Глоссарий. Выворотка— явление, когда отдельные элементы получаются
Хтр — конспект лекций
Выворотка— явление, когда отдельные элементы получаются
Не путем их запечатывания, а путем запечатывания окружающего
Пространства.
Выключка строк— способ размещения элементов строк по гори-
Зонтали и самих строк по вертикали внутри полосы издания или ее
Фрагмента. Предусмотрены следующие основные виды выключки:
А) по горизонтали:
• расположение фрагментов строк в левый (left), правый
(right) край или в центр (centered) формата;
• блочная (выравнивание строк одновременно по левому и пра-
Вому краям, исключая неполноформатную концевую строку абза-
Ца) — justified;
• полная по формату (выравнивание по левому и правому
Краям, в том числе и для концевой неполноформатной строки
Абзаца) — forced;
Б) по вертикали:
• по верхнему краю (тор);
• по горизонтальной оси (centered);
• пo нижнему краю (bottom);
• по верхнему и нижнему краям одновременно (justified).
Выноска— элемент аппарата издания, содержащий вспомога-
Тельный текст пояснительного или справочного характера (библи-
Ографические ссылки, примечания, перекрестные ссылки), вынесен-
Ный за основной текст и связанный с ним каким-либо образом.
Высокая печать— передача изображения на запечатываемый
Материал с печатной формы, на которой печатающие элементы рас-
Положены выше пробельных.
Гарнитура шрифта— совокупность шрифтов одного рисунка
(или почерка художника) во всех начертаниях и размерах. Под ри-
Сунком при этом подразумевают особенность выполнения вверх и
Вниз выступающих элементов и других специфических частей зна-
Ков.
Глухой корешок— корешок переплетной крышки, приклеен-
Ный к корешку блока. Применяется при изготовлении брошюр или
Книг небольшого объема.
Доля листа —часть бумажного листа, которую составляет стра-
Ница по отношению к формату бумажного листа бумаги. Доля лис-
Та зависит от количества сгибов при фальцовке. В россии приняты
Обозначения, например, 60×90/32 или 70×100/16. За рубежом при-
Нято обозначать формат издания в мм.
Глоссарий
Емкость печатного листа— количество печатных знаков, вме-
Щающихся в печатном листе.
Емкость шрифта— характеристика гарнитуры шрифта, зави-
Сящая от плотности шрифта и определяемая количеством знаков,
Помещаемых в строке данного формата.
Засечки (серифы)— горизонтальные штрихи, делающие шрифт
Более четким. Шрифты без засечек называются рублеными.
Издательский оригинал— материал, который прошел издатель-
Скую обработку и подписан ответственными лицами в производство.
Издательство— предприятие, выпускающее книги, брошюры,
Газеты, журналы, плакаты и другую полиграфическую продукцию,
Созданную автором. Традиционно оно на этапе выполнения редак-
Ционно-издательской обработки авторской рукописи по существу
Выступает соавтором произведения, помогает автору в реализации
Его творческого замысла (в том числе обеспечивает полиграфичес-
Кую базу для выпуска издания, материалы, распространение в тор-
Говой сети и др.).
При работе с произведением в издательстве исстари потребно-
Стью практики производства книги является соблюдение точнос-
Ти, исключений ошибок при воспроизведении текста. В связи с
Этим появились корректурные процессы — относительно простая,
Но очень важная форма редакторской работы («correct» в переводе
С латинского означает «исправить»). Вместе с тем в переводе
С латинского «redactus» —«приводящий в порядок». Это говорит
О том, что помимо исправления ошибок в функции издательских
Работников входит выполнение и других операций.
Интерлиньяж— размерный показатель в пунктах, характеризу-
Ющий расстояние между основными линиями шрифта в смежных
Строках.
Кант— края переплетной крышки или обложки, выступающие
За обрез блока. Кант предохраняет блок от порчи и загрязнения,
Улучшает раскрываемость книги, брошюры и пр.
Капитель— наборный шрифт, в котором буквы по высоте равны
Строчным, но имеют рисунок приписных.
