САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИХОТОМИЙ
В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одноочень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашегоисследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем вашевнимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько разупоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принятосчитать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле,им'навязано это противостояние и навязано оно именно искаженнымпредставлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровнясамоактуализации. Самоактуализированный индивидуум изжил в себе этидихотомии, преодолел атомизм, объединил частности в общее, поднялся науровень наджитейской целостности. И все-таки мне хочется отослать вас заподробной аргументацией к другим работам (82). Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видитздесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одноми том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желаниясамоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа ипоступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своейприроде". В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии"эгоизмѕальтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно кэгоистичен, и альтруистичен (312). Его жизнь одновременно и духовна, инизменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может статьдля него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для негоудовольствия, работа не мешает игре, ѕ напротив, обязанность становитсяудовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельноисполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться вчеловеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Еслизрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли ужвелика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные людиоказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором междудуховной жизнью и жизнью животной? Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к такимдихотомиям, как добротаѕжестокость, конкретностьѕабстрактность,приятиеѕотвержение, индивидуальноеѕобщественное, конформизмѕнонконформизм,отчуждениеѕидентификация, серьезностьѕюмор, дионисизмѕаполлинизм,интраверсияѕэкстраверсия, увлеченностьѕнебрежность,серьезностьѕфривольность, конвенционализмѕнеэависомость, мистикаѕреальность,активностьѕпассивность, мужественностьѕженственность, вожделениеѕлюбовь,ЭросѕДгапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизммежду Ид, Это и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован вотношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостнаи едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивныепроцессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевскомединстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полномсогласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде былодилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это нипарадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборствомежду мужским и женским началом ѕ это не что иное, как признак незрелости,ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор междуэтими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользупатологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе идобродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной иженщиной порочной? Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистическогочеловека не количественные, а качественные различия; они настолькокардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Яубежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербнуюпсихологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человекедолжно стать изучение самоактуализированной личности.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 692;