ПРОБУЖДЕНИЕ В ЭРУ ИНФОРМАЦИИ
Тото, у меня такое чувство, что мы вообще не в Канзасе.
Дороти (из книги «Волшебник из страны Оз»29)
Мы живем в один из самых захватывающих периодов, которые когда-либо знала цивилизация. Как заявляет футуролог Лоренс Франк: «Мы проживаем сейчас события, которые в течение предстоящих столетий будут скрупулезно исследоваться учеными, и те, вне всякого сомнения, опишут наши дни как, вероятно, наиболее захватывающие и творческие в истории человечества». Мы дали ему название, этому поразительному времени; мы именуем его «эрой информации», и это гораздо больше, чем только броская фраза. Нынешнее время состоит из миллионов одновременно случающихся событий, которые вносят поправки и коррективы в то, как мы работаем и живем. Сейчас имеет место период колоссальных и радикальных перемен.
Потрясает, насколько быстро всё это происходит. Вы можете теперь лететь из Нью-Йорка в Лондон на лайнере «Конкорд», пересекая Атлантику всего за три часа и посылая в свой офис по электронной почте разные инструкции и указания, а также общаясь с женой по сотовому телефону. А тем временем вы путешествуете со скоростью, большей скорости звука. И самое невероятное состоит в том, что мы воспринимаем все эти события как само собой разумеющиеся.
Технология изменяет нашу жизнь, и это происходит с нарастающей быстротой. Наблюдающийся сейчас беспрецедентный взлет информационной технологии, а также технологии, основанной на знаниях, идет по возрастающей. Изменения происходят за наносекунды, и такие изменения случаются повсюду.
Корпорация AT&T30 обрабатывает примерно 3 миллиарда разных деловых и коммуникационных операций (так называемых трансакций) в час. Каждый день на мировых рынках акций через Интернет совершается более 100 миллионов сделок. Задействовано 250-канальное телевидение.
Микропроцессоры работают на частотах, измеряемых миллиардами циклов в секунду. Микрочип размером с ноготь на большом пальце вашей руки может хранить столько же информации, как целая библиотека. Забудьте набор текстов на клавиатуре — компьютеры сейчас управляются голосом и следуют вашим устным указаниям, причем это дело зашло настолько далеко, что они умеют распознавать ваш конкретный голос и отказываются подчиняться тем голосам, с которыми незнакомы.
Глобальные системы ориентации (Global Positioning Systems, GPS), которые используют спутниковые приемники для вычисления местоположения объектов и первоначально применялись только министерством обороны США с целью отслеживания передвижений войск, теперь можно найти в частных парусных шлюпках. Намечены конкретные сроки, когда электронные карты местности должны стать стандартным оборудованием автомобилей. Вскоре после этого эти карты вполне могут оказаться столь же маленькими по габаритам и столь же обыденными, как наручные часы.
Биологи расшифровали генетический код и теперь понимают язык генов. С помощью указанной новой технологии и соответствующих знаний они могут склеивать и разрезать гены, клонировать двойников, создавать новые антитела и вызывать целенаправленные мутации, причем всё это — только начало. На подходе — скроенные «под заказ» вирусы, а также прививки на уровне клеток, искусственные железы и органы.
Где-то в течение первого десятилетия XXI века мы обнаружим себя живущими в будущем. Его приход одновременно и возбуждает до дрожи в пальцах, и подавляет. Возбуждает благодаря огромным возможностям, которые предоставляет всем нам это воплощенное наяву будущее, а подавляет потому, что оно требует от нас пересмотреть, кто мы такие и куда движемся. Старые правила больше не действуют.
Например, постулат об одной профессии на всю жизнь настолько же устарел, как, скажем, телефон с дисковым номеронабирателем (помните их?). Всякий, кто хочет не отставать и идти в ногу с происходящими изменениями, а также воспользоваться теми преимуществами, которые сулят открывающиеся новые возможности, должен полностью пересмотреть само понятие работы. Выжить и процветать в новом тысячелетии означает — изменяться, учиться и постоянно заниматься тем, что заново изобретать себя. Писатель и публицист Олвин Тоффлер31 сформулировал это более прямо и резко: «В XXI столетии неграмотными будут не те, кто не умеют читать и писать, а те, кто не умеют учиться и переучиваться».