Каптал— хлопчатобумажная или шелковая тесьма, шириной до
10 мм с утолщенным цветным краем. Наклеивается на концы кореш-
Ка книжного блока, чтобы скрепить его края и ликвидировать проме-
Жуток между корешком блока и переплетной крышкой при закрытой
Книге. Имеет также декоративное назначение: каптал, подобранный
Под цвет переплета книги, является элементом ее оформления.
Хтр — конспект лекций
Квадрат— типометрическая единица, размер которой равен
48 пунктам (18, 048 мм).
Кегль шрифта— размерный показатель, характеризующий
В пунктах высоту знака на отпечатке с учетом места, занимаемого
Элементами, выступающими вверх и вниз, а также минимального
Расстояния между строками.
Кернинг— сдвиг соседних букв слова ближе друг к другу, чтобы
Ликвидировать слишком большие расстояния между ними. Может
Выполняться вручную или автоматически.
Книга— книжное издание объемом свыше 48 страниц.
Книжная/журнальная тетрадь— составная часть блока изда-
Ния, полученная в результате фальцовки печатного листа.
Книжное издание— издание в виде блока скрепленных в ко-
Решке листов печатного материала любого формата в обложке или
Переплете.
Колонлинейка— горизонтальная рисованная или наборная ли-
Нейка, устанавливаемая вверху или внизу полосы для отделения
Колонтитула, колонцифры от текста или для украшения.
Колонтитул— заголовочные данные, помещаемые вверху по-
Лосы книги. Это вид оформления текста для вывода какой-либо
Повторяющейся информации при печати страниц раздела докумен-
Та. В качестве колонтитулов могут быть использованы названия
Разделов, глав документа и т. Д. С помощью колонтитулов можно
Оформить нумерацию страниц документа.
Колонцифра— элемент аппарата издания, представляющий со-
Бой цифру, обозначающую порядковый номер страницы и помеща-
Емую на верхнем, нижнем или боковом поле страницы.
Корешок— край книжного блока, место, где скреплены все тех-
Нологические элементы книги (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).
Курсив— начертание наборного шрифта, имеющее наклон очка
Буквы и в некоторой степени имитирующее рукописный текст.
Линия шрифта— линия, образованная основанием каждой бук-
Вы, не включая выносимые элементы. Используется для выравни-
Вания текста.
Лист— единица измерения объема издания. Различают:
• авторский лист — единица измерения объема литературного
Произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков,
Редакторов и др., равная (в рф) 40 тыс. Печатных знаков прозаи-
Ческого текста, или 700 стихотворным строкам, или 3000 см2 ил-
Люстрационного материала;
Глоссарий
• бумажный лист — единица расчета количества бумаги, пот-
Ребной или израсходованной на издание. Практически это лист,
На который рубится бумага, выпускаемая в рулонах, в процессе
Печатания, до или после него, либо лист бумаги, поставляемой
Бумажным предприятием в листах;
• печатный лист — единица натурального объема изданий и пе-
Чати, равная половине запечатанного стандартного бумажного
Листа. Различают физический и условный печатный лист;
• физический печатный лист — лист натурального размера, ко-
Торый зависит от формата бумажного листа, разного в изданиях,
Напечатанных на разной по формату бумаге.
• условный печатный лист — печатный лист формата 60 × 90 см,
К которому приравниваются (при помощи коэффициентов перево-
Да физических печатных листов в условные) печатные листы дру-
Гих форматов. Условный печатный лист необходим для подсчета
Общего печатного объема изданий разных форматов, общего коли-
Чества бумаги для выпуска всех изданий за какой-то период и т. Д.
• учетно-издательский лист — единица объема издания, равная,
Как и авторский лист, 40 000 печатных знаков. Объем издания
В учетно-издательских листах отличается от объема издания
В авторских листах тем, что в подсчет входят части издания,
Не являющиеся результатом авторского труда (колонцифры,
Оглавление или содержание с заголовками, полностью повто-
Ряющими заголовки внутри издания, издательская аннотация,
Выходные сведения на обложке, переплете, суперобложке, ко-
Решке, титульном листе, выпускные данные, порядковые номе-
Ра строк и т. Д.).
Листовка— листовое издание объемом от 1 до 4 страниц.
Ляссе— тесьма, прикрепляемая к корешку блока таким обра-
Зом, чтобы ее конец выходил за пределы нижнего обреза блока.
