КРЕАТИВНОСТЬ
Креативность ѕ универсальная характеристика всех самоактуализированныхлюдей. У каждого из моих испытуемых я обнаруживал ту или иную формукреативности, которую можно назвать оригинальностью, изобретательностью илитворческой жилкой. Креативность самоактуа-лизированных людей имеет рядспецифических особенностей. В полной мере оценить все своеобразие творческихспособностей этих людей можно только в контексте других их особенностей, окоторых речь пойдет ниже. Креативность этих людей ѕ это не креативностьМоцарта, это не гениальность, не специфический дар. Гениальность практическине связана с личностными качествами гения, она непостижима. Глядя на гения,нам остается только констатировать, что он наделен гениальностью, что онасвойственна ему от рождения. Способности такого качества не нуждаются вподдержке психического здоровья, и потому мы не станем их рассматривать.Креативность самоактуализированного человека сродни креативности ребенка,еще не испорченного влиянием культуры. Креативность ѕ фундаментальнейшаяхарактеристика человеческой природы, это потенциал, данный каждому человекуот рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивает способностьк невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее издетства или, уже повзрослев, вновь обретают ее. Сантайана называл этуспособность "вторичной наивностью". Креативность не ищет себе подтверждений, она не обязательно проявляетсяв музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это скорее особыйспособ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью.Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можнообнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже всамой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этогослова. Чем бы ни занимался креативный человек, что бы он ни делал, во все онпривносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его актстановится актом творчества. В этом смысле звания творца может заслужитьлюбой самоактуализированный сапожник, портной или кондитер. Даже отдельныйакт зрительного восприятия, акт видения может быть креативным. Я выделил креативность в отдельную характеристику только вдемонстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих характеристиксамоактуализированного человека. Очень может статься, что креативность вданном случае ѕ лишь одно из проявлений или одно из следствий особойэффективности восприятия, о которой мы говорили выше. Мы вправе сказать, чтосамоактуализированные люди отличаются более точным и правдивым видением мираи именно потому они креативны. Кроме того, как мы уже говорили, эти люди в гораздо меньшей степениподвержены влиянию культуры, ее запреты не становятся для них абсолютными,не переходят в разряд внутренних запретов и ограничений, они гораздо менее"окультурены" по сравнению со среднестатистическим человеком. Понятно, чтоэта "некультурность" позитивна, и я склонен называть ее спонтанностью.Самоактуализированный человек искренен и естествен, и возможно, отчасти вэтом причина того, что обычные люди часто склонны счесть его одаренным,талантливым человеком. Наблюдения за детьми дают нам основания предполагать,что каждый из нас когда-то обладал этой спонтанностью и, быть может, вглубине души по-прежнему искренен и естествен, но не может проявить этого,скованный тяжелыми цепями запретов и ограничений, налагаемых на наскультурой. Но если все обстоит именно таким образом, то не вправе ли мыпредположить, что, сбросив оковы культуры, мы окажемся в царстве всеобщейкреативности (10, 307)? СОПРОТИВЛЕНИЕ КУЛЬТУРАЛЬНЫМ ВЛИЯНИЯМ; ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ Самоактуализированных людей нельзя назвать "адаптированными" в обычномпонимании этого слова. Адаптация предполагает безоговорочное одобрениекультуры и слепую идентификацию с ней. Конечно, самоактуализированныйчеловек существует в рамках конкретной культуры и неплохо ладит с ней, и вто же самое время он сопротивляется ее влиянию (295), он в какой-то степениотчужден, внутренне независим от нее. В литературе, посвященной проблемамвзаимодействия культуры и личности, почти не исследуется вопрос осопротивлении личности культуральным воздействиям, а между тем здесь естьпроблема. Рисман (398) на примере американского общества со всейнаглядностью показал, сколь сильным может быть нивелирующее влияние культурына человека. Поэтому мне думается, что даже мои, достаточно скудные данныемогут принести некоторую пользу. Взаимоотношения самоактуализированного, здорового человека с окружающейего культурой, которая, как правило, менее здорова, чем он, достаточнонеоднозначны. В этих взаимоотношениях мне хочется выделить несколькоаспектов. 