Нита Такер

Процесс формирования гражданского общества в России не мог не коснуться ее южных республик. Гражданское общество в чистом виде, соответствующем общепринятому универсальному стандарту на Северном Кавказе, как впрочем, и во всей России, пока еще не сложилось, но некоторые его элементы здесь начали формироваться со своей спецификой и со своими проблемами.

В центре проблемы формирования гражданского общества стоит личность, значение, и проявления деятельности которой в гражданском обществе важны и многоаспектны. Личность – она и концептуальный центр формирования гражданского общества, и его цель – в виде формирования высокоразвитой личности, и его ценность, и объект воздействия, и непосредственный его строитель. Для гражданского общества важны уровень развития личности, усилия по формированию соответствующего типа личности, и внедрение в жизнь и сознание всех отдельных личностей ценностей гражданского общества. Личности формируют институты гражданского общества, выражают посредством активности свои интересы, стремятся к достижению поставленных целей. На совокупность личностей опираются институты гражданского общества в своей деятельности, они необходимы им в процессе выборов, для реализации принципов местного самоуправления, активности в оппозиции, участии в акциях структур гражданского общества и т.д. «Высокая степень общественно-политической активности населения, способность создавать гражданские инициативы, возможность влиять на решения органов власти — вот что следует отнести к показателям институционализированного гражданского общества. Его основным элементом является активная, творческая, инициативная личность, которая готова отстаивать как собственные, индивидуальные, так и групповые интересы[466]».

Учитывая огромную территорию Российской Федерации, разноликость ее регионов, поликультурность, многоконфессиональность, многоэтничность, наличие серьезных конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, формирование гражданского общества вынуждено развиваться в специфичных условиях, многие из которых считаются не приемлемыми для идеального гражданского общества. Основные препятствия для формирования гражданского общества можно подразделить на факторы коренящиеся в сознании и мировоззрении, и факторы внешней среды (конфликтность, территориальные споры, слабость экономического и социального развития). Проблема формирования гражданского общества для нашей страны новая, несмотря на то, что отдельные его элементы довольно часто встречаются на протяжении российской истории, поэтому формирование соответствующего типа личности на сегодняшний день в массовом масштабе в нашей стране не встречается, ценности гражданского общества и само гражданское общество пока еще не сформированы, они наталкиваются на определенные проблемы и на серьезные препятствия, которые на Северном Кавказе еще больше усиливаются, сталкиваясь со спецификой региона.

Северный Кавказ, не только от классических условий и тенденций развития европейских стран, прародителей концепции гражданского общества, но и от несколько специфичной и самобытной России, отличает его специфика. Специфических черт у Северного Кавказа много. Основные его отличительные характеристики, оказывающие воздействие на формирование гражданского общества – это ислам, традиционность и проблема гендерного неравенства. Данные характеристики не только создают специфические, присущие только Северному Кавказу проблемы и препятствия для формирования гражданского общества в регионе, проблем тормозящих его построение много, но и придают особые очертания, видоизменяют и приспосабливают под себя формирующееся в республиках гражданское общество, точнее его отдельные элементы.

Несмотря на барьеры на пути построения гражданского общества, на противоречащую классическому гражданскому обществу религиозность, высокую значимость этнического фактора, доминирование ценностей национальной культуры, северокавказское общество своей историей доказало способность воспринимать и аккумулировать многие, на первый взгляд не сопоставимые ценности. Сохранив самобытность, оно восприняло ценности советской культуры, в настоящее время сюда проникли отдельные ценности и элементы гражданского общества, некоторые из которых соответствуют принципам общественного устройства и системы ценностей жителей региона. Другой фактор, оказывающий значительное воздействие на формирование гражданского общества связан с неразрешенными территориальными спорами, последствиями политики советского государства. Еще не загладились последствия депортации. Этот фактор, с одной стороны, провоцирует конфликтность, а с другой, мобилизует гражданскую активность, способствует формированию элементов гражданского общества. Культурная, конфессиональная, общественно-политическая и территориальная конфликтность с одной стороны тормозит развитие гражданского общества, с другой, стимулирует его, усиливая актуальность.

Несмотря на то, что задача формирования гражданского общества в регионе, как и, в общем, в России, на сегодняшний день в полной мере не реализована, отдельные его элементы на территории Северного Кавказа присутствуют, и более того, проявляют свою активность, которая временами интенсивна, и даже агрессивна. Особое влияние на политический процесс в регионе оказывают такие структуры гражданского общества как неправительственные общественные организации, СМИ, оппозиция, выборы, религиозные структуры и т.д., и активность именно этих структур на территории Северного Кавказа весьма заметна. Современная действительность, на примере Северного Кавказа, лишний раз доказала, что игнорировать данные структуры нельзя, это приводит лишь к дестабилизации обстановки в обществе, подтвердив ценность диалога, сотрудничества, толерантности, взаимоуважения.

Гражданское общество понятие широкое и неоднозначное. До сих пор не сложилось его единого определения, оно понимается в нескольких отличных друг от друга смыслах. Мы рассматривает его в двух аспектах – в широком, идеальном, понимаемом, как некую ценность, и в узком – как отождествление понятия гражданского общества с его основными институтами, чаще всего, с неправительственными организациями. Для Северного Кавказа гражданское общество можно охарактеризовать как ценность, провозглашаемую политикой как федерального, так и регионального уровня. Целью и идеалом такого общества является свободное демократическое правовое государство, основанное на принципах свободы, равноправия, народовластия, справедливости и уважения к закону, реализации основных прав и свобод личности, нравственных и культурных ценностей и т.д. В подлинном гражданском обществе высока ценность каждой отдельной личности. «Человек с его потребностями и интересами, энергией и волей является главной ценностью такого общества. Однако это не означает неограниченности любых волеизъявлений человека. Право, мораль, высокий уровень культуры определяют поведение членов такого общества с учетом интересов и потребностей окружающих[467]». И если рассматривать гражданское общество в подобном широком смысле, то такого гражданского общества здесь пока нет. Тем более, развиваясь в условиях специфичности Северного Кавказа, гражданское общество вынуждено приспосабливаться и адаптироваться к ней, видоизменяется, и само становится специфичным, поэтому вариант классического гражданского общества здесь построить в ближайшее время вряд ли удастся. Но, учитывая сложную обстановку в регионе, его конфликтность, осознание ценности гражданского общества значительной частью населения его формирование здесь необходимо. Только таким путем, путем внедрения в сознание населения ценностей гражданского общества, а также путем совместных усилий власти и структур гражданского общества можно бороться с конфликтностью, стабилизировать обстановку.

Формирование гражданского общества на настоящее время здесь не сможет быть полным. Традиционализм еще очень силен в обществе, и он детерминирует ценности и приоритеты населения, даже его отношение к политическому лидеру. Чем более традиционен лидер, тем более он популярен. Пример – популярность традиционалистов Р. Кадырова и Р. Аушева, и неприятие близкой к светской политики М. Зязикова и Ю.-Б. Евкурова. Если пытаться подавить высокозначимые для населения ценности, связанные со спецификой региона, то это лишь усилит конфликтность, поэтому необходимо их сохранение, но в то же время постепенное внедрение ценностей гражданского общества, и попытка максимального его приближения к классическому образцу, несмотря на вынужденный синтез со специфическими характеристиками региона.

