ЧТО МЫ ВЫБИРАЕМ

Что воля, что неволя — все равно.

Марья-Искусница

В песочной терапии все символично: и песочное пространство, и миниатюрные фигурки, и действия человека, и его произнесенное слово. Значения символов складывались веками. Психологи восполь­зовались вековым опытом предшествующих поколений. Каждый человек неповторим. Каждый человек зашифровывает и расшифро­вывает сам себя. Человек также является частью мирового контек­ста — ведь он живет в этом мире, в этой эпохе, в этом менталитете. Посмотрим на семантику песочной страны, услышим, что она нам расскажет, и почувствуем новые ощущения. Надеюсь, что они будут приятными или, по крайней мере, полезными.

Песок сухой или мокрый значит лишьто, что вы его выбрали. А же­лание добавить в песок воды подсказывает вам о вашей жажде. Вы иссушены эмоциями. Вам их некуда выплеснуть. Вам нужна любовь. Вы иссякли в борьбе за правое дело и нуждаетесь в живой воде. Вы устали от событий. Вы хотите вернуться к точке отсчета, которой яв­ляется внутриутробное состояние. Ваше горло пересохло от желания высказаться. О «Жажде целостности» вы можете прочитать у Крис­тины Гроф.

Итак, вы выбрали песочное поле. Что вы будете делать с песком? Ваше общение с подсознанием уже началось. Вы трогаете песок ру­ками, отключаете мозг, сейчас думать начинают руки. Они чувству­ют, что вам сейчас нужно. И если они построили гору — вы хотите достичь какой-то вершины. Подняться повыше и окинуть взором свой мир. Если руки раскопали озеро или реку, значит, вы хотите доко­паться до глубин всего верного советчика — подсознания. Если у вас получился остров — значит, желание отгородиться от всего мира скрывает за собой желание отдохнуть, либо спрятаться, убежать от проблем. Вы разделили мир на несколько частей реками, дорогами — значит, вы действительно разъединены. Куда течет ваша река? Слева направо или справа налево? Если влево — вы хотите увидеть свое про-


Что мы выбираем



шлое и произвести переоценку ценностей. Если река течет вправо, то вы хотите опрелелиться со своими новыми планами и целями. Снизу вверх или сверху вниз течет ваша река? Вверх — вы хотите со­вершить невероятное (по вашим меркам). Вниз — опуститься с небес на землю. Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента, то есть человека, который хочет решить то, чего он до сей поры не осознавал. Если ландшафт остался ровным, возможно, вы человек, достигший высокого духовного развития и целостности. Под руками человека ландшафт меняется в соответствии с его ощущени­ями. Он не думает, а чувствует, что сделает именно так, а не иначе, потому что именно так ему нужно сейчас.

После преображения ландшафта можно выбрать фигурки, кото­рые находят тот или иной отклик в вашей душе, которые привлекают вас, притягивают или завораживают. Выбирать можно все сразу, со­бирая фигурки в корзинку, а потом определить им место в песочном поле, или по одной, подходя каждый раз к стеллажам или шкафам, где находятся герои вашей страны. Расположив фигурки в поле, вы можете посмотреть, в какой его части они находятся. Слева — про­шлое, справа — будущее. В центре — главное. Если разделить поле на 9 частей: три по горизонтали и три по вертикали, крест посереди­не будет вашим настоящим.

Левая часть символизирует взаимоотношения со значимой жен­щиной, правая часть — со значимым мужчиной. По углам находится самое сокровенное. Верх поля — ваши полетные фантазии. Низ поля — ваши действия в настоящем. Если внизу пусто, то вы скорее «рассуждатель», чем человек действия. Что-то терзает вас и не дает адаптироваться в социуме, или вы мечтатель и фантазер, улетевший от решения реальных задач. Средняя часть содержит в себе эмоцио­нальный фон. Эмоциональная непроявленность или кинестетическая нереализованность могут повлечь за собой непредсказуемые послед­ствия в виде нервных срывов, истерик, криков, раздражения, апа­тий, депрессий, уходов в себя, нежелания контакта. Эмоциональная насыщенность может затмить разум и подтолкнуть человека к невер­ному, предвзятому решению.

После того как песочная картина завершена, внимательно рас­смотрите ее. Как вы назовете свое произведение? Что вам нравится, что не нравится? Что вы чувствовали, когда создавали свое творение? Что вы уже поняли? Что вы хотите понять? Что значит для вас та или иная фигура? Какая из них вы? А кто рядом с вами? Что здесь самое привлекательное для вас, и что непривлекательное? Почему именно



Часть девятая


так вы расположили свои фигурки? Вместе с психотерапевтом обо­значьте ваши ресурсы и ваши проблемы. Что бы вы хотели изменить в вашей картине? Какая взаимосвязь устроила бы вас больше? Мно­го вопросов, и на каждый есть ответ. Когда психотерапевт после дли­тельного созерцания задает вопрос: «Что бы вы хотели изменить в своей картине?», — он фактически спрашивает о том, что бы вы хо­тели изменить в своей жизни. Клиент может сказать: «Ничего». И бу­дет прав. Возможно, клиент скажет: «Я хочу подумать об этом». Зна­чит, ему надо об этом подумать. Некоторые готовы сразу что-то изменить, значит, они к этому готовы. Перестановка фигур на поле магическим образом меняет что-то в подсознании. Мистическим об­разом человек решает свои задачи, а, решив их, он открывает для себя новые горизонты, новое поле деятельности и продолжает жить той жизнью, которая уникальна и предназначена только для него.

