АБУ-СИМБЕЛ

а)основная

1. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Н.Л. Ващекина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФБК, 2004 (Гриф МО РФ).

2. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2004 (Гриф МО РФ).

3. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг; Учебное пособие длявузов. - М.: ВЛАДОС, 2003 (Гриф МО РФ).

4. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. и др. - М.: ЭКОНОМИСТА 2003 (Гриф МО РФ).

5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002 (Гриф УМО).

6. Загородняя А.В.. Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. -СПб.: Питер, 2002.

7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003.

б)дополнительная

1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2002 (Гриф МО РФ).

2. Гапошина Л.Г. Маркетинг кадрового обеспечения: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2002.

3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. -11-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

4. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

ПИРАМИДЫ И БОЛЬШОЙ СФИНКС

СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА

ФИВЫ

ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

ХРАМЫ ЛУКСОРА И КАРНАКА

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

АБУ-СИМБЕЛ

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геро­дот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля». В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впе­чатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на по­ля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и го­лод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разли­вами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повли­яло на развитие строительного искусства и точных наук. Чёткая организа­ция государственного управления стала возможной благодаря созданию ие­роглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она (греч. «фарао», от егип. «пер-о» — «большой дом») — так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и но­сил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным цере­мониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расши­рял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как со­единение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила под­земного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил стра­ной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и

СУД БОГА ОСИРИСА

Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире, покровителя и богатых, и бедных отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде воссе­дающего на троне владыки загробного царства. На го­лове Осириса высокая корона фараона, его ноги спе­лёнаты, как у мумии, в скрещённых на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога рас­тительности, Осириса изображали в короне из стеб­лей папируса сидящим среди деревьев или оплетённым виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зелёный цвет.

Долгий путь умершего к престолу Осириса подроб­но описан в религиозных текстах «Книги мёртвых» (XVI—XI вв. до н. э.) — сборнике текстов, молитв, за­клинаний, магических формул, гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на его пути в загробное царство бога Осириса и к рай­ским полям вечного блаженства Иару. Вместе с муми­ей «Книгу мёртвых» клали в саркофаг. Осирис вершит суд в Великом Чертоге Двух Истин. Умершего сопро­вождают Анубис, бог бальзамирования (его изобража­ли в виде чёрного шакала или собаки, чаше с челове­ческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвящённое Тоту). Усопший произносит «Исповедь отри­цания» («не убивал», «не чинил людям зла», «не воро­вал»...). Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» — «душа», «статис» — «неподвижный», «стоящий»): сердце умершего взвешивают. (По представлениям египтян, сердце — вместилище разума.) На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой — страусовое перо богини истины Маат. Если равновесие весов нарушится, значит, сердце покойного отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чу­довище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Непременный участник психостасии — бог мудрости Тот. Во время суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания. Миф об Осирисе и Исиде получил широкое распространение в греко-римском мире; о богине писали многие антич­ные авторы. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на её руках маленького Гора, восхо­дит иконография Богоматери с Младенцем.

Бог Осирис.

«Книга мёртвых». Фрагменты.

ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сы­ну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а так­же судьёй в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обы­чай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработ­ке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них оби­тала в статус умершего. Такую статую помещали в гробницу — архитектур­ное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знат­ности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог вре­мени — разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости — создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, по­кровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иеро­глифы (от греч. «хиерос» — «священный» и «глифе» — «вы­резанное») — рисунки-значки, каждый из которых соответст­вовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса — тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выде­ляли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, вы­кладывали их в два слоя — вдоль и поперёк, смачивали ниль­ской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Получен­ный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрну­том виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свит­ки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали но­вый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные ри­сунки, как, например, в «Книге мёртвых». Художник изобра­зил рай загробной жизни Иару — это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высят­ся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают вы­ше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французско­му египтологу Жану Франсуа Шампольо'ну (1790—1832). По­могла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделан­ная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1032;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.