Глава 40. Политико-правовые взгляды русских радикалов второй половины ХХ века
Началом конца деспотического николаевского режима стала трагедия Крымской войны (1853 - 1856 гг.), закончившаяся тяжелым поражением России, политическая и экономическая отсталость которой по сравнению с ведущими странами Запада (Англией и Францией) стала уже очевидной. Отмена крепостничества стала неотложным требованием времени. Речь теперь могла идти только о путях и способах освобождения народа: произойдет ли оно "сверху", по повелению властей, или, если власти не поспеют за ходом истории, - "снизу", в огне новой крестьянской войны, как это было при Разине и Пугачеве.
Смерть Николая 1 (1855 г.), олицетворявшего собою государство крепостников - помещиков, приход на российский престол "либерального" императора - Александра Второго - давал, казалось бы, надежду, оставлял шанс на мирное разрешение уже давно назревшего социального конфликта. И действительно, реформу 1861 года (при всех ее недостатках и ограничениях) приветствовали самые широкие слои общества - от крестьян до умеренных либералов - помещиков. Ее приветствовал из Лондона Герцен. В глазах народа (но очень ненадолго) новый император России приобрел ореол героя и освободителя. Но разочарование в начинаниях нового царя обратило его, как и многих русских мыслителей, к радикализму.
Период 60 - ых гг. 19 века был богат на радикальные программы и не менее радикальные общественные акции. Историки русского революционного движения (Б.М.Шахматов и А.И.Володин) называют его периодом образования революционного утопического социализма на российской почве, возникающего из соединения двух идейных течений – русского утопического («крестьянско-общинного») социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции. Именно в условиях России идеи социализма – вначале сенсимонистского и фурьеристского, а затем и марксистского – впервые обрели столь широкую поддержку среди части интеллигенции, именуемой «разночинцами» – студентов, литераторов, молодых офицеров и других государственных служащих, как правило недворянского происхождения (но были и яркие исключения). Особенно заметен был слой выходцев из семей священнослужителей (те же Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов), которых отличало страстное стремление к защите униженных и обездоленных, сочетавшееся с непримиримой оппозицией самодержавию и крепостным порядкам.
Виднейшими представителями русского утопического социализма и революционного радикализма в эту эпоху были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Они одновременно признавали свою близость и к славянофилам (по Герцену, именно с них начинается «перелом русской мысли»), и западникам (с ними сближала неизбывная любовь к свободе).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1140;