Глава 16. Достойный характер

 

Мужчины хотят иметь женщин с хорошим характером, которых они могли бы поставить на пьедестал и чтить с великим уважением. Они хотят, чтобы женщина была не просто хорошей, но и лучше их самих. Они надеются, что она будет добрее, терпеливее, сможет больше прощать, не будет эгоистичной и сможет проявить больше твердости в принципиальных вопросах. Если мужчина безрассудный, критичный или слабый, он легко простит себе все эти недостатки. Однако он ожидает от женщины ангельского характера и качеств, полагая, что она должна быть выше таких изъянов.

Иногда мужчина пытается поколебать пьедестал, на который возведена женщина, считая, что она сделала что-то неправильно. Он может делать это намеренно, чтобы убедиться в том, что она действительно достойна, и ему это не кажется. Другими словами, он её испытывает. Но какое разочарование постигнет его, если она понизит стандарты, опустится до его уровня, и какая радость, если она останется непоколебимой. Если она останется стоять на пьедестале, значит, она стоит на своем законном месте.

Когда мужчина видит в женщине прекрасный характер, этот факт оказывает на его чувства к ней очень сильное влияние. Прекрасным примером тому может послужить героиня из классического романа «The Little Minister» сэра Джеймса Бэрри («Маленький священник»). Бэбби была красивой цыганкой с очаровательными манерами, но Гэвин, маленький священник, считал её дикой и даже злой. Он полюбил её только тогда, когда увидел её заботливое отношение к одинокой старушке. Об этом рассказывается в следующем эпизоде.

Бэбби

Преподобный Гэвин Дишарт и доктор Макквин приехали в дом Нэнни Уэбстер, чтобы забрать её в дом престарелых. Нэнни страдала от убогости обстановки, в которой она жила, но ей было больно отрываться от дома. Когда мужчины терпеливо и мягко стали убеждать Нэнни поехать с ними, открылась дверь и в комнату вошла Бэбби.

– Здесь тебе не место, – резко сказал Гэвин, когда Нэнни, слишком расстроенная, чтобы соображать, упала к ногам цыганки.

– Они увозят меня в дом престарелых, – рыдая, сказала старушка, – не отдавай им меня, не отдавай.

Цыганка обняла её и поцеловала в опавшие щеки… Никто за долгие годы не целовал Нэнни, но не подумайте, что она была слишком бедна или слишком стара, чтобы быть безразличной к молодым рукам, обнявшим её. Говорят, что женщины не могут любить друг друга, но это неправда. Женщина не относится к разряду недоразвитых мужчин, она нечто лучшее, и Гэвин и доктор поняли это, когда увидели, как Нэнни прижалась к девушке, ища защиты. Когда цыганка с пылающими щеками повернулась к двум мужчинам, она казалась матерью, вставшей на защиту своего ребенка.

– Как вы смеете, – закричала она, топнув ногой, а они задрожали, как злоумышленники…

Она повернулась к Нэнни:

– Моя бедная, моя дорогая, – сказала она нежно, – я не позволю им забрать тебя. Она торжествующе взглянула на священника и доктора, как человек, заставший их за исполнением злого умысла.

– Уходите, – сказала она, грациозным жестом указывая на дверь.

Тогда Гэвин сказал цыганке твердым голосом:

– Ты имеешь благие намерения, но поступаешь жестоко с бедной женщиной, вселяя в неё надежду, осуществить которую не в состоянии. Сочувствие – это не еда и не постель, но именно в них она нуждается.

– А вы, живущие в роскоши, – парировала девушка, – отсылаете её в дом для престарелых, чтобы она там получила желаемое. Я думала о вас лучше.

Двое мужчин, слабо защищая свои позиции, подхватили сумки Нэнни и пытались подтолкнуть её к двери.

– Мы подождем тебя, Нэнни.

– Да, да, я иду, – сказала Нэнни, отпуская от себя цыганку, – мне нужно идти, девочка. Не огорчайся из-за меня.

– Нет, ты никуда не пойдешь. Это они уходят отсюда, – сказала Бэбби, – идите, господа, и оставьте нас.

– Ты сможешь обеспечить Нэнни? – презрительно спросил доктор.

– Да, – ответила Бэбби.

– А откуда возьмешь деньги? – спросил доктор.

– А это мое дело и Нэнни. Уходите отсюда, оба. Она больше ни в чем нуждаться не будет. Смотрите, сама мысль о том, что вы уйдете, возвращает жизнь её лицу.

Милосердие Бэбби по отношению к Нэнни превратило презрение Гэвина в любовь. Теперь он видел перед собой другую женщину, которой можно было доверять. Раньше он видел в ней только праздную девушку, дикую и беззаботную. Теперь это была женщина с душой и сердцем, и её рука была протянута к бедным. Гэвин всегда считал себя милосердным человеком, но милосердие Бэбби превзошло его отношение к нуждающимся. Мы узнаем о других прекрасных качествах Бэбби в следующей главе.

Кэтрин

В книге «Captains and the Kings» («Капитаны и короли») автор описывает воздействие ангельского характера на эмоции мужчины. Во время Гражданской войны друг напротив друга остановились два поезда. Джозеф Армо был сильным человеком со сдержанными чувствами, который, казалось, вообще не замечал женщин. Когда поезд напротив остановился, он выглянул из окна и увидел нечто такое, что привлекло его внимание и пленило мужское сердце.

Молодая женщина в чепце и переднике выпрямилась у постели молодого человека, за которым она ухаживала, и на её щеках были слезы… Казалось, она была без сил от усталости. Она стояла, немного ссутулившись, а в руках у неё была окровавленная повязка. Голова её была высоко поднята, в глазах отсутствующее выражение, сквозь которое проглядывало столько боли… Но её усталость, её сутулость, её явно угасшее молодое жизнелюбие, передник из грубой ткани и чепец не могли скрыть стройности её тела и красоты лица…

Джозеф выпрямился и внимательнее всмотрелся в её лицо. Она не собиралась уступать усталости. Через минуту она пойдет дальше выполнять свое дело. С ней заговорил солдат, которого Джозеф видеть не мог, и её стройное тело опять склонилось над ним. Её лицо было преисполнено жалости, оно дрожало от сочувствия и живой озабоченности. Потом военный поезд тронулся…

Джозеф открыл окно. Он смотрел на отдаляющиеся огни поезда, который приближался к товарной станции, и вдруг ему захотелось выпрыгнуть из вагона и побежать за уходящим поездом. Таким горячим, таким настоятельным, таким бурным было это желание, таким стремительным и пылким, что он потерял рассудок, холодный апломб и натренированный дисциплиной самоконтроль. Но даже находясь в буре чувств он в недоумении спросил себя, что именно так поразило его. Он удивлялся и поражался своим чувствам.

