Самоактуализация личности

«Самоактуализирующейся личности» присущи следую­щие особенности: 1) полное принятие реальности и комфорт­ное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, пони­мать ее);

2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты дела­ешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соот­ветствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональ­ная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 6) по­стоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) раз­личение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хо­рошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естественность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способно­стей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; 11) готовность к реше­нию новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изу­чение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что э отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую на. решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личности роста -— вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувству самоуважения — необ­ходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может . понять себя, только получая информацию о себе от других людей.

Но почему самоактуализирующихся людей мало? Маслоу считает, что причин может быть несколько: неблагоп­риятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей; незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенство­ванию (комплекс Ионы); чрезмерное влияние потребностей безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой. Неудовлетворение высших метапотребностей — потребностей рос­та (Маслоу выделяет 14 высших духовных метапотребностей: стремление к целостности личности, совершенствова­нию, завершению, справедливости, порядку и закону, актив­ности функционирования, дифференциации и сложности, красоте, честности, открытости и простоте, доброте, уникальности и новизне, игре и юмору, истине и чести, независимо­сти и автономий, свободе) может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, но тем не менее их неудовлетворение подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания — метапатологии (апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утрата смысла жизни, уход в наркотики, пьянство),

Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие; пассивная позиция по отношению к действитель­ности; вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации лич­ности способствуют психологические и социальные факто­ры. Этапы деградации личности: 1) формирование психоло­гии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 2) со­здание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости; 3) созда­ние «чистоты» социального окружения — разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 4) создание культа «самокритики», призна­ния даже в совершении тех неодобряемых поступков, кото­рые человек никогда не совершал; 5) сохранение «священ­ных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6) формиро­вание специализированного языка (сложные проблемы спрес­совываются до коротких, очень простых, легко запоминаю­щихся выражений). В результате всех этих факторов для че­ловека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясно­сти, упрощенности», формируется у человека несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «живот­ные инстинкты», потерял социальные нормы, традиции, оп­ределяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках.

 

ВОПРОС 110








Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 770;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.