Оформление начальных и концевых полос
Увеличение спуска может быть за счет эпиграфов. В основе другого варианта оформления положено то, что заголовку, имеющему разное количество строк, отводится на спуске определенное место.
При оформлении заголовков в горизонтальном спуске можно использовать разные способы размещения заголовков. Заголовки могут быть выключены на центр спуска или
Смещены влево или вправо. При оформлении спуска можно использовать линейки,
Типографские или рисованные буквицы (инициалы), декоративные заставки.
Линейки. Можно использовать светлые, полужирные, двойные, рантовые, узорные линейки. Основное назначение любой линейки — быть верхней опорой линии полосы. Поставленная вверху линейка отчетливо выделяет пробел спуска и подчеркивает прямоугольник полосы набора.
Инициалы. При оформлении начальной полосы часто используют букву увеличенного размера (буквица). Это первая буква начального слова, увеличенного размера, может быть выполнена в сочетании с иллюстрацией, виньеткой, орнаментом. Этот вид оформления начальной полосы берет начало от рукописной книги.
Буквицу можно оформить двумя способами:
• буквица выступает за верхнюю линию строки (в этом случае нижняя линия буквицы выравнивается по нижней линии строки);
• буквица «утопает» в тексте (в этом случае верхнюю линию буквицы выравнивают по верхней линии строки).
Рисованный инициал компонуется художником вместе с сюжетно-тематической иллюстрацией, такой инициал может выходить за пределы полосы на поля.
Не всякое начало текста подходит для инициала. Неудобен текст, который начинается кавычками, многозначным числом или аббревиатурой.
Заставка — это одно из наиболее распространенных средств оформления начальной полосы. Они украшают книгу и создают у читателя определенное настроение, а также
Дают представление об общем замысле произведения. Размещается вверху начальной полосы, она может быть оформлена орнаментальной или сюжетно-тематической.
Заставка не обязательно является иллюстрацией к тексту. Простейший вид заставки — линейка. При оформлении начальной полосы заставкой необходимо особое внимание уделять к пространственным взаимоотношениям рисунка, заголовка, текста и пробела, т.е. найти гармоничное отношение масштабов.
Концевая полоса — это последняя полоса окончания книги или раздела.
По композиции концевая полоса — это как бы перевернутая спусковая начальная полоса. Текст на ней помещается сверху и уравновешивается расположенным внизу белым полем. Отношение текста к белому полю, равное примерно 1:2 или 2:1, считается идеальным. На практике же, к сожалению, при оформлении концевой полосы приходится считаться с тем, сколько строк в ней осталось по условиям верстки, так как технические приемы (вгонка и выгонка) создают очень небольшие возможности для увеличения и уменьшения числа строк. Концевая полоса нужна для того, чтобы у читателя создавалось впечатление об окончании чтения и он мог сделать паузу, прежде чем перейти к чтению следующего раздела или расстаться с книгой. Композиционное построение концевой полосы может иметь 3 варианта:
• свободное от текста место ничем не заполняется;
• на свободном от текста месте помещается концовка;
• текст концевой полосы набирается в виде какой-либо фигуры, завершенной концовкой или без нее.
По своему характеру концовки бывают самые разнообразные — декоративные, предметно-эмблематические и сюжетно-тематические. Поэтому концовку размещают так, чтобы она была отделена пробелом от текста и одновременно тяготела бы к нему и выглядела совершенно отдельным от текста элементом. Обязательно должна учитываться зрительная тяжесть концовки, которая зависит как от ее размеров, насыщенности цветом и манеры выполнения, так и от величины оставшегося белого поля и зрительной тяжести набора на концевой полосе.
При оформлении по первому варианту, т. е. если свободное от текста место остается незаполненным, внимание художника должно быть обращено только на величину текстовой массы набора. Чаще всего применяется второй вариант построения концевой полосы, при котором в полосу вводится концовка. Она не только композиционно, но часто и по смыслу заканчивает текст.
