Интервью с элементами репортажа, интервью-зарисовка
Такие интервью отличаются по структуре текста и композиции наличием «недиалогических» элементов. То есть в прямую речь собеседников включаются различные формы авторской речи журналиста. Это дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника.
Элементами авторской речи могут быть репортажные блоки, которые позволят читателю чувствовать себя участником беседы. Журналист описывает события, которые предшествуют или происходят во время интервью: как идет работа на предприятии, где проводится интервью, что делают окружающие люди и ваш собеседник.
Например:
В большом кирпичном здании на территории института темно и холодно, под ногами шуршит металлическая стружка, а во рту чувствуется привкус крови, словно я рассекла губу. Пока Алексей Волков, заведующий лабораторией прочности Института физики металлов, шарит по стене в поисках рубильника, чтобы включить прожектор, я всматриваюсь в силуэты огромных станков, на которых ученые подвергают металлы физическим экзекуциям — проверяют их свойства.
— Этому цеху лет больше, чем мне: он в 30-х годах построен. Тут все железом пропахло, — Волков наконец врубает свет и указывает на большой станок с кучей рычажков. — Вот на нем несколько километров железнодорожных рельсов прошли испытания. А это чудо, — ученый подходит к механизму высотой с двухэтажный дом, — стотонный пресс, который видел само сотворение нашего института: сначала его тут установили, а потом вокруг стены построили.
Алексей берет со стола, заваленного прутьями, трубками, стальными заготовками, какую-то деталь из светлого металла.
— Устроим сеанс практической магии! — он передает мне эту легкую, смахивающую на пустую гильзу штуковину и начинает возиться со щитком, управляющим прессом.
Помещение наполняется страшным гудением. Волков распахивает скрипучие дверцы гигантского станка — открываются блестящие, смазанные солидолом внутренности. Это силовой механизм.
В текст также может быть включена портретная характеристика интервьюируемого, точно подмеченная деталь в одежде или поведении героя, которая поможет читателю представить его образ. Это могут быть реплики-комментарии, описывающие невербальные реакции интервьюируемого во время беседы. Например:
Кажется, что он может быть кем угодно, кроме ученого-бизнесмена. На вид ему нет даже тех тридцати, что уже есть. Темные брюки, голубая рубашка с коротким рукавом — не в костюме, как большинство начинающих бизнесменов, считающих, что так к ним будут относиться более серьезно, но и не в свитере со следами пролитых на него реактивов. Наверное, так же выглядел Стив Джобс или какой-нибудь еще американский миллиардер, когда еще был не миллиардером, а только амбициозным парнем с соседней улицы.
— Пообедаем? — сразу после слов «добрый день» предлагает Максим. — Устали, наверное? Так долго ехали! — И после короткой паузы: — Лето, все разъехались, никого не выловить, а так один-два раза в неделю я бываю в столице. — Такое ощущение, что ему немного неудобно, что ради нашей встречи мне пришлось ехать сюда, к нему.
Я утвердительно киваю.
— Сейчас, только сумку возьму, — говорит он, и мы заходим в его кабинет. Там почти пусто: стол, стеллаж, пара стульев, на столе только ноутбук, на стене только несколько дипломов и благодарственных писем от Роснано и НИИ прикладной акустики. От такой пустоты каждое наше слово отдается негромким эхом.
Также в диалог может быть включена авторская информация о самом герое, его деятельности. Например:
Не так давно Румянцев продал часть своей небольшой компании «Роснано».
— Период маленького кооператива закончился, как и период личного обогащения. Никогда не стремился ничего «прихватизировать», было бы иначе — глядишь, стал бы олигархом, — смеется директор «Вириала».
На деньги, вырученные от продажи части бизнеса, он собирается расширить производство, увеличить выпуск продукции и подступиться к зарубежным рынкам, на которые компания за двадцать лет существования так и не вышла. Хотя попытки были.
Сложность такой формы интервью в том, чтобы стилистически соединить авторский текст с живым разговором. Прямая речь не должна потерять выразительность и точность, динамичность. Важно, чтобы появление таких структурно-смысловых элементов несло информационную нагрузку, было ценным для читателя, иначе такие включения, тем более обширные, могут мешать восприятию текста.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 3579;