Набор— процесс переноса текста из рукописного или машино-
Писного варианта в электронный.
Набор текста— создание из текста оригинала текстовых форм
С помощью компьютера, фотонабора, металлического машинного
Или ручного набора и пр.
Норма— фамилия автора, название книги или номер зака-
За, помещаемые на первой полосе каждого печатного листа около
Сигнатуры. Служит для облегчения контроля в брошюровочных
Процессах, определяя принадлежность тетради данному изданию и
Правильность комплектовки блока.
Хтр — конспект лекций
Обложка— бумажное иллюстрированное или текстовое пок-
Рытие издания, предохраняющее его страницы от разрушения и за-
Грязнения, содержит ряд выходных сведений, является также эле-
Ментом внешнего оформления.
Объем издания— число печатных, учетно-издательских или ав-
Торских листов, содержащихся в издании. Объем издания не изме-
Ряется толщиной блока.
Оригинал— текстовой и иллюстрационный материал, прошед-
Ший редакционно-издательскую обработку и предназначенный для
Воспроизведения полиграфическими средствами.авторский ори-
Гинал — это текстовой и иллюстрационный материал, подготовлен-
Ный автором (коллективом авторов) к передаче в издательство для
Подготовки к изданию.
Оригинал-макет— оригинал, каждая страница которого полно-
Стью совпадает с соответствующей страницей будущего издания. Он
Может быть машинописным, подписанным в набор или печать, и в
Таком виде отсылаться на полиграфическое предприятие для набора
И печатания тиража; кодированным — на магнитном или оптическом
Диске; твердой копией, подготовленной для изготовления фотоформ
Или печатных форм фотомеханическим или другим способом.
Отстав— полоска плотной бумаги или картона, наклеиваемая
На корешок переплетной крышки для придания ему прочности и
Упругости.
Оттиск— изображение на запечатываемом материале, получен-
Ное полиграфическим способом.
Офсетная печать— технология косвенной плоской печати, при
Которой краска с печатной формы передается на запечатываемый
Материал посредством промежуточного офсетного цилиндра.
Пагинация— 1) порядковая нумерация страниц (полос, столб-
Цов) или отдельных элементов (таблиц, иллюстраций и т. Д.) Изда-
Ния; 2) количество страниц в издании.
Переплет— прочное покрытие издания, содержащее ряд его вы-
Ходных сведений. Является элементом художественного оформле-
Ния и обеспечивает сохранность.
Переплетная крышка— основная часть переплета книги, из-
Готовленная из цельного листа картона или картонных сторонок,
Оклеенных покровным переплетным материалом; соединяется с
Книжным блоком обязательно при помощи форзацев.
Плоская печать— передача изображения на бумагу с печатной
Формы, на которой печатающие и пробельные элементы располо-
Глоссарий
Жены практически в одной плоскости и обладают избирательным
Восприятием печатной краски. При прямом способе плоской печа-
Ти, изображение на печатной форме зеркальное. К этому способу
Относятся: фототипия, литография, ди-лито. При косвенном спо-
Собе плоской печати (офсетная печать) изображение на печатной
Форме — прямое.
Полиграфия— отрасль техники, совокупность технических
Средств и технологических приемов, используемых для получения
Большого количества одинаковых копий (репродукций) оригинала,
Прошедшего редакционную подготовку и допечатную подготовку.
Полоса— отпечаток установленного для каждого издания фор-
Мата на странице издания. Бывает полоса:
• начальная — полоса, с которой начинается в издании его под-
Раздел, произведение, в нем публикуемое, или подраздел пуб-
Ликуемого произведения (часть, глава и т. П.);
• спусковая — полоса со спуском, обозначающим начало изда-
Ния, его подраздела (части, главы), произведения в сборнике
(рассказа, стихотворения, статьи и т. Д.);
• концевая — полоса с концевым пробелом внизу, обозначаю-
Щим конец издания или подраздела (или одного из произведе-
Ний), начало которого обозначено спусковой полосой;
• рядовая — текстовая, иллюстрационная или смешанная (из
Текста и иллюстраций, одной или нескольких) полоса, не содер-
Жащая спуска или концевого пробела.