Третий вариант оформления концевой полосы включает в себя набор нескольких последних строк текста в виде какой-либо фигуры (в основном — треугольник) — излюбленный вариант старопечатных книг. В настоящее время этот вариант применяется весьма редко, т.к. Такой прием формалистичен и, кроме того, затрудняет чтение текста.
Концевая полоса должна перекрывать спуск не менее чем на 1 строку. Минимальный размер концевой полосы не менее 1/4 от высоты полосы. Максимальный — короче полноформатной полосы на 4 строки. Взяв любую книгу, можно увидеть, что тема ее раскрывается в определенной последовательности. Тема делится на части, главы, подглавы и т. д. Они могут иметь названия — заголовки.
Рубрикация — это система заголовков, раскрывающая архитектонику книги.
Рубрикация — система рубрик, в которой с помощью наименований или композиционно-графических средств выявляется внешняя связь и соподчиненность подразделов текста, что облегчает пользование книгой. Рубрики делят произведение на составляющие его логически самостоятельные части (разделы, главы, подглавы и т. д.). Заголовки или рубрики (rubrica — заглавие от лат.), а иногда только начальная буква, в рукописных книгах писались красной краской.
Роль заголовков:
• объединяют абзацы текста с основным материалом, а также одновременно отделяют их от последующего материала, относящегося к другому абзацу, то есть выполняют разделительно-объединительную роль;
• сообщают читателю о содержании озаглавленного текста;
• выражают взаимную соподчиненность частей текста;
• облегчают читателю пользование книгой, помогая найти нужный раздел, параграф, навести справки.
Задачи оформления рубрикации:
• дифференцировать различные участки текста в общей системе изложения, а также проинформировать читателя об их логическом значении;
• создать единство графического оформления для логически равноценных по значению рубрик и отделить их от текста, который они озаглавливают. Наиболее сложными по рубрикации являются учебные, научные и технические издания.
Виды заголовков:
• текстовые тематические — название главы, раздела;
• нумерационные (глава1);
• смешанные (состоящие из номеров и текста).
Заголовки могут быть одноступенными и многоступенными. Выявить соподчиненность заголовков можно как шрифтовым, так и композиционным способами.
Шрифтовой способ:
Использование шрифтов с различной графической силой:
• различный кегель. Чем крупнее шрифты, тем они графически тяжелее и, следовательно, сильнее воздействуют на читателя. Поэтому более значимые заголовки, «старшие», набирают более крупным кеглем, а подчиненные им — более мелким. Соподчинение можно передать с помощью применения прописного и строчного начертания одного кегля. Кегель для оформления, конечно, выбирают исходя из формата полного набора (крупный или малый), длины строки, а также от того, насколько заголовок может быть длинным. Однострочный заголовок — прописное начертание, многострочный — строчное.
При использовании прописного начертания в заголовке из двух и более строк следует увеличить пробел между строчками для того, чтобы повысить удобочитаемость. Однако не рекомендуется использовать величину шрифта, к примеру, в многоступенчатой рубрикации (5, 6, 7 ступеней).
• различное начертание. Для того чтобы не увеличивать кегель, используют различное начертание: полужирное, светлое, прямое, курсивное, так, чтобы наилучшим образом выявить логическое соотношение заголовков. Светлые начертания шрифтов в прописном и строчном исполнении (крупных кеглей) целесообразно применять в заголовках высших ступеней, так как они всегда находятся в наиболее выгодном положении (шмуцтитул, шапка на начальной полосе, заголовок на спуске). Светлые шрифты применяют в прямом или курсивном начертании. Прописные и строчные варианты достаточны при однострочной рубрикации (например, в сборниках рассказов). В однострочных или коротких заголовках вполне удобочитаема разрядка, которая особенно пригодна для мелких рубрикационных перечислений.
