форму обоснования;
в) аргументацию в форме аналогии.
Упражнение 76. Определите, содержится ли в приведенных текстах опровержение. Если содержится, определите способ опровержения и его состоятельность. Если опровержение отсутствует, объясните, почему.
а) Нельзя согласиться с тем, что отношения собственности составляют предмет гражданско-правового регулирования лишь постольку, поскольку они выполняют роль предпосылки и результата товарно-денежного обращения. В этом случае неосновательно суживается круг имущественных отношений, регулируемых нормами гражданского права, и за его пределами оказываются отношения, возникающие при наследовании, все безвозмездные имущественные отношения.
б) “Логика не есть единственное средство познания. Закономерность в бытии давно опостылела нам. Бытие окружено вечной тайной. Мы и не подозреваем, что творится во вселенной” (Л.И.Шестов).
в) “Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы - это все равно, что заставить всех людей страны пить одно лекарство для лечения разных болезней, ибо пользы от этого, может быть будет лишь четырем-пяти человекам” (Мо-Цзы).
г) “Истина не может быть обнаружена как данное. Она не может быть принята как факт природы или истории, который лежит перед нами и может быть раскрыт. Она не есть сокровище, но искатель сокровищ. Или - еще сильнее - истина состоит единственно из искания истины” (Г.Коген).
д) “Пока мы знаем только одно: преступление совершил Лузгин. Хорошо. Два соседа убитого видели на следующий день его брата - Олега Долгова в прекрасном расположении духа. Допустим, он мог просто не любить убитого. Но как объяснить то, что уже через десять дней после похорон он купил дачу под Воскресенском? И, это не все. Проводница поезда опознала в Долгове человека, разбившего окно в купе. И, последнее, телеграмму о смерти Виктора Долгова почтальон передал соседям Олега, так как в течение суток дверь никто не открывал. То есть, Олег Долгов приехал в Киев накануне убийства, 4 марта, а не 6 марта, и смерть брата была ему очень выгодна”.
е) “Господа, что мы слышали сегодня от моего уважаемого оппонента? “Всем ясно, что...”, “Со всей определенностью можно сказать...”, “Я с самого начала был уверен...” Но никаких фактов, доказывающих причастность Елены Грушиной к делу представлено не было. Так что, говоря словами моего уважаемого оппонента, факты убедительно подтверждают... всякое отсутствие фактов”.
Упражнение 77. Решите задачу: Фрэнсис Бэкон считал, что есть несколько видов Призраков–источников заблуждений, которые осаждают умы людей. Найдите их в приведенных рассуждения Бэкона. Как их назвал английский философ и почему именно так?
а) “Они вселились в людей из разных догматов философии, а также из превратных законов и доказательств. Сколько изобретено философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры”.
б) “Они суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого из нас есть своя, нарисованная Платоном пещера, которая разбивает и искажает свет природы”.
в) “Причины рассуждений коренятся не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной”.
г) “Эти проистекают как бы из взаимной связанности и сообщества людей. Люди объединяются речью. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом берет в осаду разум. Слова прямо насилуют разум, мешая все и ведя людей к пустым и бесконечным спорам”.
д) “Мысль не в состоянии охватить предел и конец мира, но всегда по необходимости представляет что-либо существующее еще далее”.
е) “Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона”.
ж) “Их основания находятся в самой природе человека, в самом роде людей. Ложно утверждать, что чувство человека есть мера Вещей. То же можно сказать и о человеческом уме, который способен вести себя, как неровное зеркало, отражая вещи в искривленном виде”.
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1302;