Идея Чарльза Дарвина о выживании наиболее приспособленных или, иначе говоря, о естественном отборе столь же актуальна сегодня, какой она была всегда. Однако позвольте мне сначала разъяснить широко распространенное недоразумение или недопонимание того, что великий ученый имел в виду под термином «выживание наиболее приспособленных». Дарвин вовсе не предполагал под «наиболее приспособленными» самых сильных или доминирующих особей, как это думают обычно. Он полагал, что наилучшее возможное приспособление организма к окружающей среде, — то, при котором он выживает и преуспевает. И организмом, приспособленным лучше всего, оказывается тот, который в наибольшей степени способен адаптироваться и использовать свои сильные стороны для того, чтобы ответить на вызовы, бросаемые ему окружением.
Таким образом, если мы хотим быть наиболее приспособленными к сегодняшнему быстро изменяющемуся рынку, то должны заново и весьма тщательно продумать свою нынешнюю ситуацию и начать оснащать себя новыми талантами, умениями и навыками. В XXI веке самыми приспособленными будут те, кто умеют адаптироваться и изменяться, кто умеют получать информацию, в которой они нуждаются, и обучаться новым умениям и навыкам настолько быстро, как того требует жизнь.
Знание — это действительно сила, а в наше время даже в еще большей степени. Психолог Томас Спенсер, специализирующийся в поведенческой проблематике, сказал: «Средний работник сегодняшнего дня будет вынужден переучиваться на протяжении своей трудовой деятельности, вероятно, около пяти раз». И он вполне мог сильно недооценить данный показатель. Маршалл Маклюэн изложил то же самое по-другому: «Будущее работы состоит теперь в умении учиться всю жизнь, а не мучиться всю жизнь»32.
Аналогичные слова вы слышите снова и снова в каждой отрасли экономики; вывод отсюда — отчетливый и ясный: «Обучение новым умениям и навыкам — вот ключ, который откроет дверь, ведущую к возможностям будущего».
Если дело обстоит действительно так и все стрелки вправду указывают в данном направлении, то наиболее важный вопрос, который вы вообще можете задать себе, причем должны сделать это прямо сегодня, не откладывая ни на минуту, таков: «Чему мне нужно обучиться?» Если вы поступите таким образом и будете действовать разумно, то тем самым хорошо подготовитесь к тому огромному массиву возможностей, которые несут с собой грядущие изменения. В результате вы не просто выживете; вы будете пользоваться и наслаждаться колоссальным успехом.
ВЫБОР
Судьбу определяет зрячий выбор, а не слепой
случай.
/ Неизвестный автор
В полной ли мере вы осознаёте то бесчисленное количество выборов, которые делаете каждый и всякий день? Вероятно, нет. Лишь немногие из нас вообще когда-либо прекращают свой суетный бег по жизни, чтобы задуматься над множеством доступных нам вариантов выбора. Слишком часто мы движемся по наезженной колее, где чувствуем себя ограниченными и принужденными теми обстоятельствами, что существуют вокруг нас. И это плачевно, ибо проблема лежит не в вашей жизненной ситуации, а в том, как вы ее воспринимаете. Даже не зная, кто вы такой, могу ручаться, что существуют многочисленные доступные вам варианты действий, которые могли бы радикально изменить всю направленность вашей жизни, сделай вы подходящий выбор. Я знаю это, потому что каждая жизнь содержит в каждую отдельную единицу времени несметное число выборов и вариантов. Прямо в этот самый момент вы располагаете такими вариантами, которые, будучи выбранными, непременно привели бы вас на путь успеха и счастья. Добейтесь большего осознания имеющихся у вас возможностей выбора — и вы автоматически станете наслаждаться новым ощущением свободы в вашей жизни. Вы сможете понять, что сам выбор и есть один из основополагающих столпов вашей жизни.
Остановитесь на мгновение и подумайте о некоторых из числа тех выборов, которые вы уже сделали. Вы выбрали, где жить. Вы выбрали свою нынешнюю профессию и место работы. Вы выбрали друзей, с которыми связаны. Вы выбрали одежду, которую носите, и выбрали тот конкретный наряд, что одет на вас сию минуту. Вы предпочли читать именно ту книгу, которую держите сейчас в руках, и захотели читать ее как раз теперь. В вашей жизни имеется гораздо большее количество выборов, чем вы осознаёте. Фактически вся ваша жизнь заполнена разнообразными выборами. Некоторым из них предшествует длительное обдумывание; большинство совершаются бессознательно, когда мы даже не понимаем, что делаем их. Весь фокус в том, чтобы начать осознавать каждый свой выбор. Возможность выбирать и направлять свою жизнь по какому-то пути не следует считать само собой разумеющейся, а тем более нельзя пренебрегать ею. Но попробуйте прислушаться, что обычно говорят люди. Их слова звучат так, словно они вообще не располага-ю г никакой свободой или возможностью выбора:
«Я должна пойти в этот уик-энд на встречу с коллегами».
