Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности

Было бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с удовлетворением общезначимых потребностей, реализуемых в политике. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интересов и потребностей, в том числе индивидуальных. В них действия индивидов отражают стремление к автономии от коллективной жизни. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей индивидов требуют взаимного согласования для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых, индивидуальных интересов осуществляет государство.

Взаимосвязь государства и гражданского общества. Гражданское общество представляет собой сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур, политических партий и т. д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство. Гражданское общество является опосредствующим звеном между свободным индивидом и государственной волей.

Понятие «гражданского общества» восходит своими корнями к идеям полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и государство рассматривались как взаимозаменяемые термины. Например, для греческого полиса было характерно слияние гражданского коллектива с государством. Гражданам государства была чужда идея неприкосновенности частной сферы. Общие интересы полиса сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет, бесспорно, отдавался первым. Такой подход сохранился почти в неизменном виде вплоть до Нового времени.

Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и его отличием от гражданского общества. Основу этого процесса составил ряд факторов:

- формирование идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами;

- растущее осознание противоречий между государством и обществом;

- создание теорий о естественных правах, происхождении государства и т.д.;

- формирование свободной рыночной экономики с частной собственностью и т.д.

Так, согласно, Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует по природе. Государство представляет собой некое «новое тело», основной задачей которого – защита общества. Таким образом, формировалось убеждение, что чрезмерно разросшееся государство препятствует свободной жизни граждан. Как писал В. фон Гумбольд, «чем большее действие оказывает государство, тем более схожим становится … все находящееся под его воздействием. В таком государстве о людях забывают ради вещей и результатов их деятельности». Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал автор знаменитого памфлета «Права человека» Т. Пейн. Государство, он считает, необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Локку, Гоббсу, Канту, Гегелю, Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольные организации и ассоциации свободных граждан, огражденные соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Среди политологов Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. Этот подход не совсем правильный, т.к. понятие «гражданское общество» шире понятия «правового государства». В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства:

1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.

2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.

3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Таким образом, проблема взаимодействия государства и гражданского общества одна из самых важных в политическом процессе – от того, насколько эффективно оно решено, зависят общественное согласие, стабильность и порядок в обществе. Известный русский философ П. Новгородцев писал: «Нужно, чтобы все поняли, что не механические какие-то выборы и какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны, а лишь новый поворот общественного сознания… должен образоваться крепкий духовный стрежень жизни, на котором все будет держаться на органической своей основе»[29]. Речь идет о крупном духовном стержне гражданского общества.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Гражданское общество имеет достаточно сложную структуру: оно состоит из семьи, церкви, СМИ, общественных клубов, научных и культурных организаций, благотворительных фондов, профессиональных объединений и т. д. В свое время, А.Токвиль, в качестве одной из особенностей США отмечал наличие разветвленной системы институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и более 50% активно работают в деятельности 2 и более ассоциаций. К примеру, в работе 200 потребительских организаций участвует более 70 млн. граждан.

Основными функциями гражданского общества являются социально-компенсаторная и компенсаторно-регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная функции, непосредственное жизнеобеспечение, социализация, гражданский правопорядок, социальная защита и гарантия против произвола властей. Эти функции выполняются структурными элементами гражданского общества – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях вызревает активная гражданская личность.

Основа структуры гражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов, и наоборот.

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.

К сожалению, провозглашение равенства политических и иных прав автоматически не ведет к повышению их гражданской активности. Наоборот, сегодня очевидно: многие люди ценят свое право не участвовать в политических решениях не меньше, чем другие – право участвовать. Если в древнегреческих демократиях реализовывался прямой вид демократии, когда каждый гражданин участвовал в общественной жизни, то представительская демократия, в рамках которой мы сегодня живем, позволяет вести большинству частный, общественной пассивный образ жизни. Гражданин, в повседневности снимающий с себя заботы о гражданском долге, подрывает основы самой демократии как института. Не случайно настоящей политической проблемой стал низкий процент избирателей, приходящих на выборы.

В структурном отношении гражданское обществоможно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства. К числу экономических принципов гражданского общества относится многоукладная экономика, разнообразие форм собственности.

Политико-правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Политическую основу гражданского общества составляют разделение ветвей власти, децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, верховенство закона.

Духовная сфера - это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений.

Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массовидного характера, а стержнем гражданских отношений выступают персонифицированные отношения собственности. Чем большее число людей втянуто в эти отношения и являются собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертам, его доля должна составлять до 60% населения). Гражданское общество у различных народов может существенно различаться, поскольку основу его составляют культурные традиции и особенности религиозного мировоззрения. Одним словом, западная модель гражданского общества, основанная на индивидуализме и морали успеха, не может считаться единственно правильной. Основной принцип западного гражданского общества: «не человек для общества, а общество для человека» справедливо критикуется за агрессивный антропоцентризм, невнимание к коллективным ценностям. Гражданское общество призвано не только защищать индивидуальные интересы, но открывать способы достижения единых коллективных целей, гармонизации единых целей.

Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования гражданского общества:

1. Экономические - это наличие собственности. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.

2. Политико-правовые - это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.

3. Культурные - повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания.

4. Социальные-это наличие класса среднего собственника.

Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В Казахстане нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является пренебрежительное отношение граждан к законам, а также доминанта государственного начала над личностным.








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1654;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.