Гражданское общество в регионе можно охарактеризовать как сложносоставное композитное, которое включает в себя с одной стороны элементы гражданской оппозиции, правозащитных структур, находящихся в конфронтации к политической власти, с другой стороны консервативные и традиционалистские структуры не государственного характера (советы старейшин, джамааты, Мехк Кхел, институт стариков), которые ранее не являясь структурами гражданского общества в современных условиях стали обретать это качество, так как стали каналами формулирования требований общественности. Здесь с одной стороны происходит борьба между традиционализмом и стремлением (зачастую при помощи государства или иностранных организаций) построить институты гражданского общества, а с другой стороны, сами региональные институты гражданского общества видят свою основу и корни в традиционализме (в традиционном самоуправлении, джамаатах, вольных обществах, Мехк Кхел и т.д.). Не только представители региональных структур гражданского общества, а в частности НПО опираются на традиционные структуры, к традиционным кавказским институтам часто обращаются и представители всероссийских структур гражданского общества, а также представители властных структур.

Если же рассматривать гражданское общество в узком смысле, с точки зрения его структур, то такое гражданское общество здесь сформировано. Северокавказский регион отличается активностью неправительственных организаций, особенно правозащитных, порождаемых конфликтностью региона, и стимулируемых грандовой поддержкой западных организаций.

Итак, в завершение, обобщив материал можно сделать несколько выводов.

Формирование гражданского общества на Северном Кавказе имеет свою специфику, определяемую наличием региональных особенностей: приверженность части населения к радикальным формам господствующей религии (ислама) и традиционализму, которые трудно совместимы с классической концепцией гражданского общества. В жизни основной части населения значительную роль играет традиционный ислам и элементы обычного права, определяющие жизнь человека, его поступки, ценности и мировоззрение, но, в то же время, говорить о полной детерминации индивида религией нельзя. Присутствующие на территории Северного Кавказа структуры гражданского общества неоднородны, их можно подразделить на: классические структуры гражданского общества, композитные структуры и традиционные структуры.

В контексте переплетения и неразрывной связи светского, религиозного и этнического, характерного для Северного Кавказа, гражданское общество может формироваться в условиях традиционализма, доминирующего над ценностями гражданского общества, что порождает проблемы и препятствия для его формирования.

Значительной проблемой, порождаемой спецификой Северного Кавказа является отсутствие в практической жизни гендерного равноправия, укорененность стереотипа гендерного неравенства. Реализуемый на практике принцип подчиненности женщины в сферах семейной и общественной жизни оказывает значительное влияние на формирование гражданского общества в регионе, создавая ему определенные трудности, препятствия.

Гражданское общество на Северном Кавказе, как во всей Российской Федерации пока не сформировано, но отдельные его элементы определенным образом развиты. В деятельности оппозиционных гражданских структур и ряда Интернет-СМИ в приближенном виде и в рамках общественного устройства республик региона, можно заметить сходство с определенными принципами и ценностями гражданского общества. Если руководствоваться таким важнейшим показателем как количество НПО, с которыми часто и отождествляется само понимание гражданского общества, то можно констатировать присутствие элементов гражданского общества в регионе. Активность СМИ, в том числе Интернет-ресурсов, оппозиции, религиозных организаций стимулируются конфликтностью региона и особой поддержкой иностранных организаций.

Деятельность одних и бездеятельность других структур гражданского общества оказывает влияние на весь политический процесс в республике и на обстановку в регионе. Некоторые из его элементов гражданского общества в Ингушетии, своей агрессивностью привлекли внимание широкой общественности и оказали влияние на смену лидера республики. В сложившихся условиях важен диалог власти и гражданского общества, без которого, как показали недавние события в Ингушетии, не может быть спокойствия и стабильности. Необходимы совместные поиски решения проблем, действия и усилия по стабилизации обстановки и формированию гражданского общества в регионе. Достижение мусульманского единства и согласия возможно только через стремление к нему отдельных структур. Только общими усилиями, путем предписанного исламом совета и коллективного общего обсуждения и согласования, можно прийти к общепризнанному конструктивному решению, к повышению имиджа религии, разрешению межконфессиональных противоречий и внутриконфессиональных конфликтов.

Несмотря на специфические особенности менталитета, на стремление сохранения традиционности в приватной сфере, определенная часть населения Ингушетии осознает важность формирования гражданского общества, воспринимая его в положительном аспекте. При этом общественное мнение акцентирует внимание на политический аспект – повышение эффективности местной политики, честность выборов, реализацию народовластия, преодоление коррупции, соблюдение и гарантирование прав человека, учет мнений всех социальных групп, общественный контроль за властью и т.д. В сложившихся условиях на Северном Кавказе при формировании гражданского общества нужен особый подход. Классическую концепцию чистого идеального гражданского общества вряд ли удастся применить на практике, но наиболее важные ее положения можно адаптировать к традиционной системе ценностей.

Несмотря на существование множества разносторонних подходов к проблеме формирования гражданского общества, на существование не только сторонников, но и противников данной концепции, его формирование необходимо и способно внести важный вклад в развитие страны. Его формирование «будет протекать наиболее эффективно, если власть будет инициатором этого процесса, защищая права своих граждан[468]».

Гражданское общество для республик Северного Кавказа это пока что еще только идеал, к которому надо стремиться, для его успешного формирования и развития, необходимо создать адекватные, отвечающие специфики региона условия для его реализации, необходимо учитывать и разрешать накопившиеся в регионе проблемы, обеспечить реализацию конструктивного диалога, и самое главное осознать значимость отдельной личности человека как главной ценности общества.

 

Вопрос о формировании гражданского общества на Северном Кавказе остается спорным и на сегодняшний день открытым

Есть предпосылки, есть и препятствия…

Есть результаты, есть и трудности…

Есть и реально действующие структуры гражданского общества.

Говоря о гражданском обществе в Республике Ингушетия, нельзя не упомянуть тех, кто внес значительный вклад в его формирование, кто несет его ценности в общество, кто самоотверженно и с полной самоотдачей, не на словах, а на деле, не стремясь к политической власти и личной выгоде, отстаивает интересы общества и народа. Это известные правозащитные организации МАШР («МИР») и ЧКНС («Чеченский Комитет Национального Спасения») и их руководители.

 

 

Магомед Муцольгов Руслан Бадалов

МАШР ЧКНС

 

Благодаря подобным организациям гражданское общество формируется в нашей стране и в ее регионах. На сегодняшний день в России именно структуры гражданского общества являются наиболее развитыми и реально существующими показателями его формирования. Республики Северного Кавказа, несмотря на то, что сосредотачивают в себе многочисленные специфические проблемы, отличаются высокой степенью активности многих структур гражданского общества, и особенно неправительственных организаций. Как бы мы их не оценивали, но сам факт их присутствия в регионе, их реальной работы, является одним из свидетельств существования гражданского общества, пусть даже и «незрелого» в широком классическом варианте понимании этого слова.