«Я должна остаться дома и присмотреть за детьми». «Я должен заниматься работой, которую не люблю». «Я должен сходить в магазин и купить хлеба». «Я должна каждый месяц выплачивать взнос за кредит». «Я должен... я должна... я должен...» Сколько раз вы слышали подобные формулировки? Сколько раз в день вы сами произносите такие или очень похожие слова? И хотя в основном это делается бессознательно, эффект всё равно имеется. Вы программируете свой разум на убежденность в том, что у вас нет никакого выбора и что вы вынуждены делать нечто такое, чего делать не хотите. Это очень опасное запечатление, тем более, что оно является неправдой. На самом деле всё, что вы делаете, основывается на вашем собственном выборе.
Слова «Я должна пойти в этот уик-энд на встречу с коллегами» в действительности означают, что вы хотите отправиться на эту встречу, причем именно в уик-энд. «Нет и нет, — могли бы ответить вы, — да это последняя вещь, которую мне хочется делать, но указанная встреча обязательна для каждого. Я просто должна, даже обязана идти».
Ничего подобного — вы сами выбрали, что пойдете. Вы могли выбрать противоположный вариант и не пойти. Возможно, это означало бы звонок вашему боссу с объяснением, почему вас там не будет, и потребовало бы придумать действительно творчески обоснованную причину, а не просто отговорку. Можно, к примеру, позвонить и сказаться больной. Но вы можете и вообще уволиться с данной работы. Выбор существует всегда.
В действительности вам следовало бы сказать: «Я предпочла пойти на эту встречу, нежели объясняться, почему не явилась туда» или «Я предпочла пойти на эту встречу, нежели рисковать разными последствиями, если бы осталась дома». Но фактически вы в любом случае выбрали пойти — независимо от того, почему вы решили поступить именно таким образом. Словом, это был выбор, и его сделали вы.
Позвольте пересказать вам беседу, которая недавно состоялась у меня со слушательницей одного из моих семинаров.
- Я должна остаться дома и присмотреть за детьми, — сказала она.
- Вы должны?
- Ну да, они у меня оба дошколята. Одной четыре годика, другому два. Я должна остаться с ними дома.
- Разве у вас нет такой возможности, как пригласить кого-то на этот день присмотреть за малышами?
- Мы с мужем оба считаем, что детям в таком раннем возрасте весь день нужен постоянный родительский уход, а не чужой глаз, так что я должна остаться дома, с ними.
- Я уважаю ваше решение, но в действительности тут имеет место добровольный выбор. Вы сделали выбор г остаться с ними дома.
- Да, я сказала именно это. В том-то и дело, что в действительности она сказала вовсе не это, и ее подсознание получило от нее совсем иной сигнал.
Очень важно, как вы воспринимаете свою ситуацию, в какое обрамление заключаете ее в своем разуме. Это не просто вопрос чистой семантики; это вопрос о том, что вы запечатлеваете в своем подсознании. Осознавать свой выбор и делать его с полным пониманием сопутствующих обстоятельств — это совсем не та ситуация, когда человек бездумно и бессознательно тащится вперед, думая, будто в его жизни вообще нет никаких вариантов выбора. Первый подход волнует, воодушевляет и наделяет силой и возможностями. Второй ограничивает и заставляет чувствовать себя беспомощным и увязшим в проблемах. К сожалению, большинство из нас обрело привычку или даже взяло за правило прибегать к последнему из указанных подходов. Но можно сделать и такой выбор — отказаться от данной привычки, изменить ее. Мы не должны оставаться увязшими в одном и том же. Можно выбрать себе новые привычки восприятия происходящего.
Каждый раз, когда вы обнаруживаете, что думаете или произносите слова «я должен...», ловите себя на этом, а затем остановитесь на мгновение и сознательно проделайте небольшое одноминутное упражнение. Проанализируйте имеющиеся у вас варианты выбора. Сколько их существует? Воспользуйтесь своим воображением. Придумайте настолько много вариантов, сколько сможете выдать на-гора за одну минуту. Проявите творческий подход. И получите от этого маленькое удовольствие. Понаблюдайте, как появление других возможностей выбора буквально через несколько секунд наделяет вас силой и вливает в жилы энергию. Внезапно оказывается, что вы вовсе не должны... — вы выбираете.