1. Все мои испытуемые вполне "вписываются" в рамки своей культуры. Ихповедение, присущая им манера общения и манера одеваться, их пристрастия поотношению к еде мало чем отличаются от поведения, вкусов и пристрастий ихсограждан. Но по сути своей эти люди неконвенциональны; их ни за что неназовешь элегантными, изящными, модными или шикарными. Причина этому кроется в том, что они не придают большого значениявнешней стороне явлений; нравы, обычаи и законы, принятые в обществе не точтобы не вызывают у них раздражения или сопротивления ѕ скорее они незадумываются о них, относятся к этим установлениям так же, как к правиламдорожного движения, видят в них лишь средство, помогающее жить в мире сосвоим окружением. Здесь вновь обнаруживается их склонность приниматьсложившийся порядок вещей, конечно, в том случае, если этот порядок непротиворечит их принципам и убеждениям. Мода, стиль прически, формывежливости ѕ все эти вещи несущественны для них, они не затрагивают ихморальных принципов и потому эти люди не считают нужным оспаривать их, ониготовы подчиниться им с добродушной ухмылкой. Эта терпимость ни в коем случае не означает слепой идентификации снравами и обычаями культуры. Смирение самоактуализированного человекаповерхностно и не затрагивает сущностных аспектов его личности.Самоактуализированный человек подчиняется принятым в обществе нормамповедения только потому, что так ему проще жить, он не желает тратить силына борьбу с несущественными, второстепенными вещами. Но если вдруг та илииная условность становится обременительной для него, если она потребует отнего перешагнуть через себя, предъявит права на его силы или время, онсбросит с себя маску приличий как стесняющий его сюртук, и мы со всейочевидностью обнаружим, насколько поверхностна была его конвенциональность. 2. Ни одного из своих испытуемых я бы не назвал революционером илибунтарем. Юношеская потребность в ниспровержении существующего порядка вещейлибо вовсе не свойственна самоактуализированным людям, либо давно изжитаими. Они не сжимают кулаки и не требуют немедленных перемен, они не брюзжатпо поводу несовершенства общественного устройства, хотя те или иныепроявления несправедливости глубоко возмущают их. Один из моих испытуемых вюности был настоящим бунтарем, он был одним из зачинателей профсоюзногодвижения (в те времена это было очень опасное занятие), но в конце концовпреисполнился отвращением к любым проявлениям революционности. Осознав, чтов наше время и в условиях нашей культуры социальные реформы не могут бытьосуществлены в одночасье, что это вопрос медленного, постепенного развитияобщества, он посвятил себя преподавательской деятельности. Позицию другихмоих испытуемых можно охарактеризовать как спокойную, трезвую озабоченностьвопросами социального благоустройства. Эти люди, признавая желательность инеобходимость перемен в социальном устройстве общества, понимают также, чтооно требует времени. Это ни в коем случае не означает, что они пассивны. Когда они видят,что перемены возможны, когда конкретная ситуация требует от них решительныхи мужественных действий, они не будут сидеть сложа руки. Их нельзя назватьрадикалами в обычном понимании этого слова, но я полагаю, что они легкомогут стать таковыми. Во-первых, это, как правило, высокоинтеллектуальныелюди, практически каждый из них готов возложить на себя некую миссию, каждыйиз них склонен совершить и совершает важные и значительные дела,способствующие исправлению и переустройству мира. Во-вторых, эти люди ѕреалисты, они трезво смотрят на жизнь и не пойдут на бессмысленные жертвыОднако в критических ситуациях они способны пожертвовать любимым делом изаняться активной общественной деятельностью, ѕ примером тому служаторганизаторы антифашистского движения в нацистской Германии и лидерыСопротивления во Франции. У меня складывается впечатление, что эти люди непротив борьбы как таковой, они не приемлют борьбу бессмысленную инеэффективную. Хочу высказать еще одно соображение, которое отчасти сможет объяснить"безмятежность" самоактуализированных людей. Дело в том, что они очень любятжизнь и все радости, связанные с ней. А жизнелюбие просто несовместимо сбунтарством и участием в повстанческих движениях, которые требуют отчеловека полного самоотречения. Похоже, что эти люди не находят для себявозможным пожертвовать удовольствиями, дарованными им жизнью, во имяабстрактных идей и гипотетических благ. В юности многие из них участвовали втех или иных общественных движениях, активно выражали свое недовольство,протестовали против существующего порядка вещей, требовали радикальныхреформ, но с возрастом постепенно поняли, что на скорые переменырассчитывать не приходится. Самоактуализированные люди спокойно и добродушнопринимают культуру, в которой они живут, и ежедневно трудятся во имя еесовершенствования. Они не противопоставляют себя обществу и не пытаютсябороться с ним, они чувствуют себя частью этого общества и стараются сделатьего лучше. 