• различные гарнитуры. Не исключено применение разлЛичных гарнитур, однако следует умело их сочетать. Здесь можно добиться четкого и контрастного оформления, а также сократить варианты применения кегля. Совмещения различных гарнитур может идти по принципу резкого контраста, по принципу созвучия единства.
Композиционные приемы:
• место расположения — вразрез, в подбор к тексту, на спуске, «шапкой», на шмуцтитуле, форточкой, маргиналия (то же, что фонарик, а также примечание), абреже (экстензо).
• разбивка слов заголовка на строки. Общие указания: делить строки по смыслу, не разрывать тесно связанные группы слов. Нельзя заканчивать строку заголовка союзами, предлогами, наречиями, нельзя делать переносы (за исключением Абреже).
• расположения строк заголовка относительно друг друга и полосы набора.
Существует несколько приемов композиционного оформления.
Шмуцтитул — расположение заголовка на отдельной полосе, если книга разделена на небольшое число крупных частей. Это самая высшая ступень внутрикнижной рубрикации.
Шмуцтитул занимает нечетную страницу, его оборот обычно оставляют чистым, однако он может быть занят иллюстрацией или текстом. Оформление шмуцтитула должно быть связано с оформлением титула и внутренним оформлением издания.
Заголовок на спуске – размещается отдельной строкой на начальной полосе над текстом для обозначения новых полос. Он может занимать любое положение на начальной полосе в пределах спуска и иметь любое шрифтовое оформление, любой кегель и начертание, но должен быть единообразен по всей книге.
Заголовок шапкой – заголовок раздела или главы, размещается на начальной полосе по верхней границе полосы набора. Его часто используют вместо шмуцтитула (чтобы не увеличивать расход бумаги). Организация «шапок» — должна быть однородной по всему изданию. Поэтому прежде чем их оформлять, следует все сопоставить и найти единый способ построения. На одной начальной полосе может быть и заголовок-шапка, и заголовок на спуске. Шапка относится к нескольким разделам, а заголовок на спуске – к данному разделу, он подчинен шапке.
Заголовок вподверстку или в разрез текста набирается отдельной строкой – самый распространенный прием оформления. Вподверстку или в разрез могут быть расположены заголовки нескольких ступеней. В соответствии их значимости они набираются шрифтами разной силы. Заголовок вподверстку отбивается от текста сверху и снизу. Поскольку заголовок относится к последующему тексту, то сверху отбивка в полтора раза больше, чем снизу. Общая высота заголовка вместе с отбивками должна занимать целое число строк основного текста (чтобы все полосы были равны по высоте — приводны). Например, если текст набирается десятым кеглем, то общая величина отбивок должна быть равна двадцати пунктам (от предыдущего текста 12 пунктов, от последующего — 8). Два заголовка вподверстку один за другим: если второй подчинен первому, то самый меньший пробел будет отделять низший заголовок от последующего текста, пробел между заголовками побольше, а самый большой над высшим заголовком. Равные по силе заголовки одинаково отбиваются на протяжении всей книги.
Заголовок в подбор к тексту им начинают текст абзаца. Выделяют полужирным, строчным, курсивом. Кегель равен кеглю основного текста. Заголовки в подбор чаще всего назначаются при дробном делении текста на мелкие части, а также при большом перечислении частных признаков какого-либо общего явления. Эти заголовки очень тесно связаны с текстом. Среди заголовков в подбор может быть также логическая соподчиненность, тогда старший набирают полужирным, подчиненный ему курсивом и следующий вразрядку.
Форточка — заголовок врезан в текст. Ширина врезки одинакова во всей книге и составляет 1/4 – 1/3 длины строки. Рекомендуется использовать форматы изданий 60×90/16 и выше. Форточки применяются в учебной и справочной литературе. Текстовая оборка без абзацев.
Маргиналия (от лат. Край), как фонарик — заголовок или сопутствующая надпись, вынесенная на наружное поле. Ее место на уровне первой строки, с которой начинается, относящийся к ней текст. Формат маргиналии зависит от ширины полей. Располагают в красную строку или свободными строками параллельно тексту и выключкой по левой или правой вертикали. Минимальный пробел между текстом и маргиналией – шесть пунктов. Применяется в научных изданиях, в книгах для квалифицированных читателей.
