Будущее надличностной эволюции
Как же мы можем привести в действие представления, которые появились из поля трансперсональной психологии и из новой парадигмы в науке? Хотя прошлые достижения и впечатляют, однако новые идеи составляют скорее разрозненную мозаику, нежели завершенное и всеохватное видение мира. Предстоит еще много поработать, и в отношении накопления данных, и создания новых теорий, и достижения творческих обобщений. Да и имеющиеся сведения должны стать известны гораздо более широкой аудитории, прежде чем можно будет ожидать значительного воздействия на положение в мире.
Но даже коренного интеллектуального сдвига к новой парадигме в широком масштабе будет недостаточно, чтобы смягчить глобальный кризис и повернуть вспять то разрушительное движение, в котором мы участвуем. Необходимо глубокое чувственное и духовное преображение человечества. Используя существующие доказательства, можно предложить некоторые стратегии, которые могли бы способствовать этим изменениям и подкрепить их.
Попытки изменить человечество должны начинаться с предохранительных психологических мер, предпринимаемых в раннем возрасте. Многого можно было бы достичь путем изменения условий беременности, родов и послеродового ухода — улучшения эмоциональной подготовки матери во время беременности, осуществления естественного деторождения и поощрения чувственно обогащающего соприкосновения матери и ребенка в послеродовой период.
Многое было написано о важности вскармливания ребенка, как и о разрушительных эмоциональных последствиях травмирующих условий в младенчестве и детстве. Конечно же, это область, где непрерывное образование и руководство необходимо. Тем не менее, для того чтобы быть способными применять на практике теоретически известные правила, родителям нужно самим достичь достаточной эмоциональной устойчивости и зрелости. Ведь известно, что эмоциональные недуги передаются от поколения к поколению подобно проклятию. И здесь мы сталкиваемся с очень сложной задачей.
Начинать следует, по-видимому, с распространения сведений о возможностях самоосвоения и накопления критической массы людей, лично заинтересованных в его проведении. Действенные переживательные методы самоосвоения, исцеления и преображения человека доступны как врачебной традиции, так и современным трактовкам древних духовных занятий. Некоторые из этих подходов удобны там, где есть достаточное количество профессиональных помощников, тогда как другие могут применяться в группах самопомощи. Но чем больше людей будет вовлечено в целенаправленную деятельность такого рода, тем больше надежда, что у нас окажется достаточно духовной открытости, необходимой для выживания нашего вида.
Человечество вовлечено в захватывающую гонку на время, равных которой не найти в его истории. И ставка в ней — будущее жизни на нашей планете. Но если мы будем продолжать осуществлять наши старые стратегии, разрушительные и саморазрушительные, то человеческий вид вряд ли сохранится. Однако если достаточно большое число людей переживет события глубокого внутреннего преображения, то мы сможем достичь такого уровня эволюции сознания, что станем достойными славного имени, которое дали своему виду: homo sapiens — «человек разумный».
ЛИТЕРАТУРА
1. Необычные состояниясознания
Eliade, M. Shamanism: The Archaic Techniques of Ecstasy. New York: Pantheon Books, 1964.
Green, E. E., and A. M. Green. Beyond Biofeedback. New York: Delacorte Press, 1978.
Grof, C., and S. Grof. The Stormy Search for the Self A Guide to Personal Growth through Transformational Crisis. Los Angeles: J. P. Tarcher, 1990.
Grof, S., and C. Grof. Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis. Los Angeles: J. P. Tarcher, 1989.
Harner, M. The Way of the Shaman: A Guide to Power and Healing. New York: Harper & Row, 1980.
Jung, C. G. «The Archetypes and the Collective Unconscious», in Collected Works, vol. 9, no. 1, Bollingen Series XX. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1959.
LaBerge, S. Lucid Dreaming: The Power of Being Awake and Aware in Your Dreams. New York: Ballantine, 1985.
Lilly, J. C. Deep Self: Profound Relaxation and the Tank Isolation Technique. New York: Simon and Schuster, 1977.
Rank, 0. The Trauma of Birth. New York: Harcourt Brace, 1929.
Schultes, R.E., and A. Hofmann. Plants of the Gods: Origin of Hallucinogenic Use. New York: McGraw Hill, 1979.
Stafford, P. Psychedelic Encyclopedia. Berkeley, CA: And/Or Press, 1977.
Wasson, R.G., A. Hofmann, and C.A.P. Ruck. The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries. New York: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1978.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1160;