Ватиканский дворец, Рим.
ВАТИКАНСКИЕ CTAHЦЫ
Первое помещение называется Станца делла Сеньятура («комната надписей»). В этой станце находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509—1511 гг.): фреска «Диспута», посвящённая богословию, «Афинская школа» — философии, «Парнас» — поэзии, «Мудрость, Умеренность и Сила» — правосудию.
Во фреске «Диспута» изображены Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико. В верхней части восседают на облаках апостолы, расположившиеся по обеим сторонам Троицы в образах Христа, Бога-Отца и голубя — Святого Духа. Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасителю. Композиция сверху завершается (как во всех фресках станц) округлой арочной формой.
Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют указующие жесты: Платона — на небо, Аристотеля — на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фрески Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.
Станца д'Элиодоро (1511 — 1514 г.) получила название от главной фрески «Изгнание Илиодора»,
которая повествует о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме, когда сирийский полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда небесным всадником (намёк на изгнание французов из Папской области). Среди созерцающих чудо зрителей изображён папа Юлий II. Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощниками. Фрески «Месса в Больсене» и «Чудесное освобождение апостола Петра из темницы» принадлежат целиком его кисти.
Третья, Станца дель Инчендио, в росписях которой Рафаэль прямого участия не принимал, сильно уступает предшествующим.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 915;