МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ

В разделе 2 5 уже говорилось, что актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям.

Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство; именно так, как состояния, их рассматривает Н Д Леви­тов (1964). Он говорит и о заинтересованности как состоянии, отражающем акту­ализацию интереса. Но если ситуативную заинтересованность (как переживание интереса, увлеченность) можно отнести к состояниям (правда, скорее уже к про­цессуальным, деятельностным состояниям, а не мотивационным), то устойчивая заинтересованность характеризует, очевидно, уже отношение, а не состояние Кро­ме того, заинтересованность имеет и другой смысл — как интерес материальный, получение выгоды Поэтому по всем этим причинам заинтересованность я не отно­шу к мотивационным состояниям.

Когда человек говорит, что он соскучился, то это тоже означает, что у него воз­никло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в об­щении с близкими или желанием, например, поработать после длительного отдыха, вынужденного перерыва.

Имеется ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации — перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения Это со­стояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, заме­шательства, страха (боязни), надежды. Когнитивный диссонанс («познавательное несоответствие»), негативное побу­дительное состояние, возникает в ситуации, когда субъект одновременно распола­гает по крайней мере двумя противоречивыми мнениями о чем-то или о ком-то, и эти мнения не могут быть согласованы друг с другом. Это порождает у субъекта стрем­ление к устранению возникшего диссонанса через:

— изменение поведения;

— пересмотр пришедшего в противоречие представления;

— изменение отношения к объектам, связанным с принятием решения;

— обесценивание значения предстоящего поступка;

— поиск новой информации, усиливающей одну из точек зрения или приводящей к смене убеждений;

— увеличение согласующихся друг с другом знаний.

Состояние сомнения Н. Д. Левитов рассматривает как сложное состояние, в которое входят: неуверенность, недоумение, раздумье о правильности, сознание недоказательности, неубедительности, переживание неудовлетворенности тем, что выдается за истину. Он отмечает, что состояния сомнения настолько разнообраз­ны, что назвать их словом «сомнение» можно только условно.

Сомнение является показателем критического отношения, вдумчивости челове­ка и его ответственности за принимаемое решение («положительное» сомнение) и следствием неуверенности или скептицизма. Состояние скептического сомнения Н. Д. Левитов подразделяет на два вида. Первый порождается хорошими намерени­ями: человек ищет абсолютной достоверности, желает все познать больше и глуб­же; то же, что известно, его не удовлетворяет. И вместе с тем это обычно мрачное состояние, неприятно действующее и на самого человека, и на окружающих.

Другой вид — скептицизм как выражение развязности и рисовки, обычно связан с неуважением к авторитетам. Эта форма скептического сомнения проявляется тог­да, когда человек, формируя намерение, мотив, пренебрегает советами других, бо­лее опытных и знающих людей. Очевидно, что состояние сомнения, связанное с не­уверенностью, и состояние сомнения, связанное с отражением личностной особен­ности человека — скептицизмом, разные по своей сути и к мотивационным состояниям можно отнести только первое из них. Состояние сомнения усиливает­ся, если человек несколько раз подряд потерпел неудачу в достижении цели, и уменьшается, если попытки достичь цель были удачными.

Вообще-то, строго говоря, ни неуверенность (уверенность), ни сомнение в ис­тинном значении состояниями не являются. Неуверенность отражает оценку веро­ятности совершения события, правильности принимаемого решения; сомнение — это отсутствие убежденности в истинности чего-то, в том числе и того средства и пути удовлетворения потребности, которое при формировании мотива рассматри­вается человеком. Недаром сомнение Н. Д. Левитов рассматривает и как раздумье о правильности чего-то. Но и сомнение, и неуверенность приводят к переживаниям, которые могут выражаться в состояниях тревоги, боязни. У человека могут воз­никать состояния растерянности, нерешительности, когда он не знает, как по­ступить, что предпочесть. Может наступить и более отрицательное состояние — замешательство, смятение как выражение паники.

Противоположным этим состояниям является решимость. А. Ф. Лазурский (1995) говорит о своеобразном чувстве решимости, которое специфично для всех волевых актов и относится к числу возбуждающих стремление к устранению напря­жения, связанного с потребностью. В этом состоянии отражается готовность к дей­ствию.

От решимости как состояния следует отличать решительность как волевое каче­ство, характеризующее время принятия решения в значимой для человека ситуа­ции. Решительность является характеристикой быстроты принятия решения в си­туации неопределенности, выбора.

Следует также иметь в виду, что пять типов решимости, о которых говорил У. Джемс (раздел 1.1), скорее отражают пять ситуаций принятия решения и прояв­ления решительности, нежели пять видов состояния решимости; она во всех ситуа­циях будет, очевидно, одинаковой.

С физиологической точки зрения состояние решимости можно рассматривать как состояние оперативного покоя (по А. А. Ухтомскому). Это концентрированное и напряженное ожидание сигнала спортсменом на старте, это побуждение к действию как конечная фаза мотивационного процесса. В случае если по каким-либо причи­нам начало действия отодвигается, то решимость переходит в остро переживаемое состояние нетерпения, а затем и раздражения. Чем сильнее выражена потреб­ность (желание), тем сильнее выражены и эти состояния человека.

Н. Д. Левитов выделяет состояние мечтательности. Это погружение в мечту, фантазию, сопровождающееся переживанием положительных эмоций удовлетворе­ния, радости (см. раздел 8.3).

Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с пережива­нием, возникающим у человека при ожидании желаемого события, и отражающих предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Надежда формирует­ся на основе субъективного опыта, накопленного в прошлом в сходных ситуациях, и познания объективных причин, от которых зависит ожидаемое событие. Предска­зывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, надежда иг­рает роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего человеку определять ее последствия и целесообразность. При сильно выраженной потребности надежда может сохраняться и при отсутствии обосновывающих ее условий (в расчете на слу­чай, везение, удачу).

И мечта и надежда связаны с наличием у человека мотивационной установки.








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 794;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.