3. Разговаривая со своими испытуемыми, я обнаружил, что практическикаждому из них свойственна некоторая доля отстраненности от окружающей егокультуры, и эта отстраненность особенно наглядно проявлялась в ходе бесед обамериканской культуре, когда мы пытались сравнить ее с другими культурамимира. Эти люди рассуждали о взрастившей их культуре так, словно непринадлежали к ней, их отношение нельзя было назвать ни позитивным, нинегативным. Они одобряли в ней то, что казалось им хорошим, правильным,позитивным, и критиковали то, что считали плохим. Одним словом, онипроявляли способность к беспристрастной оценке культуры, они стремилисьвыявить ее положительные и отрицательные черты и, только сопоставивразличные ее аспекты, выносили свое суждение о ней. Ясно, что такого рода отстраненность в корне отличается от такназываемого этноцентризма, проявления которого обнаруживаются, например, улюдей авторитарного склада, который предполагает не только абсолютноеприятие собственной культуры, но и пассивное подчинение ее нивелирующемувлиянию. Но отстраненность самоактуализированного человека не имеет ничегообщего и со все более распространяющимся в нашем обществе нигилизмом вотношении культуры, с тотальным, слепым ее отторжением. На мой взгляд, нашакультура в конце концов не так уж плоха, если, конечно, сравнивать ее сдругими реально существующими культурами, а не теми нравами, что царили вЭдеме. (Лозунг "Даешь Нирвану!" весьма наглядно демонстрирует этутенденцию.) По-видимому, именно описанная нами выше любовь к уединению,свойственная самоактуализированным людям, равно как и их неприверженностьзнакомому и привычному и можно считать истинными причинами присущей имотстраненности от культуры. 4. Отстраненность от культуры означает высокую степень личностнойавтономности. Самоактуализированный человек строит свою жизнь не по законамобщества, не по законам культуры, а, скорее, по общечеловеческим законам изаконам его собственной человеческой природы. В отличие отсреднестатистического американца, который ощущает себя прежде всегоамериканцем, самоактуализированный человек универсален, он принадлежитчеловечеству. Пожалуй, я бы даже сказал, что он выше своей культуры, если быне боялся, что меня могут понять слишком буквально ѕ в конце концов, этилюди живут в Америке, работают в Америке, общаются с американцами, едят вамериканских ресторанах и т.д. Однако, сравнивая этих людей с другими членами нашего общества,чрезмерно социализированными, роботизированными, этноцентричными, мывынуждены признать, что если их мировоззрение и не позволяет нам счесть ихсоздателями особой субкультуры, то все-таки мы имеем дело с особой группой"сравнительно неокультуренных" индивидуумов, которые сумели не поддатьсянивелирующему влиянию окружающей их культуры. Столь сложные отношения скультурой предполагают, что представители этой группы не могут относиться кней одинаково, а это значит, что если одни из них склонны, в какой-то мере,принять культуру, то другие в той же мере склонны сторониться ее влияний. Если согласиться с вышесказанным, то мы вправе выдвинуть еще однугипотезу. Мы можем предположить, что расовые, этнические и национальныеособенности не столь существенны для самоактуализированных людей, чтосамоактуализированный гражданин мира больше похож на своего столь жесамоактуализированного друга иной расы, чем на менее развитого, менеездорового соотечественника. Таким образом, мы можем, наконец, дать ответ наизвечный вопрос: "Можно ли быть хорошим (здоровым) человеком, живя внесовершенном обществе?". Если говорить об американской культуре, то мывправе заявить, что она дает человеку возможность для развития. Здоровыелюди, принимая внешние атрибуты культуры, остаются внутренне независимыми отнее. Очевидно, что такая независимость, отчужденность от культуры возможнатолько в том случае, если сама культура терпима по отношению кнезависимости, по отношению к личной свободе. Разумеется, что людей, не приемлющих слепого самоотождествления скультурой, не так уж мало, однако не про всех них мы можем сказать, что ониотличаются отменным психологическим здоровьем. Даже некоторых из моихиспытуемых нельзя назвать совершенно свободными от запретов и ограничений,которые налагает на них наше несовершенное общество. Мера их спонтанности истепень самоактуализации обратно пропорциональна тому, в какой мере онивынуждены утаивать, сдерживать или подавлять те или иные свои позывы. Крометого, следует отметить, что в нашей культуре (как, вероятно, и в любойдругой культуре) психологическое здоровье ѕ удел избранных, а значит, они,эти избранные, неизбежно одиноки, и уже хотя бы поэтому не так спонтанны, нетак самоактуализированы, как могли бы быть.57Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 886;