Дело было не в красоте девушки, поразившей его, ибо он видел девушек красивее и моложе, и в полном расцвете… Он видел более радостных, а эта девушка не была радостной ни в коей мере. Он видел девушек более женственных, но их невозможно было сравнивать с этой молодой женщиной, готовой служить и утешать с таким спокойным достоинством, таким бескорыстным состраданием, таким решительным желанием.

«Я потерял рассудок, – подумал он и заставил себя спокойно улечься, – что для меня может значить женщина, которую я никогда больше не увижу». Затем при одной мысли об этом он почувствовал отчаяние, глубокую печаль, беспощадное стремление и, к своему ужасу, желание.

Прежде чем мужчиной овладеют такие глубокие чувства, женщина должна приобрести характер, который вдохновит его на такие чувства. Вы можете подумать, что подобные наставления к вам не относятся. Всю жизнь вы воспитывали в себе добродетельные качества. Вы честны, добры и великодушны. И вообще, вы обладаете прекрасным характером. Эти добродетели действительно важны, но характер состоит не только из добродетелей. Дора была доброй, честной и великодушной девушкой, но Дэвид никогда не любил её по-настоящему. Существует много добродетелей, однако важнее всего следующие.

1. Самоконтроль

Чтобы достичь успеха в жизни, нужно научиться контролировать себя, выполнять принятые на себя обязательства, уметь распоряжаться временем и деньгами, контролировать собственные мысли и слова, сдерживать желания, воспитывать чувства, преодолевать искушения и достигать поставленных целей.

Величайший человек в истории, поставивший перед Собой самую трудную цель, прежде всего прочего занялся подготовкой Себя к этой миссии. Иисус Христос не начинал Свою миссию до тех пор, пока не побывал в пустыне, где Он постился в течение сорока дней и ночей. За это время Он преодолел искушения сатаны и таким образом одержал над Собой победу, необходимую для исполнения Своей миссии.

Когда вы принимаете решение усовершенствовать свою жизнь или достичь достойной цели, возникает сопротивление в виде сомнений в себе, отчаяния и искушения отступить. Нужно научиться воздержанности, чтобы преодолеть сопротивление и Двигаться вперед к намеченной цели. Вот ключи, способные помочь вам научиться самоконтролю:

1. Самооценка. Чтобы преодолеть сомнения, которые удерживают вас от достижения цели, научитесь высоко ценить себя.

Если вы знаете, кто вы и какую ценность представляете собой в глазах Бога, вы начнете ожидать от себя большего, станете более уверены в себе и вам легче будет контролировать себя. Вы должны видеть в себе положительный образ, чтобы развить в себе нерушимое чувство собственного достоинства.

2. Пост и молитва. Это значит воздержание от всякой пищи и питья на определенный отрезок времени. Если вы будете делать это регулярно, то молитвенного поста в течение суток будет достаточно. Когда вы контролируете физические потребности тела, дух будет в большей степени настроен на Бога. Сопровождайте пост молитвой и просите у Бога духовной силы для достижения поставленных целей.

3. Тренируйте волю. Чтобы добиться полного самоконтроля, нужно также тренировать свою волю. Например, каждый день делайте одно или более из упражнений, предложенных ниже:

а) делайте что-нибудь, что вам не нравится делать – принимайте холодный душ, выполняйте физические упражнения или ешьте здоровую пищу, которая вам не нравится;

б) делайте что-нибудь трудное – сложную работу, сядьте на диету или трудитесь над выполнением сложной задачи, или прекратите пить кофе, есть конфеты и т.п.;

в) поставьте перед собой конкретные задачи – вставайте в половине пятого, выполняйте конкретные виды работ в точно заданное время и т.д.

4. Будьте непоколебимы. В дополнение ко всему этому вам нужно набраться решимости. Постоянно помните о поставленной цели и решительно выполняйте её. Никому не позволяйте отвлекать или поколебать вас, или заставить попусту тратить время. Наберитесь решимости делать то, что необходимо делать. Таким образом вы достигнете цели и овладеете искусством самоконтроля.

2. Бескорыстие

Бескорыстие – это готовность отказаться от собственных удобств или преимуществ ради благополучия других людей. В истинно бескорыстном поступке должен быть элемент жертвы. Это отказ от удовольствия, комфорта, преимущества или материального вознаграждения, или действия, которые повлекут для вас волнение или неудобство ради блага кого-то другого.

Существуют действия, которые можно посчитать бескорыстными, но на самом деле они таковыми не являются. Это, например, отказ от вещи, которая вам, по сути, не нужна, или поступок, который вам не доставляет ни хлопот, ни издержек. Это могут быть добрые дела, но бескорыстными их назвать нельзя. Добрый поступок бывает бескорыстным тогда, когда он требует самоотдачи или жертвы. Например, вы отдаете другому человеку то, что вам самому очень нравится или в чем вы сами нуждаетесь, но что другому человеку нужнее, чем вам. Либо это ситуация, когда ваша помощь другому человеку доставляет вам много хлопот, волнений или неудобств.

Бескорыстие отличается от милосердия в следующем: милосердие продиктовано чувством любви и заботы о других людях, и это чувство побуждает нас действовать в нужный момент. Бескорыстие не обязательно продиктовано любовью. Оно может быть добродетелью, которую человек признает в качестве своего морального долга или принципа, которого он придерживается. Бескорыстие – это первый шаг в развитии чувства милосердия в том смысле, что оно помогает нам отказаться от сосредоточенности на себе и сфокусироваться на нуждах других людей.

3. Милосердие

Милосердие – это наивысшая, самая благородная и сильная форма любви и заботы, которую мы проявляем к другим людям. Оно не имеет границ и доступно представителю любой нации, религии и культуры. В милосердии отражается чистая любовь нашего небесного Отца к каждому из нас. Милосердие – главная цель каждого истинного христианина и тех, кто искренне ищет Бога. Милосердие побуждает нас служить нуждающимся. Однако служение не всегда продиктовано чувством милосердия. Люди могут служить из чувства долга. Тогда такое служение нельзя назвать делами милосердия. Апостол Павел объяснил это в Первом послании к Коринфянам (13:3): «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви [в оригинале: милосердия] не имею, нет мне в том никакой пользы».

Добродетельная жена, о которой повествуется в Притче 31, была милосердной. В первую очередь она удовлетворяет нужды своих домочадцев: «Она встает ещё ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие её хорошо, и – светильник её не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты её берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся».

