ОБРАЗ ТЕЛА. «Дурак» и «интеллектуал» сообщают о разломе в личности Пола


 


«Дурак» и «интеллектуал» сообщают о разломе в личности Пола. Он был интеллигентным молодым че­ловеком, образованным и начитанным. И тем не менее он представлялся придурковатым. В социальных ситуа­циях он был робок, боязлив и неловок. Он не знал, что сказать девушке. Несмотря на тонкий ум, он был эмоционально изуродован, как ступни человечка на его рисунке. Две телесных характеристики определяли ду­рака. У него была «бесцветная» ухмылка, которую он постоянно сохранял на лице, несмотря на слова о том, что его человечек «пытается сказать, что он не злой». Физически он производил впечатление неловкого и пло­хо координирующего движения человека. Неуклюжесть его тела сильно контрастировала с быстротой ума. По­нятно, что он отвергал свое тело, как «придурка» и до того, как пришел на терапию, никогда не занимался какими-нибудь видами физической активности или спортом.

Пол бесстрастно взглянул на свое тело во время переживания под воздействием марихуаны. По его сло­вам, это его ужаснуло. Это был тот же эффект, кото­рый дает ЛСД или другие галлюциногенные наркоти­ческие вещества, отрывающие ум от тела, так, что че­ловек словно смотрит на себя самого со стороны. То, что он видит, часто проясняет восприятие телесных от­клонений. «Мои глаза стали очень живыми, возбужден­ными, но не напряженными. Я отчетливо видел вещи. Кроме того, я очень многое почувствовал. Я сидел на стуле, который, казалось, не стоял на полу. Я чувство­вал, будто парю над землей. Мне показалось, что я вижу паттерн напряжения моего тела: обруч напряжения вок­руг головы, через грудь, вниз по ногам и вокруг подмы­шек. Руки были оторваны от тела. Как будто на мне была смирительная рубашка без рукавов. Левая нога казалась короче, чем правая. [Обратите внимание на различие между ногами на рисунке]. Я без усилий иг­рал на фортепьяно. Я переживал невероятную тоску и еще чувствовал, что не могу ничего сделать. Это было


разрывающее чувство, разрушившее позитивное отноше­ние к фортепьяно, я относился к нему очень отрица­тельно. Но я понимал, что это не от моей игры. Я был вне себя самого, наблюдал свои действия. Я ощущал, что в комнате, кроме меня и моих друзей есть кто-то еще. Я чувствовал, что в меня вселился дьявол, мефис­тофельская сила обрела надо мной власть и управляет мной. Мне казалось, что я играю безупречно, и что если я сделаю ошибку, то сделаю ее умышленно, то есть если захочу. Переживание было в основном неудовлетворяю­щим. Оно кончилось головной болью и очень сильной сонливостью и вялостью».

Потрясает совпадение фигуры на рисунке с тем, как Пол воспринимал себя под воздействием наркотика. Он сознавал, что его руки «оторваны», что они болтают­ся, ноги были разного размера, а тело будто упаковано в смирительную рубашку — все это отчетливо видно на его рисунке. Импотенция, которую он чувствовал в теле, тоже отражена в фигуре простака или клоуна. Ощуще­ние силы переживалось им, как нечто, диссоциирован­ное с его телом, нечто привнесенное извне.

На Пола произвела впечатление сила духа. Она казалась всемогущей, в противоположность его чувству, что тело связано смирительной рубашкой. Играя, он чувствовал себя во власти духа. Позже он понял, что эта сила была внутри него самого, и что если он владе­ет духом, а не находится под его властью, то может достичь значительных вещей.

По мере того, как Пол увеличивал чувствование своего тела, маска клоуна рассыпалась. Он представал пе­чальным молодым человеком, осознавшим, что он несчас­тен, но всерьез хотевшим жить и получать удовольствие.

Дух шизоида заключен в ловушку замороженно­го тела. Пока он мечтает о личностном совершенстве, его энергии не хватает на удовольствие. Она скована хроническими мышечными напряжениями, его дух за­перт вытесненными чувствами. Часть терапевтической задачи — помочь пациенту освободиться от ограничива-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА

ющих напряжений, причем сюда входит еще и задача помочь ему раскрыть свои вытесненные чувства и «схва­титься» с ними. Для этого необходимо путешествие «под землю» (в бессознательное) и борьба с демонами (его вытесненными чувствами), чтобы отбить ту «силу», ко­торая и есть жизнь.

------------ КУКЛА

Еще одно типичное искажение нормального обра­за тела видно на рисунке, изображающем тело человека похожим на куклу. В физическом внешнем виде нередко есть нечто куклоподобное, особенно часто это можно на­блюдать у женщин. В этих случаях можно предположить, что некая кукольность свойственна и их личности. Мэри являет собой пример такой женщины. Кукольность отчет­ливо проступает в ее рисунке своего тела. Лучше всего эту пациентку можно описать, назвав малышкой. Она была пяти футов ростом и весила около ста фунтов. Тело ее выг­лядело юным, почти детским, несмотря на то, что ей было 33 года. Она произвела на меня впечатление так называе­мой женщины-ребенка, незрелой и недостаточно разви­той физически. С точки зрения структуры, тело ее было стройным и по-юношески пропорционально сложенным. Функционально оно было ригидным. У Мэри была блед­ная, сухая кожа, которая выглядела неживой. Лицо не имело выражения, глаза часто становились пустыми, теря­ли фокусировку и чувство. Тем не менее, в ней было нечто соблазнительное и привлекательное.

Каким был ее образ тела? Как она относилась к нему? Женские и мужская фигурки на ее рисунках (рису­нок 9 и рисунок 10), наряду с ее собственным коммен­тарием, предоставляют следующую информацию.


I


Рисунок 9









Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 762;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.