Поля— незапечатанные участки на странице вокруг полосы на-
Бора, размеры которых определяются разницей форматов полосы
И издания. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (головоч-
Ное), нижнее (хвостовое), наружное (переднее) и внутреннее (ко-
Решковое). Иногда на полях размещают текстовые или графичес-
Кие вставки, а также колонцифры.
Постскрипт (postscript)— язык описания полосы фирмы
Adobe, используемый при построении полосы из различных эле-
Ментов (текста, иллюстраций и др.) На выводе. Практически явля-
Ется стандартом в полиграфии.
Правка набора— исправление ошибок в наборе, отмеченных на
Корректурном оттиске, внесение изменений или дополнений в на-
Бранный текст и т.д.
Примечание— элемент аппарата издания, сравнительно краткое
Дополнение к основному тексту или пояснение небольших фраг-
Ментов его, носящее характер справки. По месту расположения
Хтр — конспект лекций
Примечания делятся на: внутритекстовые — примечания, включаю-
Щие мелкие разъяснения, размещенные непосредственно за текстом,
К которому они относятся; подстрочные — примечания, размещен-
Ные внизу полосы под основным текстом в виде сноски и связанные
С ним знаком сноски; затекстовые — примечания, помещаемые в кон-
Це основного текста издания или крупной его части.
Пункт— основная единица полиграфической системы мер, рав-
Ная 1/72 дюйма (0,376 мм). Используется в основном для измере-
Ния размеров шрифтов.
Разворот— две смежные страницы раскрытого издания (ле-
Вая — четная, правая — нечетная), являющиеся единым компози-
Ционным целым.
Расстав— расстояние между картонной сторонкой переплетной
Крышки и отставом.
Сигнатура— порядковый номер печатного листа издания, про-
Ставляемый в левом нижнем углу на первой странице каждого печат-
Ного листа вместе с нормой и на третьей странице — со звездочкой.
Сигнальные экземпляры— пробные экземпляры издания,
Направляемые в качестве образца тиража в издательство для
Утверждения.
Системы измерений— исторически возникшие ассортименты
Взаимно связанных единиц измерения параметров. Для измерения
Параметров оформления в издательском деле и полиграфии ис-
Пользуют помимо метрической и дюймовой специальные системы
Измерений:
• типографскую систему дидо на основе французского дюйма
(27,07 мм) для измерения кегля и ширины отдельных элементов
Обычно металлического набора, а также формата полос;
• англо-американскую типографскую систему, основанную на
Английском дюйме (25,4 мм), используемую при компьютерной об-
Работке информации.
Техническая документация по верстке сопровождает издание
В производстве и определяет все параметры его полиграфического
Воспроизведения. Она включает в себя:
• оригинал, размеченный к набору и верстке (для простых и
Частично усложненных текстов при так называемом безграночном
Методе движения издания в производстве);
• размеченные оттиски с гранок (для усложненных текстов из-
Даний при безграночном методе движения. Оттиски являются более
Точным документом для верстки, чем размеченный оригинал);
Глоссарий
• графический или выклейной макеты, которые представляют
Собой верстку на бумаге и облегчают ее особенно для компози-
Ционно сложных изданий. Графический макет, формат которого
Соответствует формату издания, вычерчивает технический редак-
Тор на специальных макетных листах. Выклейной макет выпол-
Няется в издательстве иа специальных бланках с использованием
Оттисков с гранок;
• оригинал-макет, который предполагает наличие построчно-
Го и пополосного совпадения оригинала с полосой типографского
Набора;
• издательскую спецификацию.
Сноска— элемент аппарата издания, содержащий вспомога-
Тельный текст пояснительного или справочного характера (биб-
Лиографические ссылки, примечания, перекрестные ссылки),
Помещаемый внизу полосы и снабженный для связи с текстом
Знаком сноски — соответствующим цифровым номером или
Астериском (*).
Спуск— отступ в начальных полосах издания от верхнего края
Страницы до начала текстовых строк или его разделов и других
Структурных частей, который может быть заполнен заголовками и
Книжными украшениями.