Вы в первую очередь должны исполнить свой долг перед домашними своими, создав счастливую семью и домашний очаг. Но, кроме этого, вы также должны послужить миру, удовлетворив насущные нужды ближних. Мы все отвечаем за разрешение проблем в обществе, в котором живем. Достигшие успеха и нравственно благополучные должны помогать менее удачливым и слабым. Ничто так не обогащает жизнь женщины, ничто не делает её более совершенной женщиной и прекрасной матерью, чем её заботливое отношение к другим людям вне семейного круга. Вот три ключа к милосердию:

1. Сострадание. Научитесь ценить человеческую жизнь. Каждый человек – это чадо Божье, наделенное высочайшим достоинством. Когда вы видите другого человека в депрессии, унынии или в страданиях, проявите к нему любовь и позаботьтесь о его благосостоянии. Такое чувство сострадания заставит вас сделать что-то ради блага этого человека. Это и есть дела милосердия.

2. Понимание нужд других людей. Выясните, в чем реально нуждаются другие люди. Нет никакой заслуги в том, чтобы давать людям или служить им тем, что им не нужно, не удовлетворяя в то же время их реальные потребности. Таким же образом выясните, когда им нужна помощь. Не подведите их в час, когда они в ней так нуждаются.

3. Жертва. Когда нуждающийся человек оказывается в кризисной ситуации, ему может понадобиться ваш личная жертва. Часто человек не может ждать, поэтому помощь ему нужно оказать вовремя. Может быть, для этого вам потребуется прекратить работу и перестроить свое расписание. Но помните: служение другим людям практически всегда сопряжено с личными неудобствами.

Либо вам придется пожертвовать комфортом, какими-то вещами, деньгами или похлопотать и поволноваться ради человека, оказавшегося в нужде. Часто приходится слышать такие замечания: «Надеюсь, вас это не побеспокоит» или «Надеюсь, это не причинит вам больших неудобств». На самом деле мы должны желать претерпеть неудобства и беспокойство ради блага других людей. Готовность жертвовать временем, деньгами или личным комфортом для людей, оказавшихся в нужде, – совершенно необходимое качество в делах милосердия.

Однако, оказывая милосердие, вы не должны забывать собственную семью и её нужды, хотя на какое-то время вы можете отвлечь свое внимание от неё ради других людей. Другие члены вашей семьи тоже могут пойти на жертвы, помогая вам оказывать помощь нуждающимся. Пусть они тоже учатся жертвовать. Таким образом и они научатся творить дела милосердия. Вовлекая их в дела милосердия, вы научите их Евангелию любви.

В истории «Little Women» («Маленькие женщины») Луизы Мей Элкотт приводится пример семейного милосердия. В рождественское утро одна семья приготовила вкусный завтрак из любимых продуктов. В тот самый момент, когда стол был уже накрыт, их мама вернулась после посещения бедных. В одной бедной семье люди заболели, и им очень нужна была еда. Мама попросила дочь помочь ей собрать завтрак, положить его в корзину и отнести этой семье. Разочарованные девочки неохотно выполнили поручение матери. Внеся свой вклад в эту жертву, они поняли истинное значение милосердия.

Миссис Картер

Однажды моя маленькая дочь стала жаловаться на то, что я Уделяю очень много времени одному важному делу. Она сказала: «Почему ты не можешь быть, как миссис Картер? Она все время находится рядом с детьми». На минутку мне стало больно, я остановилась и задумалась о том, что я делаю. Затем я подумала о миссис Картер. Она действительно была преданной матерью. Она устраивала детям самые красивые дни рождений во всей округе и самые пышные праздники на Рождество. Дети посещали разные занятия, поэтому она постоянно развозила детей на занятия и с занятий. Везде, где проводились какие-то мероприятия, её дети принимали участие. Её преданность семье не вызывала никаких сомнений. Я тоже хотела бы больше времени посвящать своей семье, как миссис Картер. Но я была уверена, что мое служение другим людям было не менее важным.

Поэтому я поговорила с моей маленькой дочкой и объяснила ей смысл милосердия. Я рассказала ей о трех матерях: мать А любила своих детей, но уставала от семейных забот. Она считала, что вполне заслуживает небольшой отдых от детей, и потому долгие часы посвящала посещению магазинов, игре в гольф и поездкам за город. Дети иногда чувствовали себя одинокими и покинутыми, но они знали, что мама их очень любит.

Мама Б тоже очень любила своих детей. Большую часть времени она проводила вместе с ними. Она устраивала самые красивые дни рождений для них и самые лучшие праздники на Рождество. Она возила их в разные места, играла с ними, водила их на прогулки, или они вместе ездили на велосипедах (я говорила о миссис Картер).

Мама В, объяснила я дочери, тоже любила своих детей, но она также любила и чужих детей. Она также хотела помогать другим людям в разрешении их проблем. Она проявляла заботу о своих детях, тратила на них много времени и многое делала для их блага. Но она также уделяла какое-то время другим людям, помогая им. Затем я спросила свою дочь, какая из матерей жила христианской жизнью. Она сразу поняла значение милосердия и с тех пор поддерживала меня в благотворительной деятельности, иногда добровольно идя на значительные жертвы.

Самый большой враг милосердия – наш эгоизм, слишком большая сосредоточенность на самих себе и своем собственном. Мы слишком много думаем о своих детях, своем доме, своем муже и своих проблемах. Но вокруг нас много людей, находящихся в отчаянных обстоятельствах. Они нуждаются в нашей руке помощи, наших деньгах, слове мудрости или моральной поддержке. К примеру, я получила письмо от одной мамы, которая вспоминала тяжкие дни в прошлом:

«Оба наших ребенка в раннем детстве часто болели. Болезни сопровождались высокой температурой. У нашей маленькой дочери была болезнь глаз, и она чуть не умерла от высокой температуры и сильных судорог. После этого я боялась оставлять детей одних. Мы с мужем отчаянно нуждались хотя бы в небольшом отдыхе, но ни его, ни моя мать не хотели остаться с нашими детьми, боясь ответственности. Мы не могли позволить себе нанять опытную няню, а на молоденькую сиделку я не могла положиться». Очень немногие готовы последовать повелению апостола Павла: «Носите бремена друг друга».

4. Смирение

Смирение – это свобода от гордости или высокомерия. Смиренный человек осознает свои добродетели, таланты и преимущества, но понимает также свои слабости, ошибки и ограничения. Он не превозносится, но и не уничижает себя. Он оценивает себя правильно.

