Литография В. А. Прохорова. XIX в.

КИЕВ

Древнерусская монументальная жи­вопись складывалась на основе ви­зантийских традиций. Киев стал уче­ником Константинополя — столицы Византийской империи. Оттуда при­езжали на Русь митрополиты, еписко­пы, священники, а также архитекто­ры и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские масте­ра перенимали тонкое искусство «греков» — так называли на Руси всех подданных василевса вне зави­симости от их национальности.

Мастера, оформляя древнерус­ские соборы, использовали два ви­да техники монументальной живо­писи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смаль­ты - - небольших кусочков окра­шенного стекла, она менее подвер­жена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми перели­вами, подобными мерцанию драго­ценных камней. Для украшения ки­евских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготов­ляли смальту. Кубики смальты окра­шивались в разные цвета: учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков.

В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Ос­тальные части храма расписыва­лись водяными красками по сырой штукатурке — фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живо­писцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, со­зданные много столетий назад, со­хранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в тех­нике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весь­ма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. На протяжении столетий фресковые росписи древнерусских церквей не выцветали, не темнели и не порти­лись от сырости. Рецепты составле­ния красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику — из поколения в поколе­ние. Масляной живописи русское Средневековье не знало.

Собор Святой Софии в Киеве — древнейший памятник, который со­хранил монументальную живопись домонгольской Руси. Он воздвигнут в середине XI в. в честь победы кня­зя Ярослава Мудрого над пришлы­ми кочевниками-печенегами. Ве­ликолепное внутреннее убранство








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1246;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.