Спуск полос— процесс размещения страниц документа на фор-
Ме в определенном порядке. После печати, фальцовки, переплета
И подрезки страницы должны быть расположены в публикации
В строгом соответствии с нумерацией. Ручной спуск полос называ-
Ется монтажом; электронный спуск полос выполняется при помо-
Щи программного обеспечения.
Ссылка— 1) элемент аппарата издания, содержащий указания
На источник, в котором разъясняются или уточняются сведения,
Приводимые в основном тексте издания; 2) элемент рубрики вспо-
Могательного указателя, обозначающий место, которое занимают
В тексте издания сведения, указанные в заголовке рубрики.
Ссылка внутритекстовая— ссылка, помещаемая внутри основ-
Ного текста издания.
Ссылка затекстовая— ссылка, помещаемая в выноске.
Суперобложка— бумажная дополнительная обертка поверх
Переплета (обложки), закрепленная на нем только загнутыми края-
Ми — клапанами. Используется как элемент внешнего оформления
Издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнений, а
Также в рекламных целях.
Хтр — конспект лекций
Тампопечать— передача изображения с печатной формы на
Запечатываемую поверхность, как правило неплоскую, с исполь-
Зованием упруго-эластичного тампона. Изображение на печатной
Форме прямое. Используют для печатания на ручках, ампулах, за-
Жигалках и др.
Тетрадь— сложенный (сфальцованный) в несколько раз запе-
Чатанный или чистый лист бумаги.
Титульный лист— первая выходная страница издания, на кото-
Рой помещены основные сведения о нем.
Технологичность шрифта— способность его устойчиво давать
Возможно большее количество идентичных отпечатков. В результа-
Те экспериментов установлено, что при печатании наиболее точно
Воспроизводятся шрифты, характеризующиеся следующими осо-
Бенностями:
• умеренной контрастностью (или вовсе без нее);
• короткими засечками (или вовсе без засечек);
• достаточно широкими внутрибуквенными просветами.
Типографские шрифты классифицируются по госту:
• по графическим особенностям (на группы);
• по рисунку или почерку художника (на гарнитуры);
• по начертанию.
В основу классификации по графическим особенностям поло-
Жены два признака:
• контрастность шрифтов — соотношение толщин основных и
Соединительных штрихов;
• наличие и форма засечек — дополнительных элементов, кото-
Рыми могут заканчиваться основные штрихи.
По указанным признакам все шрифты по стандарту подразделя-
Ются на шесть основных и одну дополнительную группы, каждая из
Которых состоит из множества гарнитур шрифтов. Удобочитаемость
Шрифта — его свойства, определяющие скорость и достоверность
При чтении текста. На удобочитаемость рисунка шрифта влияют:
• простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и де-
Талей повышает удобочитаемость шрифта. Сложность, вычурность
Рисунка, наоборот, делают шрифт менее удобочитаемым. Поэтому
В основу конструкции букв русского и латинского алфавитов по-
Ложены простые геометрические фигуры — прямоугольник, круг
(или овал), треугольник;
• толщина основных штрихов и ширина очка. По данным не-
Которых исследований, оптимальная толщина основных штрихов
Глоссарий
(для строчных букв кегля 10) равна 0,30 – 0,35 мм, а оптимальная
Ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять
Примерно 4/5 его высоты или немного больше. При значительном
Уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно сни-
Жается, так как внутрибуквенные просветы становятся слишком
Узкими и контур букв теряет свою отчетливость;
• контрастность шрифта. Шрифты с умеренной контрастнос-
Тью (соотношением толщины соединительных и основных штри-
Хов примерно от 1:2 до 1:3) имеют большую удобочитаемость, чем
Шрифты с резкой контрастностью. Дело в том, что в резко контрас-
Тных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их иногда на-
Зывают «волосными») и с трудом различаются глазом. Между тем
Многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой
Только расположением соединительных штрихов. При печатании
На матовой или слабо глазированной бумаге волосные штрихи
Почти совсем не различимы глазом, и удобочитаемость шрифтов
С резкой контрастностью еще более понижается. Полное отсутствие
Контрастности, по результатам большинства исследований, понижа-
Ет удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный
Контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен;
• наличие засечек, по мнению большинства исследователей,
Повышает удобочитаемость шрифта. Считают, что благодаря засеч-
Кам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся
Более рельефными. Однако по тем же данным для детей дошколь-
Ного возраста отсутствие контрастности и засечек повышает удобо-
Читаемость шрифта.
