Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.

которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты от­личаются удивительным совершен­ством формы. В 1876 г. близ дерев­ни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой мас­сивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника име­нуется зернью; она пришла из Скан­динавии и была широко распро­странена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая

проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или сви­валась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайлов­ского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных ук­рашений XI—XII вв., в том числе па­ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изо­бражениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изо­бражений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создав­ший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в

виртуозной ювелирной технике пе­регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы­тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше­ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере­городки, составлявшие контур буду­щего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы­сокой температуры. При этом по­лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы­полненные в технике перегородча­той эмали, были очень дорогие, по­этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про­изведений являются деталями бога­того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер­нение, которое, по мнению некото­рых учёных, являлось хазарским на­следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На­несённая на серебряную поверх­ность, чернь создавала фон для вы­пуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ­ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во­инов, орлов и фантастических чудо­вищ. Сюжет рисунков далёк от хри­стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо­нов, собакоголовых чудищ, кентав­ров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели­гиозных культов. Сохранилось мно­жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час­тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео­логи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болез­ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи­гурки конских голов, к которым це­почками крепятся «бубенчики», вы­полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво­ном бубенчики должны были отго­нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус­ского ювелирного искусства получи­ли огромную известность. О них пи­шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо­номаха». Это чеканный золотой ме­дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра­жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья­вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на­правлена молитва на греческом язы­ке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять вла­дельца гривны от дьявольских коз­ней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на­стоящий христианский амулет про­тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви­ков заимствованы из Византии; в до­монгольское время украшения по­добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер­соне скорее всего княжеского про­исхождения. Стоимость этой дра­гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале­ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1070;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.