ОБРАЗ ТЕЛА
107
Затем эта пациентка добавила: «Прикосновение матери заставило меня сжаться. Я хотела уйти от него. Я чувствовала, что оно сексуально. Ее грудь и тело отталкивали меня. Однажды, когда мне было лет пятнадцать, она вошла в комнату в разорванных трусах. Я наивно сказала: «У тебя дырка на трусах», а она ответила: «У тебя тоже есть одна дырка». Меня затошнило. Она была такой извращенной, грязной и соблазнительной.»
В случае Мэри поведение родителей, которые соблазняли и отвергали ее, послужило причиной ее собственного отвержения тела и фемининности. Личность Мэри — куклоподобность, отсутствие зрелой женственности и гомосексуальная пассивность — возникла из-за того, что она подчинилась материнской фаллической агрессивности и отцовскому оральному соблазнению. В результате подчиниться мужчине для нее стало невозможным. «Я могу соблазнить их; это позволяет мне осуществлять контроль. Противоположная ситуация меня пугает». Мэри стала соблазнять для того, чтобы защитить себя. В то же самое время ее ужасали спонтанные сексуальные чувства, делавшие ее женщиной и угрожающие ее матери.
В личности Мэри сексуальность была оторвана от генитальности. Чем больше она старалась избежать сексуальности тела, тем больше ее поглощала генитальность. Она заметила: «Я поняла, что все время сознаю свои гениталии. Я чувствую себя «бесчеловечной». Хочу ли я видеть их или стараюсь защититься от них?» Эта обсес-сия, связанная с гениталиями, была одновременно сцеплена и с сексуальным любопытством, и с тревожностью. На обе части вопроса Мэри можно было ответить утвердительно.
Вытесненная сексуальная тревожность редуцировала ее восприятие собственного тела, особенно его нижней части. Однажды во время нашей встречи Мэри сказала: «Я не чувствую ног. Я не чувствую, что у меня есть такая часть тела». Утрата чувствования ног — обычное и базальное отклонение в образе тела, которое свойственно шизоиду. У человеческих фигур, нарисованных этой паци-
енткой. часто не было ног или они почти не были прорисованы. Г.Пэнкоу, которая изучала динамику образа тела шизоидов, отмечает «отделение области головы и области ног», что отрицает и отвергает «сексуальность тела».27 Между ногами и сексуальным функционированием существует определенная связь. Генитальность предполагает зрелость (стояние на собственных ногах) и, наоборот, зрелость подразумевает генитальность. Отрывая эго (область головы) от генитальности (область ног), шизоид отвергает свою независимость и зрелость, пребывая в беспомощной инфантильной позиции. Другими словами, отщепляя образ нижней части тела, чтобы избежать сексуального чувствования, шизоид диссоциирует себя с функцией ног, которые представляют независимость и зрелость. Мэри демонстрировала эту шизоидную тенденцию.
«Я не позволяю чувствам опуститься ниже талии. Если какое-то чувство возникает в области таза, оно подобно агонии. Я боюсь, что сойду с ума. Мне бы хотелось быть русалкой».
У Мэри была фантазия, в которой она лежала в постели с обнаженным отцом. Она старалась избегнуть контакта между нижними частями их тел, «чтобы это было не сексуально». Таким образом, отвержение сексуальности моей пациентки проистекало из страха сексуального взаимодействия с ее отцом. Это вызвало бы ревность и гнев матери, которой Мэри очень боялась.
Поскольку она не могла принять себя как женщину, то пыталась идентифицироваться с братом. Девочкой она спрашивала себя: «Откуда они знают, что я — девочка, а не мальчик? Я думала о пенисе и чувствовала его, но у меня его не было. Если бы я была мальчиком, он бы У меня был». Окончательная идентификация этой пациентки была ни мужской, ни женской; она стала «мальчиком без пениса», юной гомосексуалисткой.
Мы проследили, как некоторые переживания и отождествления определили отношение Мэри к собственному телу. Ее подход к нему проявлен и в образе тела, и во внешнем облике, и в ее рисунках. В результате анали-
108
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ОБРАЗ ТЕЛА
за, работы с телом и моего принятия Мэри как человеческого существа, образ тела моей клиентки изменился. Однажды она сказала: «Знаете, что я почувствовала сегодня? Я теперь чувствую тело уже не так смутно и расплывчато».
«Снятие» чувствования с периферии тела — это механизм шизоидной защиты. Отсутствие заряда на поверхности тела редуцирует сознавание его внешнего очертания и не позволяет точно изобразить фигуру человека. Это снижает барьер против внешних стимулов и делает шизоида крайне чувствительным ко внешним воздействиям.
Между образом тела и реальным телом существует функциональная идентичность. Достижение адекватного образа тела требует тотальной мобилизации телесного чувствования. Переживание живого и здорового тела подразумевает, что оно должно функционировать именно таким образом. Помимо снятия психологических блоков, не позволяющих принять свое тело, терапия должна что-то сделать для того, чтобы пациент переживал свое тело «непосредственно». Ему необходимо «встретиться» со своим движением и дыханием, а если эти функции депрессиро-ваны, почувствовать их недостаточность. В своей работе с Мэри я делал заметный акцент на непосредственное дей-ствование. Во время сессий, помимо всего прочего, она стучала ногами, лупила кушетку, потягивалась и дышала. Эффект, который дали все эти действия, можно увидеть из следующего высказывания.
«Я купила бикини и, несмотря на свои страхи, надела его на пляже. Я почувствовала себя очень сексуально и женственно. Вы знаете, как я чувствовала свое тело раньше. Теперь же это было удивительное чувство. Я, пожалуй, и не помню, чтобы когда-нибудь так себя чувствовала. Я будто была другим человеком».
Рассказывая о случае Мэри, я остановился на развитии и функции образа тела. В главе 13 мы обсудим другой аспект терапии этой же пациентки, который связан с разоблачением ее роли «зацелованной куклы».
Шизоидный индивидуум — это человек, чувства которого «заперты», как джин в лампе Алладина. Но шизоид словно не помнит того заклинания, которое может выпустить джина на волю. Если сказку про Алладина и его лампу использовать в качестве метафоры, то лампа будет соответствовать телу, заклинание — словам любви, а поти-рание лампы будет эквивалентом заботы. Когда о теле заботятся, оно зажигается, как лампа, оно начинает излучать своеобразный свет, вокруг него возникает аура сексуального возбуждения. Если тело «светится», глаза человека сияют, и джин секса может совершать свои магические трансформации. На самом деле шизоид вовсе не забыл магическое заклинание: он говорит о любви и занимается сексом, но лампа отсутствует, она треснута или разбита, и ничего не происходит. В отчаянии он обращается к пороку, прибегает к наркотикам или распутству, но ни один из этих отчаянных маневров не может освободить джина любви и секса.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1064;