Абреже (или экстензо) — перечень вопросов, раскрываемых в последующем тексте. Место его под названием раздела или главы. Выключка в красную строку, может быть боковая, в зависимости от общего стиля оформления. Формат при симметричной выключке уже формата текста, при асимметрии — произвольный. Шрифт на одну-две ступени ниже основного. Начертание в соответствии с оформлением издания (полужирный, курсив, прописной, светлый, но чаще строчной). Кроме заголовков основного текста в книге встречаются и заголовки, относящиеся к дополнительным текстам и справочно-вспомогательным (предисловие, оглавление, методические указания, приложение). Чтобы не смешивать такие заголовки с остальными, для них подбирают шрифты, отличающиеся по начертанию и кеглю.
Нумерационная система в рубрикации может быть раскрыта следующей системой заголовков:
• нумерация (1,2,3);
• литерация (а, б, в);ad
• графические символы,
А также может быть совсем не озаглавлена. Сущность ее в том, что к каждому виду равноценных рубрик присваивают свой вид нумерации. Например: основные разделы (I ступень) нумеруют по порядку римcкими цифрами, заголовки второй степени – арабскими
С точкой, третья ступень – арабские с круглыми скобками и т. д. Иногда используют прописные буквы для выражения I ступени, второй полосы. Заголовки с нумерацией просты и более доступны читателю. Сначала нужно определить степень сложности построения рубрикации, затем наметить шрифты и начертание, чтобы было соответствие логическому значению рубрик. Для этого у каждого заголовка цифрой указывают разделы, подразделы и т. Д. Такая нумерация удобна при карточной системе подбора материала. Но вместе с тем она обезличивает логический объем книги.
Немая рубрикация в книге. Под ней понимают деление текста на части без словесного или цифрового их обозначения, но с отбивкой каждого нового отрывка от предшествующего каким-нибудь ощутимым приемом:
• пауза-пробел;
• линейка, звездочка, графические знаки.
Немая рубрикация также сообщает читателю об изменении в содержании последующего текста. Пробелы между частями текста равны целому числу строк основного кегля шрифта. В пробел можно поставить линейки. Отбивка будет большая под линейкой. Звездочки тоже выключаются в целое число строк. Их располагают конусом или горизонтальной дорожкой. Графические значки – квадрат, кружочки, ромбики.
Заголовки могут быть выключены разными способами:
• симметричная композиция;
• асимметричная композиция.
При сложной многоступенчатой рубрикации технический редактор не может установить соподчиненность заголовков. В этом случае редактор должен прилагать «рабочее оглавление» со всеми заголовками. Заголовки различных ступеней начинаются от разных вертикалей. Выбор оформления заголовков зависит от степеней их соподчиненности, вида издания, формата полосы набора и кегля, кегля для набора текста. Для того чтобы заголовки могли соответствовать своему назначению, для них необходимо определенным образом составить текст, а затем оформить его. Наиболее сложная часть оформления заголовков — выражение их соподчиненности. Следует твердо усвоить, что заголовки одинаковой значимости (в пределах одного издания) должны быть оформлены однотипно. Это поможет читателю легко ориентироваться в издании и определять зависимость одних заголовков от других.
Шрифтовые приемы выражения соподчиненности основаны на оформлении, при котором чем заголовок «старше», тем зрительно значительней шрифт, применяемый для него.
Возможно несколько вариантов: изменение кегля, насыщенности, гарнитуры. Композиционные приемы основаны на расположении заголовка на странице. То или иное расположение может определить роль заголовка среди других заголовков книги. Самый младший заголовок — в подбор к строке. Затем идут заголовки форточкой или маргиналий — заголовок на полях. Эти виды заголовков одновременно почти никогда не используются и по своей значимости их можно считать равноценными.
