Головные боли.
Проблема головных болей рассматривается в главе, где говорится о самовыражении, потому что причиной некоторых из них является напряжение глаз, и все они, по моему мнению, относятся к блокированию самовыражения. Я не авторитет в области головных болей, но у меня имеется значительный опыт лечения их у моих пациентов. Биоэнергетическое понимание напряжения дает хорошую основу для попытки осмыслить эту проблему.
Много раз я демонстрировал публике, как человек может снять головную боль, ослабляя мышечное напряжение. На лекциях я спрашивал, есть ли в аудитории кто-нибудь с головной болью. Обычно находился хотя бы один человек, и я просил его выйти вперед, чтобы попробовать убрать его головную боль. Методика очень простая. Человек сидит на стуле, в то время как я ощупываю напряжение в основании головы в затылочной области, на вершине черепа и в области лба. Затем, придерживая его лоб левой рукой, правой я массирую напряженные мышцы сзади головы, в области затылка. Примерно через минуту я меняю руки. Поддерживая голову сзади левой рукой, я расслабляю переднюю область правой рукой. На следующем шаге я охватываю голову двумя руками, пальцы сверху на черепе, и мягко двигаю скальп из стороны в сторону. В этот момент я объясняю аудитории, что я откручиваю зажатую крышку его головы. Так как эта процедура работает наверняка, то в ответ на мой вопрос человек отвечает, что головная боль ушла.
Однако этот способ работает только при головной боли, связанной с напряжением. Мигрень имеет другое происхождение и требует другого подхода. Сейчас я объясню это различие.
Вышеописанное я обнаружил совершенно случайно. Много лет назад я навещал своих родственников, которых не видел долгое время. Они заинтересовались той психиатрической работой, которую я выполнял, включая тело. Я объяснил роль мышечного напряжения в эмоциональных проблемах, хотя, думаю, было бы больше толку, если бы я продемонстрировал свой подход. После того как я сказал, что большинство людей имеют значительное напряжение в задней части шеи и в основании головы, я подошел к своему двоюродному брату, положил руки ему на голову и мягко помассировал эту область. У него там было некоторое напряжение, но я не особенно обращал на него внимание. И это все. Когда мы вернулись домой, моя жена послала хозяйке благодарственное письмо. Две недели спустя я получил ответ: «Я не знаю, что вы сделали с моим мужем, но вы освободили его от головной боли, которой он мучился на протяжении последних пятнадцати лет».
Напряжение в основании головы можно сравнить с напряжением в нижней части спины. Обычно их можно обнаружить вместе у одного человека и оба выражают потребность поддерживать контроль. Верхнее напряжение является соматическим эквивалентом психологической команды: «Не теряй голову». Это означает: «Никогда не давай своим чувствам выйти из-под контроля». Нижнее напряжение имеет такое же значение для сексуальности. Оно может соответствовать команде: «Не будь силен задним умом». Большинство из нас владеют собой.
На рис. 43 показан путь потока энергии или возбуждения вверх по задней стороне шеи по верху головы к глазам и, хотя это не показано, к верхним зубам.
Рис. 43.
Этот поток несет агрессивный компонент всех чувств. Это необходимо при таких действиях как взгляд и разговор. Если мы прикроем нашу агрессивность колпаком (крышкой), то под крышкой обязательно накопится давление, создающее головную боль.
Эта крышка является фигуральным понятием, но в некоторых случаях весь верх головы настолько напряжен, что действует как крышка. Тогда головная боль распространяется по всей голове. В остальных случаях существует полоса из напряжения вокруг головы на уровне лба, которая блокирует прорыв агрессивных импульсов. Давление образуется вокруг этой полосы, и боль ощущается в основном во лбу и иногда в задней части головы. Когда напряжение спадает, головная боль исчезает.
Также головную боль можно убрать, выражая заблокированные чувства. Однако человек с головной болью редко знает, что беспокоит его. Когда конфликт осознан, человек уверен в своих чувствах. Это значит, что они достигли поверхности мозга. У человека может быть зажатая голова, но это не одно и то же, что головная боль. Головная боль обусловлена бессознательными силами; как чувства, так и напряжение, блокирующее эти чувства, находятся ниже уровня сознания. Человек чувствует только боль от давления. Это объясняет, почему головная боль, как в случае с моим кузеном, может упорствовать долгое время.