Трафаретная печать— передача изображения с использова-
Нием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет),
Сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля,
Продавливается печатная краска. Изображение на печатной форме
— зеркальное.
Трекинг— операция, позволяющая разряжать или сжимать сло-
Ва текста за счет изменения расстояния между литерами.
Фальцовка— складывание оттиска (или бумажного листа) в
Тетрадь.
Форзац— сложенный пополам лист бумаги или оттиска (од-
Носгибная тетрадь), помещаемый между переплетной крышкой
И блоком книги. Служит связующим звеном между книжным
Блоком и переплетной крышкой. Существуют несколько видов
Форзацев. Наиболее часто применяется простой приклейной
Хтр — конспект лекций
Форзац — односгибная тетрадь из специальной форзацной бума-
Ги. В книгах большого объема (толщиной блока свыше 30 мм)
Применяют приклейной форзац с окантовкой — полоской из бу-
Маги или коленкора шириной 16 – 20 мм.
Формат издания— размер блока (помещенных в переплетную
Крышку тетрадей) после обрезки. Задается или в виде произведе-
Ния t × h (где t — ширина в мм, h — высота в мм), или в виде записи
А × б\д (где а — ширина, б — высота листа бумажного листа в см,
А д — доля его фальцовки после запечатывания). С форматом изда-
Ния тесно связаны:
• удобочитаемость текста книги. Действительно, чем книга
Шире, тем больше длина строки (конечно, при одинаковом решении
Вопроса о ширине полей). Удобочитаемость, как известно, ухудша-
Ется при чрезмерно длинных (более 11 —12 см) строках;
• решение многих вопросов ее композиции — например, раз-
Мер книжной полосы, кегль шрифта, размер и размещение таблиц,
Формул, иллюстраций, книжных украшений. В книге небольшого
Формата трудно, а часто и невозможно хорошо разместить сложные
Таблицы и формулы, крупные иллюстрации. При изменении кегля
Шрифта (как при увеличении, так и при уменьшении его) меняется
И оптимальная для чтения длина строки;
• объем помещенного в ней литературного материала. Если
В книге содержится только простой (сплошной) текст, то при малом
Формате в ней можно уместить небольшой по объему литературный
Материал. При большом количестве материала пришлось бы или зна-
Чительно увеличить число страниц в книге, или уменьшить размер
Шрифта. В первом случае книга окажется слишком толстой и будет
Плохо раскрываться — пользоваться ею станет неудобно, она потеря-
Ет портативность. Во втором случае ее станет труднее читать;
• ее издательская себестоимость — в зависимости от формата
Меняется количество необходимых переплетных материалов и объ-
Ем брошюровочных работ.
Формат полос издания— размер запечатываемой части на
Странице издания для каждого из его форматов. Этот параметр
Характеризует величину полей на странице издания или коэффи-
Циент использования бумаги. Экономичность или убористость
(еще говорят — емкость) типографского шрифта определяется тем,
Какое количество печатных знаков умещается на единице площа-
Ди. Применение экономичных шрифтов уменьшает расход бумаги,
Глоссарий
А также приводит к уменьшению объема (а следовательно, и сто-
Имости) типографских работ, необходимых для выпуска данного
Издания. Однако экономичность шрифта нужна и полезна только
При условии, что она не противоречит удобочитаемости, т. Е. Не
Противоречит интересам читателя.
Формат строки набора— длина строки в полосе издания, выра-
Женная в единицах типографской системы мер.
Форматирование текста— электронное преобразование текста,
Состоящее в формировании абзацев, строк и полос, в соответствии
С требуемым форматом полосы.
Фронтиспис— элемент художественного оформления издания,
Представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой стра-
Нице в развороте с титульным листом.
Шмуцтитул— структурный элемент издания, представляю-
Щий собой отдельный лист или первую страницу части, главы.
Содержит краткое ее название, эпиграф, иллюстрации, книжные
Украшения.
