ТРАДИЦИОННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ЭВОЛЮЦИЮ
Cоздание космологических моделей во многих человеческих сообществах считается рискованным и даже нежелательным занятием, поскольку его продукты могут вызывать у «добрых граждан» серьезный психологический дискомфорт. Все современные технологические, экономические и политические конференции неизбежно пессимистичны в перспективах будущего, так как они избегают реальных фундаментальных вопросов: ПОЧЕМУ МЫ ЗДЕСЬ? и КУДА МЫ НАПРАВЛЯЕМСЯ?
Если мы здесь по воле Бога — мы направляемся к Богу. Если же мы здесь по воле слепого случая, логично заключает человеческий разум, — мы идем в никуда. Отсюда рождается страх перед будущим (неофобия), который, в свою очередь, часто приводит к организации инквизиторских репрессий по отношению к космологическим исследованиям.
Джордано Бруно был сожжен на костре именно за свои космологические идеи и нескромные вопросы относительно будущего. В своем труде «О бесконечной Вселенной и мирах» он приводит следующий диалог:
Эльпино: Каким образом Вселенная может быть бесконечной?
Филотео: Каким образом Вселенная может быть конечной?
Эльпино: Как можно доказать ее бесконечность? Филотео: Как можно доказать ее конечность? Элъпино: Что есть развитие? Филотео: Что есть предел?
Попробуем переписать этот диалог в понятиях XXI века:
Эльпино: Как ты можешь заявлять, что человек есть личиночная форма некоего существа с высшим разумом и сознанием?
Филотео: Как ты можешь заявлять, что эволюция остановилась на нервной системе современного человека? №
Эльпино: Рассуждать о Высшем Разуме, засевающем Землю запрограммированными генетическими матрицами, — абсурдно.
Филотео: Какова же твоя теория возникновения жизни? Книга Бытия? Случай и статистическая вероятность? Удары молний, инициирующие жизнь в смеси метана с аммиаком? То есть случайное зарождение?
Считается, что в современном мире существуют две главные философские школы, которые выдвигают свои ответы на сформулированные выше фундаментальные вопросы: эволюционисты («ученые») и креационисты («теологи»). Но на самом деле все не так просто: наука и теология тесно связаны, многие ученые втайне или явно исповедуют креационизм, а многие богословы — эволюционизм.
Современная ортодоксальная «научная» теория эволюции гласит, что все растения и животные развились из неорганических молекул, плававших в мутной воде древнего океана и «оживленных» электромагнитными процессами три миллиарда лет назад; что в основе разнообразия и сложности биологической жизни лежит медленное, но непрерывное воздействие факторов случая и естественного отбора на цепочки ДНК (очень сложного химического соединения, содержащего в себе всю информацию о данном живом организме). Большинство эволюционистов считают, что все формы жизни происходят из единого начала, так как ДНК различных видов живых существ устроены по единому принципу, а индивидуальное развитие любого существа внешне как бы повторяет развитие всего вида (например, человеческий зародыш развивается из одной-единственной клетки и проходит через червеобразные, рыбообразные и обезьянообразные стадии).
Эволюционисты, отстаивающие эту теорию, обычно скептически относятся к гипотезе о существовании жизни, подобной нашей, на других планетах. Они также предпочитают обходить молчанием вопрос о возможности существования в галактике некоего Высшего Разума. Эволюционистам «статистикам» даже возникновение человекоподобных форм жизни на нашей собственной планете кажется чудом, повторение которого еще хотя бы раз практически невероятно.
В лагере креационистов наблюдается большее разнообразие мнений, однако в основном они убеждены, что в некоторые ранние периоды истории определенные виды были созданы Высшим Разумом, который они называют Богом (Иеговой, Аллахом и т. п.). Многие креационисты уверены в буквальной точности библейской Книги Бытия, в которой утверждается, что Бог создал различные виды животных и что «человек» был создан после них и отдельно от них, а «женщина» — еще позже.
Мех-еду этими двумя точками зрения можно указать следующее основное различие:
• Эволюционисты считают, что сложное разнообразие произошло из простого.
• Креационисты считают, что сложность и многообразие были созданы с самого начала.
Эволюционисты обычно склонны верить в случайную природу процесса эволюции и избегают даже обсуждать идеи запланированного развития или творящего разума.
Креационисты — это верующие-ортодоксы, персонализирующие Божественного Творца и отводящие человечеству главную роль в земной жизни. Обычно они допускают посмертное, постбиологическое существование для избранных верующих собратьев. В некоторых теологических системах есть описания внеземных, метафизиологических существ — демонов и ангелов, святых и т. п.
Интересно, что очень немногие философы из обоих лагерей когда-либо задумывались о возможности дальнейшего эволюционного развития или об особых формах, которые могут возникнуть в будущем. Вопрос о существовании развитых форм разума на других планетах или в будущем человечества особенно смущает ученых, которых, возможно, отпугивает абсурдность ортодоксально-религиозных космологии.
Учитывая, что ни одно из этих философских течений не решает проблемы исследования истории будущего, мы вынуждены будем создать новую науку — инфо-психологию, которая объединит все самое разумное (с нашей точки зрения), к чему на сегодня пришли величайшие умы этих двух философских школ.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 660;