Нельзя и не упомянуть тех, кто стоял у истоков гражданского общества в Ингушетии, кто на протяжении многих десятилетий нес культуру, знание, ценность свободы и мысли. Это один из уважаемых людей Ингушетии, представитель настоящей абсолютной интеллигенции, и, более того, по словам Магомеда Муцольгова «один из лучших людей», «совесть нации», который не приспосабливался под обстоятельства, не менял свое мнение, не изменял своим идеям и ценностям, выдающийся ингушский писатель Исса Кодзоев.

 

Будущее гражданского общества в формировании ценностей гражданского общества, в конструктивном диалоге власти и гражданского общества, в духовном, моральном и интеллектуальном развитии народа…


 

Научное издание

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И

ИСЛАМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

 

Монография

 

 

С.В. Сиражудинова

 

Ответственный редактор: С.А. Кислицын

 

 

 

 

Подписано к печати __.03.2012 г.

Объем уч.-изд.л. 9,5; усл. печ.л. 12,0. Печать цифровая.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman».

Формат 60х84х16. Тираж 500 экз. Заказ №

__________________________________________________________

 

 

Издательство: ООО «АзовПечать»

346780 г. Азов, ул. Привокзальная 6а, тел.: (86342) 5-37-57

 

Отпечатано: ООО «АзовПечать»

 


[1] Россия должна занять достойное место в мире// Парламентская газета. 2003. 17 мая.

[2] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. – М., 2005.-С. 10-11.

[3] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/

[4] Официальный сайт президента РФ. http://www.kremlin.ru/transcripts/10106

[5] Силаев Н. Кризис перепроизводства силы // «Эксперт». 2007. №33 (574).

[6]Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М. Политиздат. 1991.

[7] Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации: Монография. – 2-е изд., перераб. И доп. /СКАГС. Ростов н/Д. 2005. – 280 с.

[8] Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992.

[9] Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа /Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2001.–180 с.

[10] Муслимов С.Ш. Исламские ценности и гражданское общество // Народы Дагестана. 2003.№ 1; Яхъяев М.Я. О ценности гражданского общества и ценностях религии // Народы Дагестана. 2004. № 2. Шарафутдинова Э. Ф. Этноконфессиональный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ: Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 2007. – 171с.

[11] Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе – методологическая проблема // ОНС. 2001. № 2; Он же. Специфика российской политической культуры и предмета политологии // Pro et Contra. Том 7. № 3. М. 2002.; Черноус В.В. Правящие элиты традиционного общества России (политологический аспект) : Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 1999. – 158с.

[12] Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. 1995. № 2; Он же. Гражданское общество как культурно-историческое явление // Актуальные проблемы социально-политического развития общества. М. МГОПУ. № 5; Он же. Гражданское общество, рациональность, ответственность // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3

[13] Гелагаева А.М. Типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа в условиях модернизирующейся российской цивилизации. Ростов-на-Дону. 2007. 165 с.; Скороходова В.П. Феномен глокализации на Северном Кавказе: Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 2010. – 179с.

[14] Ostrogorski M. Rights of Women (The), A Comparative Study in History and Legislation, (Translated under the author’s supervision), Swan Sonnenschein & Co., London, 1893.

[15] Яновский Р.Г. Женщина и общество. Социально-политический аспект // Социс. 1992. № 5.

[16] Гулиева М. М. Политическая культура женщин как условие социально-политической стабилизации: На материалах Северного Кавказа: Дис. канд. полит. наук. Пятигорск. 2005. 154 с.; Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб. 2001; Карпов Ю.Ю. Кавказская женщина мировоззренческие предпосылки общественного статуса //Этнограф обозрение. 2000. №4; Клименко Л.В. Гендерные отношения в контексте социальной динамики традиционных культур народов Северного Кавказа : Дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д. 2004. 166 c.; Чеснов Я.В. О чеченских поведенческих стереотипах: Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. №5.

[17] Бараева З.М. Женщина в мусульманском обществе (проблемы трансформации социального и правового статуса). Дис. канд. филос. наук. Махачкала. 2003. 140 стр.; Смирнова Я С. Трудовые рати и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа//Этнограф обозрение. 1997. № 4.

[18]Доманов В.Г. Гражданское общество: современный концепт и перспективы его реализации в России: Дис. доктора полит. наук. – Ростов н/Д. – 2010. – 461с.; Будин А. А. Роль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности России : дис. канд. полит.х наук: М. 2009 153 c.; Киселева А.Н. Роль некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в России (на примере Краснодарского края). Дис. канд полит. наук. Краснодар. 2009. 208 с. и др.

[19] Петрова С.В. Гражданская культура: теоретическая модель и практическая реализация в процессе демократических реформ в России: Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 2004. – 150с.; Ельсаев А. А.-Х. Особенности модернизации политического процесса в условиях социальной депривации: На примере Чеченской Республики: Дис. канд. полит. наук. – Ростов –н/Д. – 2007. – 170с.; Семенов А.В. Элиты некоммерческих (общественных) организаций как политические акторы институализации российского гражданского общества: Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 2009. – 180с.; Антипова А. С. Исламские ценности в гражданском обществе: дис. канд. филос.наук. Махачкала.2008.171 c.; Эмиров Э. Д. Особенности формирования гражданского общества в Республике Дагестан : дис. канд. полит. наук. Махачкала. 2006. 253 с.; Магомедова М. А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе: На примере Республики Дагестан: Дис. канд. филос. наук. Махачкала. 2005; Мамсуров С.Т. Роль средств массовой коммуникации в формировании гражданского общества в полиэтническом регионе: на примере Северо-Кавказского региона : дис. канд.полит.наук. М. 2007. 174 стр.; Даракчян Г.О. Формирование межнациональной культуры общения как составная часть этнополитической культуры студенческой молодежи (на материалах Краснодарского края): Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 2008. – 144с.Метлушенко М.В. Детерминанты политических конфликтов оппозиционных структур и властных элит в современном гражданском обществе: Дис. канд. полит. наук. – Ростов н/Д. – 2009. – 154с.

[20] Геллнер Э. Условия свободы. М. 1995.

[21] Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб. Наука. 2001; Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. «Экономпресс». 2000. 224 с.

[22] Samuel P. Huntington. Political order in changing societies‎,Harvard University. 1968, p. 488; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. 1997; Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, NJ: Princeton University Press. 1993. P. 89–90.

[23] Вебер М. Избранные произведения. М. Просвещение. 1990 г.; Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994; Weber M. The sociology of religion. Boston: Beacon Press. 1963; Weber М The Protestant ethic and the spirit of capitalism. N.Y.: Scribners, 1930.

[24] Поппер К. Открытое общество и его враги. М.1992.

[25] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. 1994. № 1.С. 33-48.

[26]Абдулатипов Р. Природа и парадоксы национального «Я». М. Мысль. 1991.

[27] Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1998.

[28] Сиражудинова С.В. Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа // Социология власти. 2011. №1. С. 74-83.

[29] Кантышева С. Взгляды избирателей во время выборов в Ингушетии. // Prague Watchdog, 4 декабря 2007, http://www.watchdog.cz/index.php?show=000000-000004-000002-000037&lang=2

[30] Сиражудинова С.В. Гендерное равноправие как условие развития гражданского общества на Северном Кавказе //Социология власти. 2010. № 4. С. 170-177.