Когда вы смиренны, вы не думаете, что вы лучше, умнее или удачливее, чем другие люди. Вы можете быть лучше в одном, но хуже в другом. И хотя у вас могут быть способности, таланты и достижения, которыми вы честно можете гордиться, вы пока не тот, каким можете или должны быть. Каждому человеку всегда есть чему поучиться или что исправить в себе.

Наш Спаситель показал нам совершенный пример смирения. Он был избранным и безгрешным Сыном Божьим и преодолел все искушения, но жил среди людей и ел с грешниками. Его ученики поклонялись Ему, но Он не превозносился над ними, не демонстрировал свое превосходство. Более того, в великом смирении он преклонился перед ними, омыл им ноги и вытер их полотенцем, которым был препоясан. Этим жестом он показал, что на самом деле означает смирение.

Смирение также можно понять через сравнение с высокомерием или гордыней. Высокомерие – это необоснованное чувство превосходства и неспособность видеть собственные слабости и ограничения. Этот недостаток можно увидеть в следующих областях жизни:

1. Мирские богатства. Люди, обладающие большим имуществом и деньгами, часто испытывают от этого гордость. Женщины, прекрасно и изысканно одевающиеся, имеющие дорогие машины и живущие в роскоши, склонны чувствовать себя выше других женщин, у которых всего этого нет. Некоторые богатые находят удовольствие в демонстрации своих сокровищ перед неимущими. Они испытывают дьявольское удовольствие, унижая других и тем самым возвышая себя в собственных глазах. Прославление себя в материальных богатствах, которые обречены на тлен, – это высокомерие, которое указывает на серьезный нравственный и духовный недостаток.

2. Знание. Еще одним источником гордости могут быть знания специалистов с высшим образованием, людей, владеющим какими-либо умениями и навыками, способностями, достигших чего-нибудь или обладающих природными дарами и талантами. Осознание этих даров или достижений само по себе неплохо, но чувство превосходства, возникающее в результате этого, плохо, и указывает на отсутствие смирения.

Люди умные и хорошо образованные редко гордятся своими знаниями и не превозносят себя. Как правило, они достаточно скромны. Они понимают, что хотя и обладают знаниями, но существуют другие сферы знаний, в которых они несведущи или которые пока не открыты человечеству. Они стоят между прошлым и будущим. Они понимают величие ушедших людей и вклад тех, кто появится в будущем. Знание в будущем преуменьшит современные достижения. Так что люди, обладающие знаниями, живут с осознанием своего вклада и собственных ограничений. Другие люди обладают в некоторых областях большими познаниями, чем они. Их знания, какими бы обширными они ни были, ограничены какой-то одной конкретной сферой.

3. Праведность. Женщины склонны проявлять высокомерие, гордясь своей праведностью. Например, они проявляют усердие в том, чтобы жить чистой, полезной жизнью, руководствуясь высокими стандартами, преодолевая собственные слабости. Когда вы сравниваете себя с другими людьми, которые, как вам кажется, не стараются жить святой жизнью, у вас возникает искушение почувствовать свое превосходство. Довольно трудно в такой ситуации проявить смирение.

Чтобы преодолеть подобные тенденции, напоминайте себе, что вы не можете судить о достоинствах других людей или своих собственных. Другие люди могут показаться вам слабыми или безответственными, но они могут быть достойными людьми. У них могут быть скрытые качества, которые не видны на поверхности или ещё не были испытаны на практике. Подумайте об их прошлом. Может быть, они не видели в лице родителей достойный пример для подражания или не получили правильного воспитания. Если бы у них были такие же возможности, как у вас, может быть, они стали бы лучше вас.

Бог категорически осуждает гордость. Мы читаем в Притчах (6:16-19): «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». Интересно отметить, что Бог называет гордость мерзостью наряду с ложью, злыми замыслами и даже убийством.

Знаете ли вы, что смирение может исцелить склонность к осуждению и критический настрой? Когда вы смиряетесь перед Богом, когда вы осознаете свою человеческую слабость и несовершенство, вы уже не испытываете желания критиковать других людей и постоянно напоминаете себе, что хотя их недостатки могут быть достаточно серьезными, они превосходят вас в каких-то других аспектах жизни. Мы намного больше похожи Друг на друга, чем нам может показаться. Истинное смирение характеризуется терпением, прощением, принятием и благодарностью. С такими качествами уже невозможно критически относиться к другим людям.

Истинное смирение – один из самых важных элементов достойного характера. Все истинно великие люди были смиренными и скромными личностями, несмотря на свое положение или выдающиеся дары. Они видели себя в истинном свете, признавали свое величие и в то же время осознавали свои слабости и ограничения. Никто не может быть настолько великим или благим, чтобы не иметь нужды в смирении.

5. Ответственность

Ответственность означает принятие на себя обязательств с готовностью держать отчет за проделанную работу. Например, если вы собираетесь работать секретарем, вам будет дана определенная работа и, предположительно, вы возьмете на себя ответственность за её выполнение. Кроме того, предполагается, что вы выполните эту работу хорошо и вовремя. Человек либо обладает чувством ответственности, либо нет. Это добродетельная черта его характера, один из его нравственных принципов.

Примените это качество к идеальной жене и домохозяйке. Она берет на себя ответственность за ведение домашнего хозяйства, то есть приготовление пищи, покупки, уборку, стирку и воспитание детей. Она, как многие женщины, может получать удовольствие от домашней работы. А что если ей эта работа не нравится? Станет ли она оправдывать нежелание исполнить свой долг или найдет человека, который будет выполнять эту работу вместо неё, чтобы она могла заниматься тем, что ей нравится? Дело не в том, нравится ей эта работа или нет. Она берется за неё с чувством ответственности, понимая, что её нужно выполнить и что это её святая обязанность. Не важно, насколько неприятен или утомителен для неё этот труд, но ей нужно закатать рукава и приняться за работу без слова жалобы.

Кто более ответствен за благополучие ребенка, как не мать? Если вы нанимаете для него няню или отдаете в ясли, наемные работники не возьмут на себя ответственность за воспитание вашего ребенка, не станут учить его манерам, формировать характер или вкладывать в него веру в Бога. Это входит в сферу ответственности матери.

Но кто несет больше ответственности за чистый, уютный дом, как не жена? Она может попросить помочь ей в этом детей или других людей, но ответственность за чистоту и порядок лежит на ней. Неспособность справиться с этой задачей указывает на слабость её характера. Нежелание выполнять эту работу является серьезным нарушением её долга. Единственным исключением можно считать случаи, когда женщина серьезно больна или психически неуравновешенна. Только тогда следует предпринять какие-либо меры.