Мигрень, по моему опыту, возникает из блокирования чувств сильного желания. Это чувство в основном проводится по артериям. В моей первой книге я указывал, что эрос имеет отношение к потоку крови, который переносит чувства от сердца. Медицине известно, что при мигрени происходит спазм мозговых артерий и давление крови становится причиной сильной пульсирующей боли.
Но так как эротическое чувство страстного желания течет по кровеносным капиллярам, для него нет границ. Возбуждение, или энергетический заряд, проходит наверх по передней поверхности тела (как показано на рис. 41), ища выражения в глазах, в губах и через контакт в руках. Я обнаружил, что при этом условии существует область сильного мышечного напряжения по одной стороне шеи, сразу прямо под углом нижней челюсти. Легкое надавливание на эту область вызовет стреляющую боль сзади глаза. Это напряжение всегда на стороне головной боли, но почему оно становится сосредоточенным на одной стороне, я не знаю.
Доказано, что на мигрень можно воздействовать психотерапевтически. Я работал с одной пациенткой, страдавшей от мигреней многие годы, и смог сначала снизить частоту и интенсивность головных болей, а потом убрать их. Иногда у меня получалось освободить пациентку от очень сильных приступов, помогая ей высвободить свои чувства плачем или криком. В другой раз, когда приступ продолжался много часов, эта процедура снижала интенсивность, но не убирала головную боль. Однако после ночного отдыха, следовавшего за сессией, головная боль обязательно проходила. Плач должен сопровождаться слезами, чтобы сместить боль с задней стороны глаз.
У одной пациентки были большие трудности с выражением любого чувства сильного желания близости и контакта. Она стеснялась и пугалась мягко и прочувствованно прикоснуться к моему лицу руками. Также она была сексуально заторможена, что было связано с сильным блоком выражения сильного желания. Обычно у нее были приступы перед выражением чувств, если у нее были чувства к человеку, с которым назначено свидание. Особенно сильными приступы были, когда я уезжал в поездку или на отдых. Разговор со мной по телефону помогал, и часто она звонила мне издалека. Конечно, у нее был сильный перенос чувств, которые она испытывала к своему отцу, на меня, чего она не могла знать. Аналитическая работа над переносом ее проблем и открытие ее сильного желания близости с отцом были необходимы, чтобы удалить причину головных болей. Но только когда она приобрела способность выражать эти чувства глазами и голосом, я уверен, что она смогла оставаться свободной от этого мучительного состояния.
У каждого человека, страдающего от мигрени, наблюдается сексуальная подвешенность, которая не имеет ничего общего с сексуальной активностью. Я знал многих пациентов, страдающих мигренью, которые были сексуально активны. Головная боль возникает из блокирования нежного и эротического компонента сексуальности. Чувства вместо гениталий, где они могут найти себе применение и разрядиться, идут в голову. Головной конец тела не обеспечивает им такого выхода. Плач и крик освободят ближайшее возникшее напряжение, но они не являются решением проблемы. Выходом является возможность получить оргазм.
Один из моих пациентов сказал, что мигрень имеет подходящее название, потому что чувства текут против шерсти, против желания. У меня такое чувство, что это ценное наблюдение. Изменение направления должно помочь человеку, страдающему от мигрени. Это может быть сделано через упражнение заземления; это не поможет, когда приступ находится в самом разгаре, но я обнаружил, что эти упражнения очень полезны тогда, когда человек только чувствует приближение приступа или когда он только начался.
Страх спуститься на землю и отдаться сексуальным чувствам тесно связан со страхом падения. Я упоминаю это потому, что тошнота неизменно сопровождает сильный приступ мигрени, — тошнота, вызываемая сокращением диафрагмы, связанным со страхом падения.
Однако насколько бы эффективны не были я или другие биоэнергетические терапевты с нашим физическим подходом, нельзя проработать личностные или эмоциональные проблемы без предварительного расширения сознания пациента, чтобы включить понимание его проблем. Но понимание не является исключительно интеллектуальным действием. Для меня это означает стоять внизу или сопереживать снизу. Это включает в себя исследование источников ситуации и понимание сил, которые влияют и формируют чувства и поведение.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 785;