Например, вы поймали себя на высказывании: «Я должен сходить в магазин и купить буханку хлеба». Теперь исследуйте варианты выбора. Вы можете возвратиться к холодильнику, проверить, что там есть, и приготовить себе что-нибудь помимо бутербродов. Можете объявить семье, что сегодня вечером все устраивают маленькую голодовку. Можете заказать доставку какой-то еды из расположенной неподалеку кулинарии. Можно отправиться в ресторан. А можно и позвонить другу, пригласить его в гости и попросить, чтобы он сделал вам любезность и по дороге заскочил куда-нибудь и купил немного хлеба. Имеется масса выборов. Затем, если вы, взвесив все указанные варианты, всё еще хотите пойти в магазин и купить хлеб, перефразируете свое утверждение и скажите: «Я решил пойти в магазин купить хлеба». Какую разницу внесет подобная практика в вашу жизнь? Во-первых, предваряя каждое свое действие словами «я решил...», вы обязательно почувствуете, что ваша жизнь заполнена разными вариантами выбора и решениями, как оно и обстоит фактически. Во-вторых, такой подход откроет вам глаза и позволит увидеть много других выборов и возможностей, к которым вы до этого были слепы. Вы обнаружите, что стали более творческой, смелой и предприимчивой личностью. Проделывайте данное упражнение каждый день, и оно буквально преобразует вашу жизнь.
ЦЕЛИ
Жизнь — это либо захватывающее приключение, либо ничто.
/ Элен Келлер33
Я люблю ходить под парусом. У меня есть красивая 10-метровая деревянная шхуна, которую сделал своими руками мой друг, являющийся в этом ремесле одним из самых искусных мастеров Западного побережья. Я выхожу на ней в море настолько часто, насколько это возможно. Иногда я беру свою яхту днем — только для того, чтобы сделать по гавани круг-другой или проплыть взад-вперед, наслаждаясь солнцем и ветром, дующим мне в лицо. Я никуда при этом не направляюсь, а просто плаваю ради удовольствия самого плавания под парусом.
Бывают и такие времена, когда я ухожу в море на неделю или больше. Иногда даже на целый месяц либо два. В таких случаях у меня имеется четко определенный пункт назначения. Каждое утро я тщательно изучаю морские карты и показания приборов прежде, чем начинаю прокладывать курс на сегодняшние сутки. Я занимаюсь навигацией и управляю своим судном. Я выбираю и ставлю паруса согласно состоянию ветра, корректирую пеленг и по мере необходимости вношу в свои планы и действия нужные изменения. Я наблюдаю за маршрутом и распознаю различные ориентиры, попадающиеся на пути: здесь риф, там остров и так далее; в каждом пункте путешествия я стараюсь установить и то, где сейчас нахожусь и куда направляюсь. Я просто не в силах вообразить, что может быть как-то по-другому. Да это и невозможно сделать по-другому. Только вообразите себе плавание по морю без карт или без всякого курса — с одной лишь надеждой и решимостью, что вы так или иначе попадете в нужное место. Как это было бы смешно, — но ведь именно таким образом мы поступаем, когда движемся по жизни, надеясь на лучшее и желая его, но не ставя перед собой никаких конкретных целей и ориентиров применительно к тому, как достичь желаемого. И разве удивительно, что мы не попадаем туда, куда так хочется?
«Причина, по которой большинство людей не достигают в жизни своих целей, — довольно-таки сухо отмечает публицист и лектор Деннис Уэйди, — состоит в том, что у них вообще нет никакой первостепенной цели». Каждый хочет быть здоровым, счастливым, преуспевающим и соответствовать еще сотням подобных прилагательных, но далеко не у каждого имеются четкие установленные цели, а также промежуточные ориентиры, которые намечают на карте жизни, как именно эти люди намереваются достичь своих целей.
НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС?»
В классической книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»34 одна сцена изображает Алису, которая окончательно заблудилась и не знает, в какую сторону свернуть, а потому обращается за помощью к Чеширскому Коту, добродушно взгромоздившемуся на ветку дерева.
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — спрашивает Алиса.
- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
- Мне всё равно... — сказала Алиса.
- Тогда всё равно куда и идти, — заметил Кот.
- ...только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал, усмехаясь, Кот. — Нужно только достаточно долго идти.
Мне очень нравится этот текст. Он полностью абсурден — и при этом очень, даже слишком похож на тот способ, к которому мы часто прибегаем, проживая свою жизнь. Мы совершаем трагическую ошибку, когда путаем упорный труд с деятельностью по достижению целей. Мы предполагаем, что, упорно трудясь, всенепременно должны продвигаться вперед. Но один лишь упорный труд и попытки продвигаться вперед без наличия конкретных, ясно определенных целей и промежуточных ориентиров, которые говорят о том, как туда добраться, означает — беззаботно жить в раю для дураков, не задумываясь о будущем, означает самообман и призрачное счастье. И чем скорее мы признаем это, тем лучше.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 799;