Это острое чувство ответственности должно распространяться, помимо дома, и на общество, школу или церковь. Когда вы принимаетесь за работу в какой-то организации, возьмите на себя ответственность за её исполнение.

6. Прилежание

 

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай»

(Екклесиаст 9:10).

 

Прилежание означает настойчивость или стремление делать дела тщательно и старательно. Прилежание означает качественный труд. Противоположностью этого качества можно назвать лень, небрежность, беспечность или равнодушие.

В женской работе существует определенное качество. Некоторые женщины делают хорошо все, за что ни возьмутся. Если вы попросите их принести на церковную благотворительную распродажу кастрюлю, то можете быть уверены, что они принесут хорошую вещь. Шьют ли они стеганое одеяло, работают ли няней или преподают в воскресной школе, можете рассчитывать на них, надеясь, что они хорошо выполнят свое дело. Так же ответственно они подходят к работе по дому, потому что у них есть качество характера, называемое прилежание.

На другой, полярной стороне стоят женщины ленивые и беспечные. Они делают плохо все, за что ни возьмутся. Они не могут прошить ровную строчку, испечь хороший хлеб или булочки. К своим домашним обязанностям они относятся так же. Возьмитесь за дверную ручку, и она окажется липкой, грязное белье высится у них горой, в раковине горы грязной посуды, в её доме невозможно найти нужную вещь.

Между этими двумя крайностями находятся женщины, вполне прилично справляющиеся со своими обязанностями. Они честно стараются исполнить самые важные вещи и не жалуются на трудности. Однако остерегайтесь посредственности. Есть опасность делать ровно столько, сколько положено. Поэтому старайтесь делать все как можно прилежнее. Именно прилежание приносит в вашу жизнь успех и радость.

7. Терпение

Терпение означает способность переносить трудности или боль без жалоб, готовность вынести все тяготы и стрессовые ситуации со спокойной стойкостью. Если у вас что-то не получается, вы терпите и спокойно ждете, не проявляя недовольства, не теряя присутствия духа из-за препятствий, отсрочки или неудачи.

1). Терпение в отношениях с людьми. Нет более эффективной школы, где можно научиться терпению в общении с людьми, чем собственный дом и собственная семья. Маленькие дети, например, могут прилепить жвачку к волосам, разлить суп, вымазать свою обувь и поссориться друг с другом. Подростки оставляют свою комнату неубранной, часами сидят на телефоне и не едят то, что им готовят. Муж опаздывает на обед или не выполняет свою долю работы по дому. Чтобы выработать терпение в общении с семьей, воспринимайте проблемы как неотъемлемую часть своей жизни, не удивляйтесь и не возмущайтесь ими. Вместо того чтобы акцентировать свое внимание на проблемах, не придавайте им большого значения. Например, маленькая девочка пролила лак для ногтей на свою постель и прибежала к маме в слезах. Вместо того чтобы расстроиться, мама терпеливо сказала: «Ну, ничего, бывает и хуже».

2). Терпение в исполнении своих обязанностей. Мы также научаемся терпению в своей работе по дому, готовя еду трижды на дню, занимаясь стиркой, которая никогда не кончается, уборкой, которая повторяется изо дня в день. Дом – это прекрасная школа для развития терпения, ибо, когда вы снова и снова выполняете свою работу, вы вырабатываете терпение. Женщины, которые пренебрегают своими домашними обязанностями или выполняют их небрежно, жалуются или вовсе отказываются делать это ради карьеры на работе, как правило, нетерпеливы.

3). Сдержанность в желаниях. Чтобы достичь определенной цели или удовлетворить желание, тоже нужно терпение. Может быть, вы мечтаете о красивом доме, другой мебели, новой одежде или отдыхе всей семьей. Все это на данный момент может оказаться невозможным или доступным лишь через какое-то время. Нужно много терпения, чтобы экономить, планировать или жертвовать чем-то ради долгосрочной цели. Мудры те люди, которые имеют терпение ждать.

Или, может быть, вы хотите выделить какое-то время для себя, для развития своих талантов или удовлетворения каких-либо своих интересов. Если вы работаете на семью, вам может показаться, что у вас никогда свободного времени не будет. Вы хотите иметь его сейчас. Но если вы хотите все делать одновременно, одновременно выполняя функции жены, матери, домашней хозяйки и делая что-то вне дома, вы будете испытывать дефицит времени и лишите себя радости служения семье. Это немудро. Когда дети вырастут и разъедутся от вас, все ваше время будет в полном вашем распоряжении. Как сказал Шекспир: «Насколько бедны люди, не имеющие терпения ждать».

Когда у вас появится время, вам все равно нужно будет терпение, чтобы достичь высоких целей. Вы сможете развивать свои музыкальные способности, может быть, начнете писать или создавать произведения искусства. Помню, я наблюдала за одной женщиной, которая вязала чудесный коврик вытянутыми петлями. Я спросила, сколько времени уйдет на его завершение. «Около года», – ответила она. Я, не задумываясь, сказала: «У меня не хватит терпения начать то, что я не смогу закончить через пару дней». Примерно через год после того разговора я задумала написать эту книгу. Мне пришлось набраться терпения, потому что на её написание ушли бесконечные месяцы и Даже годы.

Учитесь терпению, размышляя о сотворении человечества, создании великих кафедральных соборов, скульптур, картин, музыкальных и литературных произведений, энциклопедий и словарей. В трудах людей прошлого нам оставлено богатое наследие. Сегодня мы можем видеть большие мосты, сложные системы шоссейных дорог, современные технологии и достижения науки, способные ошеломить своей грандиозностью. Все это совершалось с великим терпением.

Учитесь терпению, наблюдая за тем, как природа достигает своих целей. В известняковых пещерах можно увидеть причудливой формы сталактиты, созданные капельками воды, стекавшей с потолка в течение столетий. Сколько времени нужно для того, чтобы вырос дуб или гигантских размеров сосна? Или сколько времени ушло на образование узких теснин и каньонов в горах Колорадо?

4). Солнечные дни. В жизни бывают разочарования, периоды уныния и даже горя. Всегда помните, что вы не одиноки. Каждый человек переживает мрачные дни. Наберитесь терпения, дайте этому времени пройти и надейтесь, что скоро наступят солнечные дни.

