Пустота, порождающая пространство

Святой Фома Аквинский говорил «Называться мудрым может лишь тот, чьи помыслы устремлены к концу Универсума, конец же его есть также начало Универсума»20. Основной принцип всякой мифологии состоит в том, что конец есть нача­ло. Мифы о творении пронизаны ощущением рока, неизменно возвращающего все сотворенные формы в нетленное, из кото­рого они изначально возникли. Формы безудержно устрем­ляются вперед, но, неизбежно достигая своего апогея, разру­шаются и возвращаются в исходную точку. В этом смысле мифология трагична в своем видении мира. Но в том смысле, что наше истинное бытие она помещает не в бренные формы, а в нетленное, из которого они тут же вновь извергаются вовне, мифология выше трагизма21. Действительно, какое бы мифо­логическое мироощущение ни преобладало, трагедия здесь не­возможна. Скорее, все это имеет характер фантазии. Кроме того, истинное бытие заключается не в этих формах, а в фантазии их творца.

 

 

 

 


Иллюстрация XIX. Мать богов (Мексика).

Иллюстрация XX. Тангороа, порождающий богов и людей (Австралия)

 

Как и в сновидении, эти образы выстраиваются от возвы­шенного до нелепого. Разуму, с его нормальными оценками здесь нет места, напротив – его постоянно оскорбляет и повер­гает в шок всякое утверждение, которое он, якобы, наконец – то понял. Мифология отступает, когда разум со всей серьезностью отстаивает свои излюбленные, то есть традиционные образы, защищая их так, как если бы в них и состояло послание, кото­рое они лишь призваны сообщить. Эти образы следует рассматривать как тени – и не более – непостижимого потусторон­него, недоступного ни глазу ни речи, ни разуму, ни даже вере. Подобно тривиальным фигурам сновидений, образы мифа на­полнены смыслом.

Первая фаза космогонического цикла описывает расщеп­ление бесформенности в формы, как в следующей песне о тво­рении, принадлежащей племени маори из Новой Зеландии:

Те Коре (Пустота)

Те Коре – туа – тахи (Первая Пустота)

Те Коре – туа – руа (Вторая Пустота)

Те Коре – нуи (Безбрежная Пустота)

Те Коре – роа (Далеко простирающаяся Пустота)

Те Коре – пара (Ненасыщенная Пустота)

Те Коре – вхивхиа (Незаполненная Пустота)

Те Коре – равеа (Восхитительная Пустота)

Те Коре – те – тамауа (Установленный Предел Пустоты)

Те По (Ночь)

Те По – теки (Долгая Ночь)

Те По – тереа (Медлящая Ночь)

Те По – вхавха (Плачущая Ночь)

Хине – маке – мое (Дочь Ужасного Сна)

Те Ата (Рассвет)

Те Ау – ту – роа (Наступивший День)

Те Ао – марама (Светлый День)

Вхай – туа (Пространство)

В пространстве разворачивается два лишенных формы су­ществования:

Маку (Влажность [мужское])

Махора – нуи – а – ранги (Великое Пространство Неба [женское])

 

От них берут начало:

Ранги – потики (Небеса [мужское]) Папа (Земля [женское])

Ранги – потики и Папа были родителями богов22.

Из пустоты, пребывающей по ту сторону всякой другой пус­тоты проистекают чудесные, подобные растениям эманации, на которых держится мир. Десятой в этом ряду является ночь; восемнадцатым – пространство (или эфир), остов всего види­мого мира; девятнадцатым является женско – мужская поляр­ность; двадцатой – видимый универсум. Такой ряд подразуме­вает глубины, уходящие дальше глубин самой тайны бытия. Уровни соответствуют глубинам, исследуемым героем в его приключении как миропроникновении; они соответствуют духов­ным стратам, известным разуму, сосредоточенному в медитации. Они представляют бездонность темной ночи души23.

Иудейская каббала представляет процесс творения как серию эманации во вне Я ЕСМЬ Великого Лика. Первой являет себя сама голова в профиль, а из нее берут начало «девять вели­колепных светил». Эманации представлялись также как ветви космического дерева, растущего вершиной вниз, корнями уходя в «непостижимую высь». Мир, который мы видим, является перевернутым образом этого дерева.

Согласно индийской философии санкхья (VIII в. до н.э.), пус­тота конденсировалась в элемент эфир, или пространство. Из него образовался воздух. Из воздуха произошел огонь, из огня – вода, а из воды – элемент земля. С каждым элементом разви­вались ощущения – функции, способные к их восприятию: соответ­ственно – слух, тактильное ощущение, зрение, вкус и обоняние24.

Забавный китайский миф персонифицирует эти элементы – эманации в виде пяти почтенных мудрецов, которые выходят из шара хаоса, висящего в пустоте:

«До того как небо и земля стали отделяться друг от друга, все было большим шаром тумана, названного хаосом. В это время духи пяти элементов приняли форму и развиваясь превратились в пятерых старцев. Первый назывался Желтым Старцем и был хозяином земли. Второй – Красным Старцем и был хозяином огня. Третий – Темным Старцем и был хозяином воды. Четвер­того звали Принцем Дерева, и он был хозяином дерева. Пятая же – Мать Металла – была хозяйкой металлов25.

Затем каждый из этих пяти старцев привел в движение первичный дух, из которого он произошел, так что вода и земля опустились вниз; небеса поднялись ввысь, а земля стала твер­дой до самых своих глубин. Затем воды собрались в реки и озера, и появились горы и равнины. Небеса просветлели, а земля разделилась; затем было солнце, луна и все звезды, песок, облака, дождь и роса. Желтый Старец привел в движе­ние чистую силу земли, и к ней добавилось действие огня и воды. Затем появились травы и деревья, птицы и животные, и родились змеи и насекомые, рыбы и черепахи. Принц Дерева и Мать Металла свели свет и тьму вместе и посредством этого создали человеческую расу, мужчину и женщину. Таким обра­зом постепенно появился мир...»26.








Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 747;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.