Девушка засучила рукава и стала перемещать песок к себе, расчи­щая сверху Океан. Она сложила губы трубочкой, набрала в легкие воздух и стала дуть на голубую поверхность, чтобы очистить воду. Потом она радостно принесла верблюда и поместила его среди пес­ков. «Их же можно обратно потом убрать?» — был ее первый вопрос и утверждение. Осматривая полки с фигурками, она пошевеливает пальцами левой руки, правая при этом неподвижна. Фигурки берет двумя руками, рассматривает их, потом ставит на песочное поле, по­вторяя: «Какое забавное занятие». Взяв одну игрушку, говорит: «О! У меня такой был», — и не размещает его на песочное поле. Вы­бирая другие фигурки, она расставляет их в пространстве песочного поля. Потом она опускается пониже и ползает вокруг своей компо­зиции, осматривает со всех сторон и улыбается. Немного меняет ланд­шафт. И сообщает: «Я думаю, это все. Больше не хочется». Половину композиции составляет океан. «И с какой бы стороны я ни встала, все это продолжается за борта ящика. С одной стороны океан, с дру­гой стороны суша — и это бесконечно».

—Как же называется твоя композиция?

—«Жизнь».

—Почему ты закопала часы?

—Это время. Немного загадочное и пугающее. Оно есть в голове. И оно пробуждает.

—Что это за малыш сидит на небесах?

—Это младенец. Он смотрит за всем этим. Это бог. Он мудрый как ребенок. Он видит настоящий мир.

—Что это за маленькая лодочка?


Что мы выбираем



—Это люди. Они не знают, куда плывут. Они сильно утомлены. А этот пиратский флаг— забавненький. Как маска. Чтобы никто к ним не лез.

—В угол задвинута — любовь?

—Наверное, ей там не очень хорошо.

—А что это за компания?

—А это компания с гитарой. Они смеются над странами. Потому что страны — это бессмысленно. Публика — обезьяны, потому что они забавные и смешные. Они нарочиты и ничего не выражают. Жен­щин в композиции нет, потому что женщин не было подходящих. Может, обезьяны — это женщины.

—Отчего сундук под гитаристом спрятан и что в сундуке?

—В сундуке колокольчик. Это загадка, тайна. Колокольчик ассо­циируется не со звучанием, а с видом — он золотой. А звук слышен скорее из гитары.

—А верблюд?

—А верблюд — он такой маленький, чтобы подчеркнуть вечность, большое пространство. Вечность сейчас и в будущем. Я видела их в зоопарке.

—Вечность?

—Нет, верблюда. Я их видела только в зоопарке. Но я знаю, что они есть в природе. Просто я их не видела.

—Что это за треножник в углу стоит?

—Это прошлое. Оно есть, но не очень нужно. Не вызывает особо хороших ощущений.

Когда спрашиваешь, что значит для человека каждая выбранная им фигурка, он находит объяснения, которые помогают ему понять само­го себя. Теперь, когда мы вместе смотрим на композицию души, мы вместе видим, что в этой прекрасной композиции есть какая-то дис­гармония: сердечко, задвинутое в угол; колокольчик, спрятанный в сундук; пиратский флаг, закрывающий людей в лодочке от взора на­блюдающего младенца-бога; публика, укрывшаяся под маской обезь­ян. Кажется, что звуки гитары являются ерничаньем, а настоящий звук души спрятан в сундучке и зарыт глубоко в песок. Мы смотрим на ком­позицию с высоты птичьего полета и молчим. Через некоторое время девушка убирает флаг пиратов и меняет местами несколько фигур. Ей хочется откопать сундучок, и она открывает его. Внутри сундука от­крывается новое бесконечное пространство. Золотой колокольчик ста­новится виден. «Я хочу открыться», — говорит девушка. Лодка с людь­ми устремляется навстречу любви, и эту любовь созерцает бог.



Часть девятая


—Хочется ли тебе оставить прежнее название или хочется назвать по—другому?

—«Переход». Да, это переход. Я словно меняюсь.


Что мы выбираем



Не каждый человек хочет изменить, то, что неожиданно увидел в себе. Но если это очевидно, если видно, ЧТО нужно менять, человек создает новую картину мира, которая ему нравится больше. Такие перемены становятся его новой программой, и ему не надо прила­гать огромные усилия для преодоления невидимых препятствий. Новое состояние открывает новые жизненные ресурсы и мощный поток энергии.









Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 782;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.