К ЧИТАТЕЛЮ

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в му­зеях. С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погру­жены в искусство.

Здание гостиницы, вокзала, мага­зина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могутбыть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую карти­ну, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как от­личить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существу­ет рецепта, где было бы точно изло­жено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими

глазами увидеть великие произведе­ния мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художни­ки создают свои творения, даже ес­ли кажется, что они никому не нуж­ны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы вопло­тить свой замысел?

Искусство нередко называют ис­точником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей на­слаждаются изображениями пре­красных человеческих тел на по­лотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков...

Часто говорят, что искусство от­ражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её

 

 

 

копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и вос­хищение им. Да и как «отражает жизнь», например, искусство средне­вековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей?

Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и вре­мя их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, пре­вратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «за­молкают», будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цве­товой гаммы фресок в средневеко­вых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны. Росписи христианских церквей — это своеобразная «Биб­лия для неграмотных»: тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержа­ние на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневеко­вой европейской живописи, фрески являются частью христианского вос­приятия мира и непонятны вне свя­зи с ним.

В очерках, посвящённых отдель­ным памятникам искусства, расска­зывается, почему они появились именно в это время и в этом месте. История их возникновения иногда позволяет посмотреть на памятни­ки искусства совершенно по-ново­му. Варвары-готы, завоевав земли, принадлежавшие Римской импе­рии, были восхищены архитектурой и искусством поверженной держа­вы. В VI в. они попытались воспро­извести постройки римлян с высо­ким куполом, когда возводили памятник-мавзолей знаменитому королю Теодориху. Однако секрет конструкции купола был утрачен. Отчаявшись сравняться в архитектурном искусстве с великими масте­рами Рима, строители мавзолея нашли поистине «варварское» решение проблемы. Они более не пыта­лись построить купол, а просто вы­тесали его из колоссальной цельной каменной глыбы...

Искусство — форма познания мира. Но методы искусства совер­шенно не похожи на научные. Ки­нофильм сжимает целую челове­ческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утон­чает и удлиняет до крайности чело­веческое тело, чтобы показать, на­сколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небес­ному. Именно такая «неправиль­ность» позволяет зрителю сосредо­точиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он просто порой не замечает. И иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать по­ступки людей и свои собственные, принимает иной образ действий. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Так, ра­бота над картиной «Ночной дозор» совершенно изменила личность Рембрандта и придала зрелость его художественной манере. Может быть, это и есть главное предназна­чение искусства: позволить челове­ку познать и изменить самого себя.

Есть множество ответов на воп­рос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из гра­ней истины.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индиви­дуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, худо­жественный образ развивается, вы­нашивается в замыслах автора. Всё то, что пережито, осмыслено твор­цом, его понимание мира и духов­ные ценности проявляются в произ­ведении искусства.

Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смут­но чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать ча­сами, находя всё новые грани совер­шенства. Настоящие ценители ис-

кусства советуют идти в музей не для того, чтобы за два часа «пробежать» по всем залам, а посвятить это вре­мя одному-единственному шедевру, постигая, как сказал Николай Гуми­лёв, «все оттенки смысла», вложен­ные творцом в произведение. В этой книге представлены самые извест­ные памятники мирового искусст­ва — всё самое яркое, самое лучшее, что создано человечеством за не­сколько тысячелетий: картины, ста­туи, иконы, храмы...

Обычно виды искусства подраз­деляют на пространственные и временные. К пространственным ви­дам искусства относятся архитекту­ра, декоративно-прикладное и изо­бразительное искусство (скульптура, живопись, графика). Этим видам ис­кусства посвящены первые две кни­ги тома «Искусство» в «Энциклопе­дии для детей». К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, ки­но и телевидение — они станут те­мой третьей книги. В число времен­ных искусств иногда включают и литературу; в «Энциклопедии для детей» ей посвящен отдельный том.

Весной 1997 года издательство «Аванта+» отпраздновало свой пяти­летний юбилей. И эта книга (первая часть тома «Искусство») тоже юби­лейная, десятая по счёту в серии «Энциклопедия для детей».

Выпуская том «Искусство», мы хотим пожелать нашему читателю войти в парадоксальный и притяга­тельный мир искусства, за/думаться о тайне красоты, почувствовать в се­бе самом стремление к творчеству.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1816;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.