[31] Кантышева С. Историческая память народа. // Prague Watchdog, 23 февраля 2008,http://www.watchdog.cz/?show=000000-000015-000006-000029&lang=2

[32] Кантышева С. Ислам в жизни современного ингушского народа. // Prague Watchdog, 20 декабря 2007, http://www.watchdog.cz/index.php?show=000000-000015-000006-000026&lang=2

 

[34] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // 2009 – 12 ноября. http://www.kremlin.ru/

[35]Бобылев А. И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право// Право и политика.-2001.- №3; Гражданское общество / Под ред. Смолькова В.Г. -М.,1993; Иноземцев В.Л. Вечные ценности в меняющемся мире. Демократия и гражданское общество в новом столетии// Свободная мысль XXI.-2001.- №8; Кравченко И. Концепция гражданского общества в философском развитии// Полис.-1991.-№5-6; Перегудов С. Гражданское общество: "Трехчленная" или одночленная модель// Полис.-1995.- №3; Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие// Социально-гуманитарные знания.-2002.-№2.С. 140.

[36]Попов А.П., Дрессе А. Политическая теория: тенденции и проблемы.-М.,1993.Вып.1. С.7-21; Чумаков А.Н. Весь мир.-М.,1998. – 256 с.

[37] Аринин А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России// ОНС.-2000.-№6; Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х гг.// ОНС.-2000.-№6; Ильин М., Коваль Б. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство / Полис.-1992.-№1-2.С.193-201.; Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // ОНС.-2002.-№5.

[38] Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизаций.-М.,1993. – 167 с.

[39] Мигранян А. Россия. От хаоса к порядку? М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001.- 548 с.; Политика в современной России / Под ред. В.А. Никонова – М.: Изд. дом Международного университета в Москве,2005.–160 с.; Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления.-М.: Ad Marginem,1997.-447 с.; Соловьев А.И. Россия на рубеже третьего тысячелетия: состояние, проблемы, перспективы.-М.,2002.– 24 с.; Даль Р. О демократии. – М.: Аспект Пресс,2000.–208 с.; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование.-М.: Аспект Пресс,1997.-287 с.; Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века.-СПб.: Terra fantastica,2003.-603 с.; Шапиро И. Демократия и гражданское общество// Полис.-1992.-№4.С.17-29; Шмиттер Ф. Размышление о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис.-1996.-№ 5.С.16-27.

[40]Тощенко Ж.Т. Местное самоуправление: проблемы становления / Социс. 1997. №6. С. 109-119; Пути формирования гражданского общества в полиэтничном южнороссийском регионе / Белоконь А.В., Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону: РГУ. 2001. Висинбаев А.Р. Взаимоотношения власти и структур гражданского общества в процессе формирования местного самоуправления в Чеченской республике. Ростов н/Д: СКАГС. 2010.

[41] Авцинова Г. И. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы // Власть. 2001. №2; Волдин А.Г. Гражданское общество и политика в России: смена парадигмы //Полис. 1998. №6; он же: Гражданское общество и модернизация в России // Полис. 2000. №3; Голенкова 3. Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. №4; Петухов В. В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // ОНС. 2002. №3; Пуляев В. Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1; Хорос В. Гражданское общество: как оно формируется (и сформировалось ли) в постсоветской России // Мировая экономика и международные отношения. 1997.№5; Витюк В.В. Становление идеи гражданское общество и ее историческая эволюция / В.В. Витюк. М.: Институт социологии РАН.1995. – 91 с.; Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития / Б.С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России. 2001.-460 с.; Проблемы формирования гражданского общества / З.Т. Голенкова. М. 1993.-159 с.; Гражданское общество в России: западная парадигма и Российская реальность /Отв. ред. К.И. Холодовский. М.: Эдиториал УРСС. 1996.-309 с.; Игнатьев Н.П. Институциализация диалога власти и гражданского общества в современной России: проблемы, перспективы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. Т. 151, кн. 1. С. 131–141; Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. 1995. № 2; Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество // Социс. 1991. № 7. С. 54-64.

[42] Шацкий Е. Протолиберализм: Автономия личности и гражданское общество/ Полис.1997. №6. С. 15-33; Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе – методологическая проблема // ОНС. 2001. № 2; Щербинина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997. № 5.

[43] Хлопин А. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. -2002.Т. 7. -№ 1.С. 129.

[44] Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория.-М.,2003.С.9-10, 22-63.

[45] Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе?/ Pro et Contra.-1997.-№4.

[46] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М., 2001.С.110-118.

[47] Гражданское общество: истоки и современность/ И. И. Кальной.-СПб., 2000.С.19-22.

[48] Голенкова З.Т. Гражданское общество// Социс.-1997.-№3. С.26.

[49] См.: Сунгуров А.Ю. Организации – посредники в структуре гражданского общества (Некоторые проблемы политической модернизации России)// Полис.-1999.-№6.С. 34-48.

[50] Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования// Вопросы Философии.-1991.-№7.С.30.

[51] Романенко Л.М. О методике исследования гражданского общества// Социс.-1995.-№1.

[52] Гобозов И.А.Социальная философия.-М., 2007. С.354.

[53] Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития.-М., 2001.С.422-430; Серебряков С.Л. Цивилизованные основы формирования гражданского общества в России// Социально-политический журнал. -1995.-№2.С.97- 105.

[54] Голенкова 3.Т. Гражданское общество в России…

[55]Скобелина Н.А. Гражданское общество в России:проблемы институционализации//Политэкс.-2007.-№3.

[56] Кислицын С.А. Формирование гражданского общества…С. 52.

[57] Состоялось ли гражданское общество в России// Социс.-2007.-№ 1.С.49.

[58] Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. – №2.-С. 60-63.

[59] Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России / Под ред. З.М. Голенковой.-М.,1995.С. 13.

[60] Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова. М., 2000.С.107.

[61] Гегель. Философия права. – М., 1990. С. 228.

[62] Кислицын С.А. Формирование гражданского общества... С. 53.

[63] Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития...

[64] См.: Послание Президента РФ Федеральному собранию. М. 2000. С. 10-11; Россия должна занять достойное место в мире// Парламентская газета. 2003. 17 мая; Путин В.В. Послание Президента Р.Ф. Федеральному Собранию// Российская газета. 2004.27 мая.

[65] См.: Медведев Д. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. 22 января 2010 года. http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

[66] См.: Заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества на Северном Кавказе. http://rus.ruvr.ru/2010/05/19/8115991.html; Итоги встречи активистов гражданского общества с президентом Медведевым по проблемам Северного Кавказа // Радио свобода. 25 мая 2010. http://www.svobodanews.ru/article/2050062.html.

[67]Устав и Программа Всероссийской партии «Единство и Отечество» – Единая Россия. М., 2001. С. 44.

[68] Гимн гражданскому обществу и его морали // Ведомости НИИПЭ.Вып. 25/ Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов.-Тюмень: НИИПЭ, 2004.С. 239–250.

