ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
вожностью кажется странным, и надо столкнуться с этим множество раз, чтобы перестать этому удивляться.
Я лечил женщину, страдавшую алкоголизмом. Пока шла очередная сессия, она позитивно откликалась на терапию, легко и открыто обсуждая со мной свои проблемы. В конце каждой встречи она сообщала, что чувствует себя значительно лучше, но, вернувшись домой после лечения, не могла справиться с настойчивым желанием выпить спиртного. Другой пациент, значительно продвинувшийся в процессе терапии, вдруг пережил сильный страх смерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание исключала возможность подобной тревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, поскольку почувствовал, что ему есть для чего жить. Подобная тревожность порождается страхом; пациент боится наказания за положительные чувства. Если тревожность становится слишком сильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошие чувства.
Тревожность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обреченности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощуще-ние порождает он сам, хотя его бессознательное отчаяние иногда может неожиданно «вспыхнуть» в сознании. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выживания, и человек продолжает свою тщетную борьбу. Когда в процессе терапии паттерн самодеструктивного поведения проанализирован, пациент признает, что он заранее предполагал провал. На каком-то уровне сознания он знает, что не может быть успешным, даже не должен быть успешным.
Почему же успешность так пугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех — это сексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент пришел к такому инсайту, необходима очень долгая аналитическая работа. Во-первых, он не сознает, что охватывающее его ощущение обреченности — это ужас перед совершением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткими ответными действиями, которые
неизбежно последуют за этим. Защищаясь от этого ужаса, шизоид жертвует правом наслаждаться собственным телом и переживать тепло человеческого контакта. Он чувствует, что исключен из человеческого общества, потому что неспособен разделить удовольствие от эротического влечения и удовлетворить его. Он пребывает в «психологическом изгнании», и барьером, который отгораживает его, является чувство вины, причем вины не по поводу полового акта (который искушенный человек может рационализировать), а по поводу переживания удовольствия от эротической близости. Половой акт, оторванный от чувства, не вызывает эдипова конфликта, поскольку в этом случае тело действует чисто механически. Удовольствие требует, сняв ограничения и вытеснение, принять инцес-туозное влечение. Если эти сексуальные чувства приняты, они интегрируются в личности, и человек обретает способность переносить их на других людей, вступая с ними в зрелые отношения.
Обреченность, «стоящая над душой» шизоидного индивидуума, — это ужас покинутого, оставленного существа или существа, которому суждено быть разрушенным за то, что оно нарушило табу. Чтобы избежать обреченности, шизоид вытесняет свои сексуальные чувства и покидает тело. Теперь, будучи взрослым человеком, он обнаруживает, что нормальный путь человеческих взаимоотношений блокировало вытеснение. Итак, защита изолирует его, отторгает от человеческого общества и повергает в обреченность и страх. Дилемма шизоида состоит в том, что он не может продвинуться к удовлетворяющим взаимоотношениям из-за ужаса и не может больше оставаться таким, какой он есть, одиноким и изолированным.
Но эдипов конфликт не может оставаться неподвижным пока существует вытеснение, поскольку оно никогда не бывает полным. Сексуальные чувства постоянно стремятся разбить его и вырваться наружу, а страх перед грядущим наказанием никогда не исчезает. Шизоид борется с чувством неизбежной обреченности, которая грозит
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1006;