Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого. XI в.
пол как символ Церкви Небесной и алтарь — символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, коренастые фигуры исполнены внутренней энергии, руки с распростёртыми пальцами застыли в жесте прошения; огромные глаза обращены к Христу. Как много света в красках мозаичных апостольских одеяний! Они ждут причастия (греч. «евхаристия») — таинства соединения с Христом, обновления внутренней духовной жизни Его Кровью и Телом, претворившимися из хлеба и вина. А в нижнем ряду мозаичных изображений, открывающемся в проёмах предалтарной преграды, даны образы великих Отцов и Учителей древней Церкви.
СОБОР МИХАИЛА ЗЛАТОВЕРХОГО В КИЕВЕ
На рубеже XI—XII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный Архангелу Михаилу, который войдёт в историю русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь — Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествовавших веков, взорвут в 30-е гг. XX столетия, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда построен. Остатки мозаик и фресок перенесли на хоры Святой Софии. Переливы множества оттенков от голубых до глубоких синих, от зеленых до плотных жёлтых цветов, оттенённых вишнёвыми и золотыми контурами, подчёркивают утончённую красоту сцены причастия алтаря Михайловского собора. Плавными кажутся движения высоких фигур апостолов, обращённых друг к другу в мудрой беседе. Под руками греческого мастера линии приобрели совершенство грации, цвета — благородную насыщенность, а жесты — ритмическую соразмерность.
В эпоху политической раздробленности (XIII—XV вв.) искусство изменится: в нём уже не будет величавого молчания и эпической простоты XI столетия., отвечающих великой силе первых озарений духа на русской земле, но появится иное — глубина оттенков мысли, выразительность её толкования, зрелая мудрость языка.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 902;