Керамические сосуды. VII в. Музей Токсугун, Сеул.
владений. Однако разобщённость длилась недолго. Угроза внешних вторжений требовала единства, и в X в. один из правителей Ван Гон основал централизованное государство Корё, от которого происходит европейское название Корея. Столицу перенесли из Кёнджу в Кэгён (ныне Кэсон). С этого времени началась новая полоса в культурной жизни Кореи. В X—XI вв. Корё завязало контакты с Китаем, Японией и Ираном, расширило свои пределы, наладило хозяйство. Это создало условия для развития искусства.
Корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме. Их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое. Архитектура Кореи X—XI вв. стала сложнее и живописнее, чем прежде. В красивейших местах страны, таких, как Кымгансан — Алмазные горы — возвели несколько великолепных ансамблей буддийских монастырей. Каменные пагоды стали стройнее и наряднее. Крыши их ярусов изогнулись кверху подобно ветвям деревьев. Появились восьмиугольные и шестиугольные в плане пагоды, например Вольджонса (XI—XII вв.).
Обострённое чувство природы отразилось в изделиях корейского декоративно-прикладного искусства, особенно в керамике, в которой мастера достигли редкостного совершенства. В скромных, неярких изделиях керамисты Кореи сумели передать волнующие образы природы. Изысканной красотой отличаются сосуды в форме персика, тыквы, а также скульптурные изделия, воспроизводящие облик животных. Особой славой пользовалась керамика, изготовлявшаяся в Кэгёне в технике «санга'м». Эти изделия были инкрустированы по сырому черепку белой и красно-коричневой глинами, покрыты сияющей серо-голубой или серо-зелёной глазурью.
В XIII в. в Корею вторглись монголы, установившие в стране своё
господство на восемьдесят лет. За время пятивекового существования Кэгён дважды был разрушен и разграблен. В пламени пожаров погиб дворец Манвольдэ (Дворец Полной Луны), от сказочной красоты которого сохранились лишь гранитные основания и мраморные лестницы. Зато уцелели прочные крепостные сооружения Пхеньяна, который тогда назывался Согён (Западная Столица).
В конце XIV в. страна вновь объединилась как государство Чосон со столицей в Хансоне (ныне Сеул) под властью династии Ли, которая правила до начала XX в. Расцвет столичной архитектуры и создание корейской алфавитной письменности пришлись на XV—XVI вв. Искусство Кореи в первые века правления династии Ли развивалось под влиянием Китая. В XV—XVI вв. буддизм утратил ведущие позиции, усилилась роль конфуцианства; стало развиваться светское зодчество. Пышно и торжественно застраивали новую столицу. Масштаб архитектурных замыслов особенно ярко проявился в композиции дворцовых комплексов Хонсона — Кёнбоккун (XIV в., реставрирован в XIX в.) и Чхандоккун (XV—XVII вв.).
Величественный ансамбль Кёнбоккун (Дворец, Излучающий Счастье) возводила в 1394—1396 гг. целая армия мастеров — резчиков по дереву, лакировщиков, живописцев, работников по металлу, садоводов. На территорию комплекса входили через каменные ворота, первый внутренний двор пересекался каналом, облицованным мраморными плитами. Следующий за ним главный парадный двор вмещал в себя четырёхугольный тронный зал Кынджонджон (Павильон Неустанного Управления). Лестницы украшали фигуры животных и птиц, выполненные в мраморе. Высокая черепичная крыша с огромными выступающими краями как бы плавно «парила» в воздухе.
В оформлении дворцовых зданий важную роль играла живопись. В период Ли мастерство владения
кистью считалось одной из конфуцианских добродетелей. В конце XIV в. была основана придворная Академия Тохвасо, а к XV в. сложились основные жанры корейской живописи, близкие китайским, — портрет, пейзаж, «цветы-птицы». Картины-свитки писали на шёлке или бумаге тушью и минеральными красками. Однако особо ценилась живопись чёрной тушью с её богатством оттенков, изяществом линий. Крупнейшими живописцами XV в. были Ан Гён и Кан Хиан, вдохновлявшиеся произведениями китайских мастеров Сунского периода, а также Ли Ам и Ли Джон (XVI в.), работавшие в жанре «цветы-птицы». Они, наблюдая природу, доносили до зрителя жизнь огромного мира, шорохи листьев, крики птиц, трепет бамбука под ветром. Близки к пейзажной живописи своей философской мудростью
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 930;