[69] Солонин Ю.А., Кулакова Т.А. Через PR к гражданскому обществу.-СПб.-2000.С.27.

[70] Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре// Через тернии.-М.,1990. С. 336.

[71] Гимн гражданскому обществу и его морали…

[72] Putnam R. Making Democracy Work.-N. Y.,1993. p.135-216.

[73] См.: Селигман А. Идея гражданского общества // Социальные и гуманитарные науки.-1995. -№ 4.С. 13; Максименко В. Идеологема civil sociteg и гражданская культура // Pro et contra.-1999. Т. 4.-№ 1.С.114.

[74] Чернов В. Современное понимание гражданского общества (часть 2 )// http://www.belintellectuals.eu/projects/lectorium/

[75] Попова О.В. О перспективе формирования гражданского общества в России. – http://go.philosophi.pu.ru.

[76] Дугин А. Проект «Гражданское общество» как угроза российской самобытности. http://www.patriotica.ru/

[77] Кара-Мурза С. Г. История государства и права России. -М.: Издательство «Былина», 1998.

[78] Вершинин В. Русский этногенез: «Россия – Третий Рим» // http://www.polemics.ru/articles/?articleID=8158&hideText=0&itemPage=1.

[79] Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): В 2 т.-СПб., 2000. С. 156.

[80] Хорос В.Г. Европа и Россия не антиподы // Россия и Запад: что разделяет? Материалы научного семинара. Выпуск № 7 (16).-М.: Научный эксперт, 2009. С. 89.

[81] Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи…

[82] Лебон Г. Мнения и верования толпы // Философская и социологическая мысль.-1991.- № 6. С. 123.

[83] Резник М.Ю. Гражданское общество как феномен цивилизации.-М., 1998. с. 444-449.

[84] Зюганов Г.А. География победы: Основы российской геополитики. М. 1997. C. 196.

[85] Романенко Л.М. Гражданское общество в России уже есть, но…// Социс.-1994.-№1 с.13.

[86] Аринин А.Н. Зрелость гражданского общества – основа устойчивого развития и безопасности России... -http://alexgollev.Chat.Ru/otech/n02/article7.htm.

[87] Гражданские инициативы и будущее России. Дайджест результатов исследования / ФОМ. -2001.-№10. С.17.

[88] Конституция РФ. М. 1993. Гл. 2. ст. 30.

[89] Об общественных объединениях: ФЗ РФ. 19. 05.1995 г.. №82 // Собрание законодательства РФ. 1995.№21.Ст. 1930; О политических партиях: ФЗ РФ. 11.07.2001 г. №127//Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950; О некоммерческих организациях: ФЗ РФ. 12.01.96. №7 // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 145.

[90] Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация. // Социс.-1995.-№ 6.С. 14–35.

[91]Алексеева Л.М. Как построить гражданское общество, http://www.civilvorum.ni/media/html.17.10.01.

[92] Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.С. 132.

[93] Повседневность некоммерческих организаций. ФОМ.-2001. 17 июля. С. 44.

[94] Фадеев П. Люди не знают, что они живут в гражданском обществе // Неделя области. Газета саратовской думы-2005.-№ 4(122).

[95] См.: Романенко Л.М. Гражданское общество в России уже есть, но…; Игнатьев Н.П. Институциализация диалога власти и гражданского общества в современной России: проблемы, перспективы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки.-2009. Т. 151, кн.1.С. 131–141; Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество // Социс.-1991.-№ 7.С. 54-64; Пушкарев Г.В. Сравнительный анализ политических культур российского и западного обществ. -М., 1994.

[96] См.: Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества…; Ахиезер А.С. Цивилизационная специфика российского общества. Российская цивилизация. Словарь.-М: 484-486; Он же. Архаизация в российском обществе. Методологическая проблема //ОНС.-2001.-№2. С.89-100; Ахиезер А.С. Можно ли понять российское общество, не исследуя его специфики /Pro et Contra. Т.5.- 2000- N4. С.199-202; Ахиезер А. С. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историко-культурное исследование) // Pro et Contra. -2002.Том 7.- № 3.; Щербинина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. -1997. -№ 5.

[97] Левин И. Гражданское общество на Западе и в России// Полис.-1996.-№5.С.115.

[98] Хлопин А. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива // Гражданское общество. Т. 2.-1997. -№ 4.

[99] Политология: Учебник. Под ред Буренко В. И., Журавлева В.В. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2004. – С. 107.

[100] «Предлагаю говорить по-честному…»: Владимир Путин дал интервью журналу «Time» // Российская газета. – 2007. – 21 декабря. – №287 (4550).

[101] Решетников М. Демократия, терроризм и гражданское общество. http://www.infogrant.ru/

[102] Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития.- М., 2001.С.11, 19-20.

[103] Голенкова З.Т. Гражданское общество в России…

[104] Голенкова З.Т. «Заблокированное» гражданское общество в России на современном этапе. – В сб.: Проблемы становления гражданского общества в России.-Красноярск,1996.С. 10-20.

[105] Голенкова З.Т. Гражданское общество в России. …. С. 33.

[106] там же стр.34.

[107] Грамши А. Избр. соч. -М., 1957. Т. 3. С. 200.

[108] Бутенко И.А. Перспективы самоуправления и самоорганизации в России. http://www.auditorium. ru/economy. texts/butenko/INDEX/htm.

[109] Волкова А.В. Административные реформы и формирование гражданского общества в России. -http://www. auditorium.ni/economy/textstoutenko/INDEX/htm 19.02.01.

[110] Гражданское общество: истоки и современность. Под ред. проф. И. И. Кальной. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. — 256 с. С.21

[111] Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому… С. 57-70.

[112] Резник М.Ю. «Гражданское общество как феномен цивилизации».-М., 1998. С.444-449.

[113] там же. стр. 448-449

[114] Кинсбурский А.В. Сформировалось ли к настоящему времени в России гражданское общество? Что из перечисленного точнее всего отражает суть понятия «гражданское общество»?//Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (24.09.08) / Сост. А.М. Лопухин. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008. – 152 с. c.73-75

[115] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. – М., 2000. – С. 11.

[116] Вишневский К. Н .Вовлечение молодёжи в формирование гражданского общества на Северном Кавказе// Современный Кавказ.-2007.-№4.

[117] Павловский Г.О. Союзники без предоплаты // Российская газета. – 2001. – 12.окт.

[118] Волобуев О.В. Национальные интересы и их взаимосвязи со становлением гражданского общества и правового государства // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: Тез. докл. Всерос. Конференции. -Екатеринбург, 2000 С. 36.

[119] Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития.- М.,2001.С. 11, 19-20.

[120] Хорос В. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России// МэиМО. -1997.-№5. С. 95-97.

[121] Абакумов С. Гражданское общество в России // Независимой газете от 16.01.2001, http://ng.ru/ideas/2001-01-16/8_society.html

[122] Гуторов В.А. Гражданское общество: классическая традиция и современная Россия. http://go.phiIosophi.pu.ru/histori/program.html-22K-29.11.01.

[123] Левин Б.И. Гражданское общество и Россия... – http://www.agama.ru/r-club/joumals/oktober/n5-95/lenn/htm.06.06.01.