8. Нравственная стойкость

Нравственная стойкость – это решимость делать то, что правильно даже в том случае, если это решение вызовет неприятные или болезненные последствия, например критику, унижение, потерю друзей, денег, положения и даже нанесение телесных повреждений. Одно дело согласиться с нравственными принципами, и совсем другое – быть стойким в осуществлении этих принципов в практической жизни. Нам нужна нравственная стойкость в следующих сферах:

1). Моральные стандарты и цели. Верность принципам и целям часто требует от нас нравственной стойкости. В пример можно привести молодого человека, который отказывается пить, курить, участвовать в нечестивых мероприятиях и смотреть грязные фильмы. Когда друзья начинают оказывать на него давление, ему нужно большое мужество, чтобы ответить отказом. Молодая женщина может принять решение воздерживаться от сексуальных отношений до брака, но ради сохранения молодого человека может пойти на уступку. Взрослые люди не настолько поддаются воздействию своих сверстников, но и они не защищены от этого.

Одним из прекрасных примеров нравственной устойчивости может послужить Иосиф, которого братья продали в Египет, как об этом рассказывается в Библии. Оторванный от отчего дома в возрасте семнадцати лет, он попал в рабство к египтянам. Благодаря усердию и верности он стал в доме Потифара главным управителем. Но когда жена хозяина стала соблазнять его, он не побоялся пожертвовать её благосклонностью, и ему хватило нравственной устойчивости отклонить её предложение. В результате он попал в тюрьму.

Нам часто нужна моральная устойчивость, чтобы достичь важной цели. В качестве примера можно привести домашнее воспитание детей. Вы можете быть уверены в значимости своих планов, но не все разделяют ваши взгляды. Вы можете столкнуться со значительной оппозицией со стороны школы или других родителей, которые не хотят причинять себе лишнего беспокойства. Если вас волнует отношение к вам других людей, вам понадобится вся ваша моральная устойчивость, чтобы настоять на своем.

Нравственные принципы вам нужны даже как домашней хозяйке. Вы можете захотеть стать более собранной или проводить больше времени с детьми. Но когда другие люди начнут отвлекать вас, занимая ваше время, или если вам позвонят по телефону, вынуждая тратить драгоценные минуты на пустые разговоры, вам нужно будет набраться смелости, чтобы сказать «нет» и прекратить общение, не боясь обидеть позвонившего. Ваша цель должна значить для вас больше, чем мнение о вас других людей.

Если кто-то подолгу задерживает вас у телефона, нужно твердо сказать: «Простите, что перебиваю вас, но мне нужно идти». Если кто-то настаивает на своих планах, которые вы не считаете важными, можете сказать приблизительно следующее: «Мне нужно заняться другими делами» или «Простите, но у меня есть срочное дело».

2). Защита своих убеждений. Нравственная принципиальность может также понадобиться для защиты ваших убеждений, особенно если они непопулярны или противоречат мнению других людей. Речь может идти о религии, политических взглядах, подходе к воспитанию, расовых принципах или любых других вопросах, которые могут привести к неприятным последствиям. Мы все знаем, как ранние христиане твердо держались своих убеждений перед лицом жестоких преследований и даже смерти. Человечество всегда сражалось и погибало, защищая принципы, в которые верили люди.

3). Защита обиженных. Предположим, невиновный человек стал объектом слухов и клеветы, его порочат и делают жертвой несправедливости. Всегда легче стоять в сторонке. Зачем вмешиваться в дела другого человека? Такое вмешательство может привести к нежелательным последствиям и даже испортить вашу репутацию. Действительно, нужно иметь нравственную смелость, чтобы вступиться за доброе имя обвиняемого.

Я не предлагаю вам без необходимости вступать в споры и дела других людей, но если ваш голос может помешать творить несправедливость, тогда наберитесь нравственной смелости, чтобы заступиться за обижаемого. В классической литературе тому есть много примеров. В «Отверженных» Виктора Гюго самая драматическая история произошла тогда, когда Жан Вальжан набрался смелости, для того чтобы открыть свое истинное имя беглого каторжанина, чтобы спасти невиновного человека, которого собирались повесить.

4). Признавать собственные ошибки. Смелость также понадобится и в том случае, когда вы совершили безнравственный поступок. Иногда последствия признания в таких проступках могут быть серьезными. Это унижение, позор, наказание, штраф и даже тюремное заключение. Подобная история стала сюжетом классического произведения «Алая буква» американского писателя Натаниэла Хоторна. Преподобному Артуру Динсдейлу не хватило смелости исповедать свой грех с Эстер Принн, в результате чего он дошел до моральной и физической деградации. Если вы совершили безнравственный поступок, наберитесь смелости признать совершенный грех и очистить себя перед Богом и людьми, несмотря на последствия. Это только несколько случаев, где нам понадобится нравственная смелость. Помните, что более всего нам нужно будет смелости тогда, когда речь идет о правильном и истинном с преодолением страха перед последствиями.

9. Честность

Для успешной и высоконравственной жизни исключительно важным качеством является честность. Практически всех нас с детства учили основным нормам честности, так что мы знаем, что нельзя красть, обманывать и клеветать. Однако если мы не нарушаем эти запреты, нас нельзя назвать честными людьми, потому что можно быть нечестным и нарушая очень тонкие нравственные требования.

Незаметные на первый взгляд нарушения сводятся к тому, что человек говорит неправду о возрасте ребенка, возвращает в магазин купленную вещь, находя различные, не соответствующие действительности оправдания, старается купить товар по оптовым ценам обманным путем. Такой человек незаконно переписывает видео и аудиокассеты, использует для себя лживые оправдания, преувеличивает факты, не торопится возвращать деньги или товар, который попал к нему по ошибке, не дает истинного объяснения своим ошибкам или поведению. Мы нечестны всегда, когда пытаемся обмануть других людей или пытаемся произвести ложное впечатление, даже если используем для этого особый тон голоса или приподнятую бровь.

Тонкие формы обмана обычно имеют место тогда, когда речь идет о деньгах, когда мы боимся унижения или каких-либо неудобств. Чтобы побороть в себе склонность к любым формам обмана, нам следует повысить нашу систему ценностей. Говорите себе, что честность дорого обходится, но она того стоит. Будьте готовы заплатить за неё цену деньгами, Дискомфортом или даже унижением. Примите решение жить честной жизнью независимо от цены. Делайте только то, что правильно, и не думайте о последствиях. Какими бы ни были последствия, честность вознаграждается в тысячи раз, вы приобретаете силу характера и вносите в успех своей жизни огромный вклад.