Шрифт— графическая форма знаков определенной системы
Письма; комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а
Также цифры и знаки. Шрифты различаются по характеру рисунка
(гарнитуре), наклону (прямой, курсивный, наклонный), насыщен-
Ности (светлый, полужирный, жирный), размеру (кеглю) и т.д.
Экономичность шрифтаможет быть достигнута путем умень-
Шения его ширины либо кегля, а также использованием специаль-
Ных шрифтов. Так как узкие (плотные) шрифты или шрифты ма-
Лого кегля очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам
Нормальной ширины и кегля, то их применение (в качестве тексто-
Вых) не оправдано. Правильный путь достижения экономии — это
Создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже
При уменьшенном кегле имеют достаточно широкое и четкое очко
И хорошо читаются.
1. Адамов е. Ритмическая структура книги. — м.: книга, 1974.
2. Антонова с.г., тюрина л.г. современная учебная книга. — м.:
Агентство «издательский сервис», 2001.
3. Вознесенский а.в. как издать вашу нигу. — спб.: издат. Дом
«коло», 2003.
4. Введение в издательское дело. — м.: институт учебника «пайдейя»,
1998 .
5. Гиленсон п.г. справочник художественного и технического редак-
Тора. — м.: книга, 1988 .
6. Добкин с.ф. оформление книги / редактору и автору. — м.: книга,
1985 .
7. Иванова т.м. допечатная подготовка / компьютерная обработка
Информации. — спб.: питер, 2004.
8. Капелев в.в. оператору наборно-компьютерной техники. — м.:
Московский государственный университет печати, 2005.
9. Кнабе г.а. энциклопедия дизайнера печатной продукции. — м.,
Спб., киев: диалектика, 2006.
10. Книга как художественный предмет / часть i. — м.: книга, 1988 .
11. Книга как художественный предмет / часть ii. — м.: книга, 199 0.
12. Маркинг и.в. основы издательских технологий. — спб.: бхв-
Петербург, 2005.
13. Настольная книга издателя / е.в. малышкин, а.э. мильчин, а.а.
Павлов, а.е. шадрин. — м.: ооо «издательство аст», ооо «агентство
«крпа олимп», 2004.
14. Оформление изданий / нормативный справочник. — м.: книга,
198 4.
15. Пикок д. Издательское дело. — м.: изд-во эком, 2002.
16. Рывчин в.и. техническое редактирование. — м.: книга, 198 7.
17. Рукопись. Художественного редактор. — м.: книга, 1985 .
18. Стандарты по издательскому делу. — м.: книжное дело, 1988 .
19. Стандарты по издательскому делу. — м.: экономистъ, 2004.
20. Феличе д. Тиографика / шрифт, верстка, дизайн. — спб.: бхв-
Петербург, 2004.
21. Художественное конструирование книги / под. Общ. Ред. А.в.
Гончарова. — м.: книга, 1971.
22. Энциклопедия книжного дела. — м.: юристъ, 1998 .
23. Ян чихольд. Облик книги. — м.: книга, 198 0.
Литература
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Виды печатных изданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Виды издательских текстовых оригиналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Формат издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Формат полосы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Классификация шрифтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Шрифтовое оформление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Объем издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Методы изданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Типы обложек и переплетных крышек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Оформление обложек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Оформление переплетных крышек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Оформление титульных листов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Оформление начальных и концевых полос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Оформление заголовков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Виды выделений. Приемы оформления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Оформление посвящения и эпиграфа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Оформление примечаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Оформление таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Оформление выводов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Оформление формул . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Оформление колонцифр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Оформление колонтитулов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Оформление оглавления (содержания) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Оформление указателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Оформление выпускных, надвыпускных данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Оформление макета аннотированной карточки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Оформление стихотворного текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Оформление драматических произведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Иллюстрации, их значение в издании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Изобразительные оригиналы, требования к ним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Способы размещения иллюстраций в издании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
Оформление подрисуночных подписей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Оформление иллюстрационных оригиналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Техническая издательская спецификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Работа с гранками, иллюстрационными оттисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Работа над версткой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Работа над сверкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Работа над чистыми листами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Классификация журналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Оформление журналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Оформление иллюстраций в журналах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Оглавление
Учебное издание
Богачева вера михайловна
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1490;