ОБРАЗ ТЕЛА. Тот факт, что она спонтанно нарисовала три женские фигуры, указывает на представление, что женское тело важнее
Тот факт, что она спонтанно нарисовала три женские фигуры, указывает на представление, что женское тело важнее. На рисунке отражены три разлома ее личности. Фигурка, нарисованная в фас, скорее напоминает мальчика или ребенка, у нее практически нет рук, ног и отсутствуют черты, указывающие на половую принадлежность. Средняя фигурка — матрона, голова которой отделена от тела, отражает женский аспект Мэри, однако, образ тела здесь не интегрирован. Нижняя фигурка изображает только голову, выражение лица которой можно назвать искушенным, она представляет собой диссоциированное эго.
Все рисунки стилизованы, что говорит о слабом понятии человеческого тела. Фигуры выглядят нереальными и бесчувственными. Вот что сказала о них сама Мэри: «Они кажутся маленькими, как я. Все мои женщины очень «подогнаны» к тому, как мне бы хотелось их видеть на самом деле».
Фигура на рисунке 10 — концепция мужского тела. После того, как Мэри закончила ее рисовать, она заметила: «Я инстинктивно не хочу рисовать пенис у мужчины. Я не нарисовала кисти или руки. Я не хочу изображать руки, которые выглядели бы, как руки. Нет бедер и нет пола. Так хорошо выглядит. Лицо и голова мальчишеские. Именно так мне бы хотелось выглядеть — как гомосексуал. Они мне обычно нравятся. У него [мужчины на рисунке] нет чувств; он интеллектуален и обладает вкусом».
Когда я попросил Мэри описать, какие чувства она испытывает к рукам, она ответила: «Руки, как когти, особенно, когда пальцы длинные, заостренные и красноватые, как у моей матери». Затем она добавила: «Я ужасно боюсь кошек. Мне кажется, что кошка вспрыгнет на меня и зацарапает до смерти. Когда я смотрю им в глаза, у меня леденеет кровь».
Очевидно, что Мэри идентифицировала свою мать с кошкой, и что страх перед кошками отражал страх перед матерью. Отождествление матери с кошкой предпола-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
I
ОБРАЗ ТЕЛА
гало для Мэри игру в кошки-мышки, в которой моя пациентка чувствовала себя беспомощным объектом, которым играет мать. Отсутствие рук и ног на ее рисунках говорило о том, что она неспособна бороться или удрать.
Перед тем, как она начала рисовать, я пришел к выводу, что образ тела Мэри похож на куклу. Ее рисунки были кукольными, другие люди, говоря о ней, называли ее куклой, и сама она принимала себя как куклу. Однажды, она сказала: «Я безропотная кукла, симпатичная, бесполая и безжизненная». Но если ее образ тела представлял собой куклу, то эго-представление было таково: искушенная, сексуально возбужденная, зрелая женщина. Она часто жаловалась, что мужчины не могут оторвать от нее рук. Многих из них соблазняет ее кукольность, впечатление женщины-ребенка, которое она производит, не дает их мужественности устоять: она привлекает их. Таким образом, личность Мэри была расщеплена: эго-представление, которое определяло сознательное поведение, не совпадало с образом тела, отражавшем ее истинные чувства.
Эго-представление шизоидной личности развивается как реакция на образ тела. Эго не может принять ту негативную ценность, которую представляет собой тело. Оно создает собственный образ личности, противопоставляя его непринимаемому образу тела. Однако, два контрастных образа развиваются одновременно, откликаясь на внешние силы, разламывающие единую личность. Рассмотрение этих сил требует анализа структуры характера пациента с рассмотрением инфантильных переживаний.
Какая отождествленность сформировала личность Мэри? Какие переживания преобразовали ее тело? Во время одной из наших встреч, когда мы обсуждали символическое значение структуры ее тела, она сказала: «Мать всегда говорила, что любила, когда у нее была кукла, которую она могла одевать и показывать. Я помню, как чувствовала, что не принадлежу себе. И прикосновения ее рук... оно заставляло меня уползти. Мое тело принадлежало матери, будто я была ее куклой. Если
я говорила «нет», она преследовала меня, и это парали-зовывало меня».
Мэри покинула свое тело, потому что им овладела ее мать. Тело попало во власть духа ее матери, если можно так выразиться. По реакции Мэри нельзя было сказать, что это был злой дух, но его природа была почти неизвестна. Все, что Мэри могла сказать — что в роли куклы и игрушки ее матери, она была «бесполой маленькой мальчиком-девочкой».
В другой раз Мэри отметила следующее: «Я очень отчетливо помню, как каждую ночь они поднимали меня в туалет и ставили мне клизму. Они делали это, потому что я кричала по ночам, и они думали, что это от газов. Я была голой, и если в доме были знакомые, они все это наблюдали. Моя мать была очень фаллической личностью».
Затем Мэри истерически закричала: «Я не могу установить, что чувствует мое тело! Я все время чувствую себя ущербным существом. Я постоянно сознаю таз и вагину! Я чувствую, будто там что-то ползает, будто там что-то кишит! Я чувствую, что не хочу дышать. Я не хочу двигаться.»
Она начала рыдать, а потом добавила: «Я умертвила тело. Я почти заморозила его. Я почти сделала это. Я хочу быть мальчиком».
«Кукла» — бессознательный маневр, направленный на то, чтобы отсечь или подавить сексуальные чувства, которые воспринимаются как чужие и ужасающие. Становясь куклой или манекеном (большой куклой), человек «умерщвляет» собственное тело и деперсонализируется. То, что Мэри отвергла свое тело и женственность, представлено в ее рисунках. Это связано со странными ощущениями в животе и гениталиях. Из сказанного ею становится ясно, что тенденция к умиранию, то есть деперсонализация, по сути дела является реакцией, направленной против этих ощущений, которые она воспринимала, как угрозу интегрированности ее личности. Я сталкивался с тем
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 910;