[124] Афанасьев Ю.Н. Между прозрением и тьмой // Общая газета. – 2001. – №40.

[125] Хлопин А.Д. Гражданское общество versus социум клик\\ Институциональная – политология: современный институционализм и политическая трансформация – России.-М., 2006. С. 303, 17.

[126]Дугин А.Г. Россия и Запад: прогнозы развития отношений // Россия и Запад: что разделяет? Материалы научного семинара. Вып. № 7 (16). М.: Научный эксперт, 2009. С. 33-34.

[127] Хорос В.Г. Европа и Россия не антиподы // Россия и Запад: что разделяет? Материалы научного семинара. Вып. № 7 (16). М.: Научный эксперт, 2009. С. 89.

[128] Сипий А.А. Проблемные вопросы становления и развития гражданского общества в России. С. 256-360.

[129] Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России. М., 2005. С. 85.

[130] Патнэм Р. Чтобы демократия сработала.-М., 1996. С. 228.

[131] Гражданское общество: истоки и современность….С.21

[132] Голенкова 3. Т. Гражданское общество в России…С. 29.

[133] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2001.С.188-230

[134] Шмидт Д. Гражданское общество в России — проблематичное, мифичное или просто другое? // Неприкосновенный запас.-2005. -№ 1 (39).

[135] Скобелина Н.А. Гражданское общество в России…

[136] Хоконов А. Развитие гражданского общества в России (проблемы и противоречия) // Власть.-2009.-№10. С. 34.

[137] Силантьев Р. Новейшая история исламского сообщества в России.-М.: Ихтиос,2005.С. 149.

[138] Ибрагимова Г. «Ислам и гражданское общество». http://www.iscs.uz/rus/grajdanskoe_obshestvo/

[139] Шевченко М.Л. Способны ли мусульмане принимать участие в построении гражданского общества или являются его непримиримыми противниками? //http://niiss.ru/s_docladi6.shtml

[140] Салиев А.Л. Исламские политические и религиозные силы в конфликтогенных регионах: проблемы и перспективы // Мир и согласие.-2008. -№2 (35). С.18-25.

[141] Гражданское общество и религия (Концепция Семена Франка) //Христианская мысль: политическая теология. Том IX.-СПб.: Издательство «Новое и старое», 2006.

[142] Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн. собр. соч. Т. 17. С.416

[143] Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. с. 45-46.

[144] Шевченко М.Л. Способны ли мусульмане…

[145] Курбанов М.Г. К общим проблемам соотношения ислама и политики в становлении гражданского общества в Дагестане // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы.-Махачкала: Юпитер, 2004.С. 381 – 385.

[146] Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. -376 с.

[147] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис.-1994.-№ 1.С. 33-48.

[148] По материалам проведенного автором в 2011 г. социологического исследования «Ислам: проблемы межконфессионального и внутриконфессионального диалога».

[149] Ислам в России: Взгляд из регионов / науч. ред. А. В. Малашенко. – М. : Аспект Пресс, 2007. С. 15.

[150] Ислам в России: Взгляд из регионов / науч. ред. А. В. Малашенко. – М. : Аспект Пресс, 2007. С. 15-19.

[151] Эмиров Э. Ислам и гражданское общество в Дагестане//Религия и право.-2006.-№ 1-2 (39).

[152] Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Моск. Центр Карнеги.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С.80.

[153] Двадцать лет религиозной свободы в России… С. 241.

[154] Двадцать лет религиозной свободы в России…С. 242.

[155] Закон СССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях»; Закон «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.; Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.; Конституция РФ, ст. 28, 1993г.; Конституция РФ, ст. 14; Ф З «О свободе совести и о религиозных объединениях». 19 сентября 1997 г.

[156] Эмиров Э. Ислам и гражданское общество в Дагестане//Религия и право.-2006.-№ 1-2 (39).

[157] Курбанов М.Г. К общим проблемам соотношения ислама и политики…С. 381 – 385.

[158]John L.Esposito The Islamic Threat: Myth or Reality?-Oxford University Press,1999.P. 225-228.

[159] Международный терроризм: борьба за геополитическое господство.-М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 448.

[160] Бурьянов С. Круглый стол в редакции "Портала–Credo.Ru," 25 декабря 2006 г. //http://www.portal-credo.ru/

[161] Бурьянов С. Круглый стол в редакции "Портала–Credo.Ru…

[162] Добаев И. Свои и чужие. // 8 марта 2010, http://evrazia.org/article/1277

[163] Современность глазами шейха Саида-афанди. Махачкала. 2005. С.3, 5.

[164] Ислам в России: Взгляд из регионов / науч. ред. А. В. Малашенко. – М. : Аспект Пресс, 2007. С. 22.

[165] Глава Дагестана: «Призыв к добру и милосердию религиозных лидеров Северного Кавказа будет услышан всеми» // 25.06.2011. http://www.riadagestan.ru/print.php?new=115995&page_index=

[166] Добаев И. Свои и чужие…

[167] Акаев В. Конфликты между традиционным и нетрадиционным направлениями в исламе: причины, динамика и пути преодоления // Центральная Азия и Кавказ.-2008.-№ 2 (56).С.126.

[168] См. Хизриева Г.А. Вирдовые братства в Ингушетии// Этнографическое обозрение. -М.: Наука. -2006.С. 47 – 58.

[169] Урусханов А. «Ваххабиты» и суфисты// (01.02.07) http://ingushetia.org/islam/publ/analytics/html?id=199

[170] Шейх Кунта-Хаджи Кишиев// www.vedeno.ru/index.php?name=Html_Content&op=page&folder=religia&contentsite=k.html

[171] Шевченко М.Л. Способны ли мусульмане…

[172] John L.Esposito What Everyone Needs to Know About Islam.-Oxford University Press,2002; John L.Esposito Unholy War: Terror in the Name of Islam.- Oxford University Press,2003.

[173] Ислам и демократия. Взгляд западных ученых// Джон Л. Эспозито, Джон О. Волл. Ислам и демократия.// 09.01.2009, http://islamcivil.ru/scat.php?id=7&sid=23

[174] Карадави Ю.Фикх ад-давля фи-ль ислам// www.islamonline.net

[175] Ислам и демократия. Взгляд западных ученых…

[176]Хеба Р.Иззат Ислам и демократия.Совместимы ли они друг с другом?// www.islamonline.net

[177] Шевченко М.Л. Способны ли мусульмане…

[178]Джемаль Г. Исламский мир и проблема «гражданского общества». Выступление на учредительной конференции Российского Исламского Наследия// viperson.ru/wind.php?ID=454858&soch=1

[179] Бено Ш. Победить боевиков силовыми методами невозможно// http://www.utro.ru/articles/2005/03/11/416183.shtml

[180] Эмиров Э. Ислам и гражданское общество в Дагестане //Религия и право. № 1-2 (39) 2006.

[181]Коран. «Аш-Шура». (42:38).

[182] Кади Осама. Демократия и шура: сходства и проблемы реформ 25.02.2010, http://islam.com.ua/articles/today/policy/547/

[183] Mirahmadi Hedieh .Islam &Civil Society: collection of essays on Islam and democracy from the International Conference of Islamic Scholars December 2004. С. 165.

