Начало конца темной стороны внутреннего ребенка
В последнее время приобрели необычайную популярность терапевтические группы и тренинги «Помоги себе сам!», основанные на работе с «раненым внутренним ребенком». Но если вспомнить историю психотерапии, мы убедимся в том, что едва ли не в каждом из ее направлений упоминается часть нашей личности, застрявшая в прошлом вследствие травмы или несчастья. Впервые психотерапевты заговорили об этом в начале XX века, когда психотерапия начала приобретать широкую известность.
Позже, в начале 1960-х, наши души подверглись массированной атаке со стороны множества терапевтических школ, в намерения коих входило исцелить, переформировать, изменить прежние решения, вступить в контакт, сменить якорь, переименовать, завершить незавершенные действия, – и, наконец, возродить раненого внутреннего ребенка.
Этот чудесный внутренний ребенок, как его принято называть с недавних пор, – травмированная часть нашей личности, требующая исцеления. Но почему-то два аспекта этой парадигмы были упущены из виду. Во-первых, причина появления раненого внутреннего ребенка; во-вторых, темная сторона внутреннего ребенка.
Откуда взялся внутренний ребенок?
Для того, чтобы лучше понять, откуда взялся внутренний ребенок, чрезвычайно полезно ознакомиться с важнейшими научными открытиями. В середине 1920-х знаменитый физик Вернер Гейзенберг открыл «принцип неопределенности». Гейзенберг совершил настоящий переворот в физике, доказав, что наблюдатель эксперимента и сам эксперимент не являются чем-то отдельным друг от друга – напротив, наблюдатель посредством акта наблюдения участвует в эксперименте и влияет на его результат. Джон Уилер, другой знаменитый физик, заменил понятие «наблюдатель» на «участник», так как наблюдение за ходом эксперимента является одновременно участием в кем.
Какое значение имеют эти открытия для психотерапии? Из них следует, что вы в качестве наблюдателя за собственной жизнью участвуете в том, как вы создаете, интерпретируете и изучаете ваш собственный внутренний мир. Наблюдающий за экспериментом воздействует на его исход посредством акта наблюдения. Вы принимаете самое непосредственное участие в играх вашего внутреннего ребенка, создаете его характер и привычки, страхи и мечты – и все это вы совершаете с помощью наблюдения!
Что это означает? Вы смотрите на внутреннего ребенка – и тем самым создаете его снова и снова. Кажется, что раненый внутренний ребенок всегда скрывался в глубине вашей души. Но квантовая физика утверждает, что мы сами создали раненого внутреннего ребенка просто потому, что «увидели» его. Сейчас нам важно отметить, что вы (наблюдатель) появились раньше внутреннего ребенка, и поэтому вы старше его. А это, в свою очередь, означает, что один и тот же наблюдатель существовал прежде травмы, во время травмы и после того, как травма произошла. Внутренний ребенок создает множество проблем в настоящее время. Почему? Потому что внутренний ребенок, когда-то созданный вами, начал жить своей собственной жизнью, ограничивая ваши возможности и свободу и истощая ваши ресурсы. Больше того – он постоянно создает в вашей жизни одни и те же ситуации: неудачи, поражения, нервные срывы и депрессию. Стратегии, трансы и игры внутреннего ребенка оказывают влияние на всю вашу жизнь. Как же сделать следующий шаг – пробудить наблюдателя и очистить его память, напоминающую тусклое стекло, через которое мы видим мир?
В 1970-х и 1980-х весь мир узнал о необыкновенном «квантовом» мире. Слово «квантовый» вошло в обиход самых разных людей – от ведущих телешоу до руководства химических корпораций.
В 1986 году в своей первой книге «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии» я говорил о том, как наблюдатель (вы) воздействует на свой субъективный опыт. Иными словами, наблюдатель (вы) создает собственный субъективный опыт. Вы создаете реакцию на окружающих – родителей, учителей, мужей, жен; вы сами ответственны за ваш внутренний мир. В терминах квантовой психологии это означает, что вы в качестве наблюдателя внешнего мира принимаете участие в создании собственного восприятия и ответных реакций.
А сейчас давайте вернемся в царство «раненого внутреннего ребенка». Предположим, вы в детстве обнаружили, что единственный способ добиться любви мамы или папы – пренебрегать собственными желаниями ради того, чтобы угодить им и порадовать их. Чтобы добиться своей цели, наблюдатель создает персонаж «угодливого ребенка», который готов поступиться своими желаниями ради того, чтобы получить от родителей любовь и признание. Обнаружив, что эта стратегия действует, наблюдатель продолжает воссоздавать этот персонаж, затем переводит действия раненого угодливого ребенка в автоматический режим и засыпает. Кто скрывается за спиной этого персонажа? Вы – наблюдатель и творец раненого внутреннего ребенка.
Данный персонаж создает множество различных средств для того, чтобы постоянно поддерживать этот процесс (позже мы подробно обсудим эти средства). Из квантовой модели можно сделать три вывода: 1) вы являетесь создателем и наблюдателем раненого угодливого ребенка; 2) вы остаетесь за пределами этого персонажа; 3) «исцеление» этого раненого ребенка – ложная концепция. Почему? Чтобы исцелить этот персонаж, вы должны понять, что вы сами являетесь его создателем. Как только вы действительно убедитесь в этом – вы сможете принять на себя ответственность за его создание и прекратить создавать его.
Попытки исцеления, позитивные аффирмации, переформирование, изменение прежних решений внутреннего ребенка – все это лишь поддерживает эту иллюзорную субличность и придает ей новые силы. Иными словами, для того, чтобы исцелить этот персонаж, вам приходится постоянно помнить о нем и заставлять его действовать. Множество терапевтических школ утверждают: «Все части личности служат полезной цели». Квантовая психология говорит: «Все части личности служили полезной цели» (в прошлом). Почему мы продолжаем автоматически создавать их вновь и вновь? Настало время сделать следующий шаг и разрушить прежний взгляд на мир.
Как-то меня пригласили устроить презентацию перед группой в количестве около сорока психотерапевтов. Я спросил участников: «Исцелил ли кто-нибудь из вас своего внутреннего ребенка? Знаете ли вы кого-нибудь, кому это удалось?» Я не услышал ни одного ответа.
Нам следует перенести каше внимание на того, кто наблюдает за внутренним ребенком. На этом пути вы получите помощь и исцеление – вы, а не внутренний ребенок.
Я сказал группе: «Когда-то вы создали раненого внутреннего ребенка и решили исцелить его. Для этого вам пришлось создать еще одну субличность, которая занимается тем, что говорит ребенку добрые слова, сражается с ним, переубеждает его, защищает его. Вам (наблюдателю) приходится постоянно хранить в душе образ раненого внутреннего ребенка, потому что вы помните, что его надо вылечить. Чтобы сделать следующий шаг и выйти за пределы внутреннего ребенка, вам нужно познакомиться с его темной стороной. Мой индийский учитель Нисаргадатта Махарадж мог бы сказать: «Прежде чем избавиться от чего-либо, нужно узнать, что оно существует».
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 804;