10. Целомудрие

Целомудрие означает сексуальную чистоту, отказ вступать в какие-либо интимные взаимоотношения, кроме законного брака, нежелание иметь нечистые мысли или поступать нечестно. Непристойность означает блуд, супружескую измену, гомосексуализм и любые сексуальные акты вне законных связей. Блуд – это интимные взаимоотношения неженатых людей, а супружеская измена – это вступление женатого человека в сексуальную связь с кем-то другим. Гомосексуализм означает сексуальную связь двух людей одного пола.

Сексуальная аморальность – проблема древняя, она относится к началу времен. Пророки во все века выступали против этого преступления, называя его мерзостью и предупреждая о грозных последствиях такого греха. Люди продолжают вести непристойный образ жизни и в современном обществе, но появилась новая опасность: сторонники скверны требуют, чтобы общество признало их грехи как приемлемый образ жизни.

В наш век появились люди, которые утверждают, что нет ничего плохого в сексуальной аморальности, если двое взрослых людей выражают свое согласие на это. Они обвиняют общество в том, что оно пытается вызвать в них чувство вины, и требуют признания их греховной практики, чтобы облегчить боль обиженной совести. Они игнорируют вред, который они тем самым причиняют и себе, и обществу.

Вред сексуальной аморальности

1). Грех в глазах Бога. «Не прелюбодействуй» было написано на каменных скрижалях, данных сынам Израилевым. Это повеление много раз повторяется в Писании. Сексуальная распущенность считалась серьезным грехом, который в определенный период развития человечества наказывался смертью. В глазах Бога этот грех остается по-прежнему очень серьезным.

2). Распущенность отвлекает. Сексуальная распущенность отвлекает человека от работы, а женщину – от её преданности семье. Когда её интересы и силы сосредоточены на аморальном, она уже не способна достойно выполнять свой долг. В результате она не способна достичь успеха во многих областях жизни.

3). Испорченные отношения. Связи, установленные вне брака, могут привести к испорченным отношениям и разрушению семьи. Были случаи, когда несколько семейных пар организовывали сексуальные оргии, в результате чего многие семьи распадались. Таким образом многим людям был нанесен огромный вред.

4). Психические болезни. Мы все живем под действием духовных законов, которые установил Сам Бог. Когда мы совершаем аморальный поступок, мы вступаем в противоречие с духовными законами, в результате чего у нас возникает чувство вины и нервно-эмоциональный срыв. В связи с этим я опять хочу привести высказывание доктора Макса Левина, психиатра, которого я упоминала в предыдущей главе: «Не может быть психического здоровья при отсутствии высоких нравственных стандартов».

Когда человек совершает аморальные поступки в течение определенного времени, его совесть черствеет и чувство вины приглушается. Очерствевшая совесть уничтожает самые тонкие, самые благородные элементы человеческого духа. Когда совесть человека перестает тревожить его, она уже не действует как предупреждающий сигнал. Человек погрязает в других соблазнах, впадая в один грех за другим.

5). Утрата Духа Божьего. Люди, совершающие аморальные поступки, отдаляются от Бога и утрачивают Дух Божий. Отчуждение от общения с небесным Отцом – ужасающая утрата. Дух Божий необходим абсолютно всем нам для водительства и достижения успеха в жизни, для помощи в принятии мудрых речений, разумного планирования и правильного суждения. Когда мы утрачиваем Дух Божий, мы обречены на блуждание по темным путям этой жизни в полном одиночестве. Тогда во всех сферах жизни нас могут ожидать только неудачи.

6). Вечное наказание. В Первом послании к Коринфянам (6:9) читаем: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют». Как сказано в Книге пророка Малахии (3:5), Иисус Христос в день Своего второго пришествия «будет скорым обличителем чародеев и прелюбодеев». Не совсем понятно, почему Бог особенно ненавидит сексуальные грехи, но в Своих возвышенных целях Он неуклонно следует этим твердым принципам.

7). Падение народов. И вновь я цитирую из книги моего мужа «Man of Steel and Velvet» («Человек из стали и бархата»): «Величайшей угрозой для любой нации является безнравственность и особенно сексуальная распущенность. Как Самсон сдвинул столбы в языческом храме, до основания уничтожив и храм, и находящихся в нем людей, так и распущенность приводит к ослаблению, а затем и к полному уничтожению всей цивилизации. Сексуальная распущенность была главной причиной распада Римской империи, Греции, Персии, Вавилона, Содома и Гоморры, других городов и цивилизаций. Сегодня именно она в особенной степени угрожает Америке, как и другим странам, вытесняя по своей глобальности остальные проблемы. Собственно, именно она вызывает остальные проблемы. Следует всеми силами бороться против безнравственности и бежать от неё, как от величайшего врага человечества, хотя бы ради любви к родине и любви к жизни. Она может отнять у нас все самое любимое и дорогое».

Эта тема имеет самое непосредственное отношение к греху порнографической литературы, чувственной музыки, порнографических фильмов и пьес. Все это тоже вносит хаос и разрушение в человеческий дух. Люди, раскрывающие свою душу для воздействия эротического влияния, преступают духовные законы и вносят в себя диссонанс. Если прекрасная музыка, литература и искусство способны оказывать на человечество благоприятное воздействие и облагораживать наш дух, то дурная литература, музыка и искусство оказывают на него разрушающее действие.

Этим я завершаю наш разговор о качествах характера. Есть другие добродетели, присущие человеческому характеру. Мы перечислили самые главные. Для того чтобы изучать эту тему дальше, осознайте основные слабости человеческой натуры, свойственные всем людям, все человеческие недостатки, которые задерживают наш прогресс, не позволяя нам радоваться миру, счастью и успехам.

Человеческие слабости

В данном разделе я хочу обратить ваше внимание на определенную категорию человеческих слабостей, а именно, слабостей, свойственных верным. Под верными я имею в виду добрых людей, которые ходят в церковь, платят десятину, ведут честную, порядочную и нравственную жизнь. Это не блудники, они верны своим супругам и любят детей. И все же верные имеют определенные недостатки, которые вызывают проблемы и мешают им достичь успехов во многих областях жизни. Вот самые распространенные слабости:

1. Лень.

2. Эгоизм.

3. Отсутствие дисциплины.

4. Критическое отношение к другим людям.

5. Неспособность во всем полагаться на Бога и зависеть от Него.

6. Жадность.

7. Высокомерие.

Существуют общечеловеческие слабости, присущие всем нам. Если вы задумаетесь над этим, вы увидите, как эти качества способствуют возникновению многих проблем и удерживают нас от успеха в наиболее важных сферах повседневной жизни.