[184]Урусханов А. «Ваххабиты» и суфисты…

[185] Карадави Ю. Фикх ад-давля фи-ль ислам

[186] Хеба Рауф Иззат Ислам и демократия…

[187] Коран (43:54); Коран (11:97,98).

[188] Карадави Ю. Фикх ад-давля фи-ль ислам…

[189] Карадави Ю. Фикх ад-давля фи-ль ислам…

[190] Карадави Ю. Фикх ад-давля фи-ль ислам…

[191] Ислам и демократия. Взгляд западных ученых…

[192] www.islamonline.net

[193] Коран. Сура Корова (al-Baqara, 2:256); Yunus, (10:99), (18: 29).

[194] Mirahmadi Hedieh .Islam &Civil Society…

[195] Хизриева Г. О Кадирийском тарикате и его основателе на Северном Кавказе// 24.02.2007, http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/22

[196] Огородник В.И., Огородник И.С. Религия и гражданское общество: некоторые вопросы истории и теории //8-я научно практическая конференция Роль науки, религии и общества в формировании нравственной личности/ http://iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/8/articles/sec5/s5a21.html

[197] Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники.-М.: Московская школа политических исследований, 2004. С. 24-30.

[198]Мусиенко Т.В. Демократические и религиозные ценности: проблемы конфликтности и нетолерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности.-СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 27-36.

[199] Huntington S. Will More Countries Become Democratic? // Political Science Quarterty.-1984. Vol. 99. -№ 2. P. 208-209

[200] Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами /пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Ладомир, 2004. C. 127.

[201] Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам. – Новосибирск, 1995. С.62.

[202] Islam and Democracy: Fear of the Modern World. Fatima Mernissi.-MA,1992. www.questia.com

[203] Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам. – Новосибирск, 1995. С.183

[204] Зюганов Г.А. География победы: Основы российской геополитики.-М., 1997. С. 198-200.

[205] Шевченко М.Л. Способны ли мусульмане…

[206]Муслимов С.Ш. Исламские ценности и гражданское общество // Народы Дагестана.-2003. -№ 1. С.41-42.

[207] Хеба Рауф Иззат Ислам и демократия…

[208] Кутб С. Вехи на пути Аллаха.-М., 1997. С.191.

[209] Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Отв. редактор Ю.Г.Волков – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001. С. 24.

[210] Ханбабаев К.М. «Шариатизация» постсоветского Дагестана: Мифы и реальность// http://archive.libfl.ru/win/law/islamic/book2004-1_17.htm

[211] Закария Ф. Не стоит искать причину всех бед арабского мира в исламе// 10.11.2004г., http://www.ng.ru/ideas/2004-10-11/15_democracy.html

[212] Социологическое исследование «Ислам и гражданское общество на Северном Кавказе: противоречия и возможности взаимодействия» (общая выборка 700 человек, октябрь-декабрь 2007г., январь-апрель 2010 г.).

[213] См.: Хачилаев Н. Союз мусульман России: Ответственность, политика и ислам: У правителей не должно быть чувства вседозволенности и бесконтрольности // Независимая газета.-1997.27.09.

[214] Антипова А.С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социс.-2007.-№3. С. 117.

[215] Плиев Э. Диагноз – хроническая нестабильность//11 дек. 2009. http://www.evrazia.org/print.php?id=1185

[216] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). – Ростов-на-Дону, 2001. С. 70.

[217] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени…С. 75.

[218] Дубровин Н. Черкесы. -Краснодар, 1927. С. 149.

[219] Шевченко М.Л. Способны ли мусульмане…

[220] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис.-1994.-№ 1.С. 33-48.

[221] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова.- М.: «Советская энциклопедия», 1935-1940; Современная философия: словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону,1995. С. 79.

[222] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени… С. 38.

[223] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. – М.: Русский Язык,1984. С. 700.

[224] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. С. 3-4.

[225] См.: Социологический энциклопедический словарь под редакцией Г.В.Осипова http://www.aggregateria.com/T/traditsija.html.

[226] Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. -М., 1994. С. 23.

[227] Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.

[228] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. С.29.

[229] Вебер М. Избранные произведения. -М.: Просвещение, 1990 г.; Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем.-М.: Юрист, 1994.

[230]Смирнова Т.А. Социология как наука //Учебное пособие Тверской институт экономики и менеджмента. –Тверь,1999.С. 21- 22; Религия и нравственность в секулярном мире.-СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.С.159-162.

[231] Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//Американская социологическая мысль. -М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления,1996.; Парсонс Т. Система современных обществ/ Под ред. М.С. Ковалевой.-М.: Аспект Пресс, 1998.-270с.

[232] Смирнова Т.А. Социология как наука…

[233] Штомпка П. Социология социальных изменений/Пер. с англ, под ред. В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.

[234] Поппер К. Открытое общество и его враги. -М.1992.- T.1. C.140.

[235] Джемаль Г. Традиционализм и профанизм //http://luxaur.narod.ru/biblio/2/tr/traditio.htm

[236] Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ «Союз»,1997. С. 433.

[237] Строев С. «Правый социализм» – органическое общество// http://contr-tv.ru/1157/

[238] Кара-Мурза С.Г. Объект изучения Л.Н.Гумилева – традиционное общество// Синхронный текст докладов, прочитанных на 3-х Гумилевских чтениях, Москва, 8 июня 1999 г.//http://windoms.sitek.net/~karamurz

[239] Кара-Мурза С.Г. Объект изучения Л.Н.Гумилева – традиционное общество…

[240] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени…С. 25.

[241] Кара-Мурза С.Г. Объект изучения Л.Н.Гумилева – традиционное общество…

[242] Межуев В.М. Судьбы демократического движения в России. Российская интеллигенция перед вызовами времени// Конференция «Горбачевские чтения». -М. 28.04.2008 г.

[243] Кара-Мурза С.Г. Объект изучения Л.Н.Гумилева – традиционное общество…

[244] Дугин А. Кавказ и бегемот– казус конфликта // Евразия. 29.11.2003.

[245] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. С. 4.

[246] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. С. 20.

[247] Потураев М. С. Атеизм как основа гражданского общества //http://rikmosgu.ru/students/informatization/

[248] Строев С. «Правый социализм» – органическое общество// http://contr-tv.ru/1157/

[249] Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России.-М., 1992. С. 74, 8.

[250] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени...С. 36-37.

[251] Кара-Мурза С.Г. Объект изучения Л.Н.Гумилева – традиционное общество…

[252] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием //http://situation.ru/app/rs/books/manipul/manipul66.htm

[253] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени… С. 14.

[254] Зюганов Г.А. География победы: Основы российской геополитики. М. 1997. C.196.

[255] Рогозин Д. Мы вернем себе Россию //http://www.rogozin.ru/

[256] Малашенко А.В. Мусульманская цивилизация: движение и инерция // Восток.-1994. -№ 4. С.38.

[257] Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры.-Нальчик: Эль-Фа, 1997.С. 12-13.

[258]Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. -М..,1996. С. 35.

[259] Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь: СГПИ, 1993. С. 3.