Следующий за ними по значимости заголовок — в разрез текста. Этот способ размещения заголовков очень широко распространен. Затем идет заголовок, размещенный на начальной полосе; если он стоит сверху, его называют шапкой. Самым
Старшим будет заголовок на отдельной странице — шмуцтитул.
Кроме шрифтовых и композиционных приемов оформления заголовков используются и графические. Выделения — это элементы текста: буквы, слова, словосочетания, оформленные иначе, чем основная часть.
По назначению и роли выделяют следующие виды:
• внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки;
• логические усиления;
• мнемически-справочные выделения;
• структурные;
• структурно-рубрикационные;
• структурно-технические.
Внутритекстовые заголовки. Определяют тему нерубрицированного фрагмента заголовка.
Логические усиления. Слова или словосочетания, выделением которых подчеркивается авторский смысл фразы.
Мнемически-справочные. Это выделения терминов, имен, названий, дат; опорно-смысловых пунктов (например, параграфа); правил, законов, важнейших положений.
Структурные. Для выделения документально-вспомогательного и иллюстративного текста. К структурным выделениям можно отнести и выделения пояснительных слов об авторской или языковой принадлежности цитат, примечаний, выделенных слов. Их цель — помочь читателю понять, чьи это слова.
Структурно-рубрикационные — выделения вспомогательно-иллюстрационных заголовков: примеров задач, внутритекстовых примечаний, особых видов текста — таблиц. Ставятся в подбор с основным текстом.
Структурно-технические — выделения символов (например, букв рус. И лат. алфавита), чтобы упростить чтение. Это также выделения цифровых и буквенных частей иллюстраций, чтобы они не слились с основным текстом.
Приемы выделения:
• шрифтовые;
• пробельно-композиционные;
• графические.
Шрифтовые приемы:
— изменение начертания шрифта: светлый курсив, полужирное прямое, курсивное полужирное, узкое или широкое, прописное, капитель;
— изменение гарнитуры шрифта;
— изменение размера кегля: набор меньшим кеглем применяется для выделения вспомогательно-дополнительных текстов с использованием интерлиньяжа, увеличенным кеглем для выделения правил, законов, главных положений.
Пробельно-композиционные:
— увеличение межбуквенных просветов — р а з р я д к а.
Подходит для скрытых в тексте логических усилений, мнемических, структурных выделений, слов или словосочетаний;
— втяжки одно- и двусторонние. Применяют, когда выделяемый текст по значимости не уступает основному тексту (например, посвящение);
• изменение интерлиньяжа применяется для структурных выделений большого объема;
• отбивки-пробелы применяются со втяжкой для усиления выделения;
Графические:
— восклицательный и вопросительный знаки в круглых скобках. Этими знаками в тексте цитаты выделяют предшествующее слова или словосочетание, чтобы выразить свое отношение к знаковой форме;
• знак ударения над словом для логического усиления;
• линейки, подчеркивающие, отчеркивающие и обрамляющие, применяются для структурных выделений в сочетании со втяжкой;
• орнаментальные рамки;
• печать другим цветом — сильный прием, но если только не ухудшает условий чтения;
• выворотка — текст образуется пробельными элементами. Применяется, если оправдан набор шрифтом больше основного текста.
Посвящение— разновидность дополнительных текстов, указывающая, в честь кого написано или кому посвящено произведение. Располагается на отдельной полосе до и после титульного листа, либо на обороте титульного листа, либо в верхней части начальной полосы. Может выключаться на центр, вправо (к внешнему полю). Обычно набирается курсивным начертанием шрифта (используются светлые и полужирные начертания). Кегль шрифта зависит от величины и места посвящения, обычно равен кеглю набора основного текста.