Как формировать достойный характер

Достойный характер приобрести можно так же, как приобретается все достойное, а именно усердием и старанием. Но что касается характера, невозможно достичь сколько-нибудь заметных успехов без ежедневной молитвы. Цели слишком высоки, а силы зла слишком могущественны, чтобы мы могли достичь успеха без водительства и силы Духа Святого. Вы можете стать хорошим пианистом, теннисистом или оратором одним своим трудом, но формирование благородного характера без помощи Святого Духа – вещь невозможная.

Когда вы приглашаете Святого Духа в свою жизнь, вы одновременно, сами того не осознавая, приобретаете сопутствующие добродетели. Апостол Павел обещал нам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вот почему люди, обращающиеся к Богу, меняются так быстро и уже не чувствуют расположения к злым делам.

Можно ли приобрести хороший характер?

Не думайте, что прекрасный характер – вещь недосягаемая. Характер человека можно изменить и преобразить. Он по определению должен развиваться и расти. Мы до конца не знаем, что есть в нашем характере. В большей или меньшей степени наш характер – это зона, до конца не исследованная. Мы хорошо знаем только те качества, которые лежат на поверхности, однако мы воображаем, что знаем себя. Когда наступает кризис, когда мы остаемся один на один с серьезными проблемами, или когда с нашими любимыми случаются несчастья, или же на нас ложится нешуточная ответственность, из глубины нашего естества появляются такие качества характера, о которых ни мы, ни другие люди даже не подозревали.

«Но, – скажете вы, – я обыкновенный человек с существенными недостатками. Я не могу мечтать о том, чтобы быть воплощением различных добродетелей. Я никогда не надеялась со своим обычным характером вызывать в людях особое почтение». Но действительно ли вы далеко отстоите от такого почтения? Может быть, вы в прошлом ничего не сделали, что заслуживало бы столь высокое уважение, но как знать, что вы сможете сделать в будущем.

Посмотрите на миллионы обычных женщин, которые стали самыми выдающимися мамами в мире. Или вспомните жен, которых их мужья черпали вдохновение, помогавшее им дочь успехов и величия. Когда-то они были обыкновенными молодыми женщинами, в которых никто из посторонних не увидеть благородства характера. Позже они стали великими матерями и женами. В каждой из нас есть семена прекрасного характера, нужно только поверить в себя и работать ради его формирования.

Княжна Марья

В классическом романе «Война и мир» есть пример исключительно добродетельной женщины. Княжна Марья жила со своим престарелым отцом, который вел себя настолько грубо, что Марья каждое утро крестилась и молилась, прежде чем приветствовать отца. Каждый день он преподавал ей геометрию. «…И видно было, что она ничего не понимает и боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были… У княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах, и только думала о том, как бы ей уйти поскорей из кабинета и у себя на просторе понять задачу.

Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, делал усилие над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадь. Княжна ошиблась ответом.

– Ну, как же не дура! – крикнул князь…

Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало её и делало её некрасивое, болезненное лицо ещё более некрасивым…»

Отец старился, и с ним было все труднее, но княжна Марья терпела все это со спокойным духовным смирением, не обвиняя его, но по-прежнему любя. Позже, когда она думала, что он умирает, она села у окна, пытаясь представить, что значит почувствовать себя свободной от его гнета, но затем упрекнула себя за такие нечестивые мысли.

У Марьи были большие, лучистые глаза, но невзрачное лицо и тяжелая поступь. Из-за её печального болезненного вида мужчины не чувствовали к ней влечения. Она думала, что никогда не выйдет замуж, но вдруг её жизнь приняла неожиданный оборот.

Во время войны, когда они были вынуждены бежать, слуги отказались помочь ей. Она оказалась в трудном и даже опасном положении. Она обратилась в находившийся поблизости полк за помощью. Командир полка Николай Ростов услышал о её просьбе и пришел на помощь. Княжна Марья сидела беспомощно в большой гостиной, когда туда вошел Николай.

«Увидав его русское лицо и по тому, как он вошел, и по первым сказанным им словам признав за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече. "Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба толкнула меня сюда", – думал Ростов, слушая её и глядя на неё. "И какая кротость, благородство в её чертах и выражении!" - думал он, слушая её робкий рассказ… У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица».

И далее.

«Она протянула ему свою тонкую нежную руку и заговорила голосом, в котором первый раз звучали новые, женские, грудные звуки. Мадемуазель Воипеппе, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Сама искусная кокетка, она не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться… Ежели бы княжна Марья в состоянии была думать в эту минуту, она ещё более чем мадемуазель Bourienne удивилась бы перемене, происшедшей в ней…

В первый раз вся та чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Все её внутреннее недовольство собой, работа её страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование, – все это светилось теперь в этих лучистых глазах, тонкой улыбке, в каждой черте её нежного лица.

Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал всю её жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которых он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам…

Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах её, тревожили его и требовали его участия».

После того как они поженились, Марья стала вести дневник, в котором «записывалось все то из детской жизни, что для матери казалось замечательным, выражая характер детей или наводя на общие мысли о приемах воспитания. Это были большею частью самые ничтожные мелочи; но они не казались таковыми ни матери, ни отцу, когда он теперь в первый раз читал этот детский дневник… Николай оставил книжку и посмотрел на жену. Лучистые глаза вопросительно (одобрял или не одобрял он дневник?) смотрели на него. Не могло быть сомнения не только в одобрении, но в восхищении Николая перед своей женой.

"Может быть, это не нужно было делать так педантически; может быть и вовсе не нужно", – думал Николай, но это неустанное, вечное, душевное напряжение, имеющее только целью нравственное добро детей, восхищало его. Ежели бы Николай мог сознавать свое чувство, то он нашел бы, что главным основанием его твердой, нежной и гордой любви к жене было всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным Николаю, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.

Он гордился тем, что она так умна, и хорошо осознавал свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она своей душою не только принадлежала ему, но составляла часть его самого.

– Очень и очень одобряю, мой друг, – сказал он со значительным видом…

Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице её выступило строгое выражение затаенного, высокого страдания души, тяготившейся телом. Николай посмотрел на неё: "Боже мой, что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у неё такое лицо", – подумал он и, встав перед образом, стал читать вечерние молитвы».

 

Черты характера

1. Сдержанность и умение контролировать себя.

2. Бескорыстие.

3. Милосердие.

4. Смирение.

5. Ответственность.

6. Усердие.

7. Терпение.

8. Нравственная устойчивость.

9. Честность.

10. Целомудрие.

 

Задание

Проведите исследование своего характера. Перечислите сильные и слабые стороны.

 








Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 856;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.099 сек.