Эпиграф— вид дополнительного текста, раскрывающий основную мысль, идею как всего произведения, так и отдельных его частей. Эпиграф, относящийся ко всей книге, может быть дан на отдельной странице перед началом текста, на шмуцтитуле, на начальной полосе. Эпиграф, относящийся к отдельным частям текста, помещается перед ними после заголовка (если он есть) и выключается к правой границе полосы набора или с небольшим отступом от нее. Набирается гарнитурой основного текста кеглем на 1 – 2 пункта ниже. В особых случаях допустим курсивный, прописной или полужирный вариант набора. Эпиграф сопровождается указанием источника, набираемым на кегль ниже самого эпиграфа, либо разрядкой, либо иным начертанием, отбивается на 2–4 пункта от эпиграфа и выключается на правый край. Формат набора 1/3 – 2/3 ширины полосы набора
Примечания по месту расположения делятся на два вида:
Внутритекстовые:
• примечания-пояснения отдельных слов, набирают тем же кеглем, что и основной текст, в подбор к нему, выделяя только начертанием шрифта, чаще всего курсивным, но в скобках;
• примечание со словом «примечание», набирается пониженным кеглем, размещается после абзаца текста, отбивается сверху и снизу пробелом от 4 до 10 п. Сам заголовок выделяется разрядкой или (реже) курсивным или полужирным начертанием. После заголовка ставится точка и далее текст. Примечание вместе с пробелом по высоте должно занимать целое число строк основного текста.
Затекстовые:
• сноски, выносятся вниз полосы, отделяются от основного текста линейной и пробелом. Рекомендуется длина линейки 1 кв. Линейка отбивается от текста сноски на 4 – 6 п. Отбивка линейки от основного текста до 10 п. Линейка по толщине 2 п. Сноски набирают шрифтом уменьшенного кегля, на формат основного текста. Их можно набирать и на меньший формат и заверстывать в две колонки под основным текстом, в зависимости от конструктивного решения всего издания, числа, объема и значения сносок. Для того чтобы определить связь сносок и основного текста вводят обозначения *, либо цифры на верхнюю линию. Знак *, если количество сносок не более трех.
• выноски, выносятся в конец книги. Набирают с заголовком «примечания». Заголовок может быть вынесен на отдельную полосу, набран вверху полосы. Текст примечания набирается пониженным кеглем, связь примечания с основным текстом производится с помощью цифр на верхнюю линию, при этом нумерация идет сквозная. В тексте примечания дается ссылки на страницу. При оформлении выносок порядковую нумерацию примечаний или страниц, к которым они относятся, можно строить отдельной колонкой слева, нумерацию страниц, названия разделов, рассказов или стихов над текстом примечаний, набирая курсивом или полужирным шрифтом. Слова или группы слов, к которым относятся примечания, можно набирать и в подбор к тексту примечаний, выделяя их разрядкой, курсивным, прописным или полужирным начертанием шрифта.
Таблица— это некоторые сведения (словесные или цифровые), приведенные автором в определенную систему и разнесенные по графам.
Книжно-журнальные таблицы различаются по следующим основным признакам:
По содержанию (с учетом особенности набора):
• текстовые, где большая часть колонок содержит отдельные слова или фразы;
• цифровые, колонки в которых содержат цифры и другие знаки;
• смешанные, включающие текстовые и цифровые графы;
• формульные, в графах которых содержатся математические или химические формулы;
• иллюстрированные таблицы.
По расположению на полосе:
• клочковые (занимают любую часть полосы);
• полосные (продольные, поперечные);
• распашные (продольные, поперечные), расположенные
На двух смежных полосах.
По внешнему оформлению:
• оформление по принципу гармоничного сочетания с основным текстом издания;
• сдвоенные таблицы, оформленные по принципу контрастного выделения.
По внутреннему оформлению:
• таблицы, содержащие линейки только в заголовочной части;
• открытые таблицы— без обрамляющих линеек;
• закрытые таблицы— в линеечном обрамлении с четырех
Сторон;
• полузакрытые таблицы, обрамленные вертикальными линейками или нижней горизонтальной линейкой.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 6943;