[260] Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России //Социс.-2001.-№ 3. С. 79.

[261] Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С. 812.

[262] Панарин С., Хоперская Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концентрация этнической субъектности. –Ростов н/Д, СКАГС, С. 23.

[263]Абдулатипов Р. Природа и парадоксы национального «Я». -М.: Мысль,1991. С. 137.

[264]Абдулатипов Р. Природа и парадоксы национального «Я»… С. 10.

[265]Нухаев Х.-А. Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят свободе»//Мехк Кхел, июль1999 г.

[266]Давид и Голиаф, или российско-чеченская война глазами «варвара»//Мехк Кхел.-2000.-№ 25.

[267] Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры/ / Центральная Азия и Кавказ.-1994. -№ 4(5). С.183.

[268] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа...С. 7-11, 36, 47, 127, 137, 151.

[269] Полянский В.С. Историческая память в этническом самосознании народов // Социс.-1999. -№ 3.

[270] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа… С. 7.

[271] Социологическое исследование «Историческая память народа». Февраль 2008г. (метод стандартизированного анкетирования). Общая выборка респондентов 445 человек.

[272] Кантышева С. Жителей Ингушетии тревожит ситуация в их республике. // Prague Watchdog, 14 декабря 2007, http://www.watchdog.cz/index.php?show=000000-000004-000002-000038&lang=2

[273] В Ингушетии прошел траурный митинг памяти жертв депортации. 23.02.10 http://www.yuga.ru/news/180953/

[274] Фукуяма Ф. Конец истории ? // Вопросы философии. -1990. -№ 3.

[275] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. – М., 2005.-С. 10-11.

[276] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/

[277] Кант И. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. -М., 1965. С. 79.

[278] Милль Дж.С. О свободе. -СПб, 1906.

[279] МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ// http://www.aggregateria.com/M/mill_dzhon_stjuart.html

[280] Шенли М. Л., Пейтман К. Феминистская критика и ревизия истории политической философии.- М.: «Российская политическая энциклопедия», 2005.

[281] Милль Дж.Ст. О свободе. — Лейпциг, 1861. – С.31-32.

[282] Милль Д. С. О свободе. -СПб., 1882. С. 168.

[283] Шерудило Т. Свобода или совесть?// http://proza.ru/2006/02/26-149

[284] Гегель. Философия права. -М., 1990. С. 228.

[285] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 400-401.

[286] «Конвенция о ликвидации всех форма дискриминации в отношении женщин»// Генеральная Ассамблея ООН 34/180 от 18.12.1979/ Деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека.-Нью-Йорк,1983. С. 94-145.

[287] Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации.-Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. – 266 с.

[288] Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность…

[289] Рогова Т. А., Напреенко А. А. Личность. Общество. Государство. Право: Учебное пособие. – Самара: Изд – во «Самарский университет », 2003. с. 36.

[290] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 301-310.

[291] Социологическое исследование «Женщина в Ингушетии». Опрошено 236 человек. Февраль 2008 г.

[292] См.: Денисова, Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов.-Ростов-на-Дону, 1996. C.47-9I, 132-214; Ханаху, Р.А. Традиционная культура…С. 90.

[293]Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия// http://www.owl.ru/win/books/rw/o3_1.htm

[294] См.: Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа…С. 44;

[295] Хэльмински К. Адам. Женщины и Суфизм// http://tariqa.boom.ru/

[296] Кардави: Женщина-политик может быть в тысячу раз эффективнее мужчины. 11.11.2010. http://www.islamnews.ru/news-27819.html

[297] Мухаммад Йусуф аль-Кок-Кози. Мухтасар Ильмихал.С. 164-167. http://muhtasar.narod.ru

[298] См.: Текуева М.А. Проблемы Воспроизводства традиционной культуры в современных условиях (гендерный аспект)// Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия.- Ростов-на-Дону,1999. С. 39-43.

[299] Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. С. 44.

[300] Кадыров ввел обязательное ношение платков для женщин// 10.03.2006. http://www.demos-center.ru/news/9973.html

[301] Кадыров одобрил обстел «нескромно одетых» женщин…// Ингушетия.Org. 10.07.2010 http://www.ingushetia.org/news/print.html?id=22355

[302] Денисова Л.В. Положение женщины в мусульманском мире согласно догматическим воззрениям ислама// Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии.-Нижний Новгород, 2007.

[303] Закария Ф. Будущее свободы…C. 132.

[304] См.: Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. http://www.oprf.ru/ru/about/

[305] 19 мая 2010 Президент России провел в Кремле заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества на Северном Кавказе, http://rus.ruvr.ru/2010/05/19/8115991.html.

[306] Medvedev-DA.ru. 19.05.2010.

[307] Памфилова Э. http://info-islam.ru/review/?ID=6159

[308] http://konflikt.ru/index.php?top=1&status=show1news&news_id=40573&searchword=

[309] Рабочая группа по Северному Кавказу образована в Общественной палате РФ, 27.01.10., http://www.yuga.ru/news/178464/

[310] Тлисов А. Изменить ситуацию на Северном Кавказе к лучшему без участия гражданского общества невозможно. 27.05.2010. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/169326/

[311] Кульбачевская О. Институты гражданского общества на Северном Кавказе: состояние и возможности //http://eawarn.ru/EN/pub/Bull/WebHome/72_29.htm

[312] Халидов Д. Гражданское общество на Северном Кавказе: мифы и реальность. http://www.sknews.ru/denga/page,1,32003-grazhdanskoe-obshhestvo-na-severnom-kavkaze-mify-i-realnost

[313] Хоперская Л. «Проблема радикализма и экстремизма в южном федеральном округе». 31.03.2006. http://www.civitas.ru/pcenter.php?code=712&release=1

[314] Врублевский С. Слабость гражданского общества – почва для роста терроризма / http://rus.ruvr.ru/2010/03/31/5853455.html

[315] Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. Лукашева. -М., 2003. С. 175.

[316] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 378-379.

[317] Яндиев М. А. Древние общественно-политические институты народов Северного Кавказа. Изд. 2-е, испр, и доп. – М: Издательство ЛКИ, 2008. – 496 с. С. 275-284.

[318] Зюганов Г.А. География победы…С. 196-201.

[319] Нухаев Х.-А. Нам необходимо создать «государство», основанное на подлинных принципах ислама// Грозненский рабочий», янв. 1999 г.

[320] Нухаев Х.-А. Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят свободе//Мехк Кхел, июль 1999 г.

[321] Львов В. Положение СМИ и гражданского общества на Северном Кавказе//Русская служба «Голоса Америки»», США. 16.02.2010. http://www1.voanews.com/russian/news/Analysis-and-perspectives/Media-Civil-Society-North-Caucasus-2010-12-16-84511407.html

[322] Халидов Д. Гражданское общество на Северном Кавказе: мифы и реальность…

[323]Шевченко: Кавказ еще научит Россию демократию. http://www.rosbalt.ru/federal/2010/12/17/801938.html

[324] Кислицын С.А. Формирование гражданского общества…С. 242.

[325] Тишков В. Джамааты — тоже часть гражданского общества //Кавказская политика. http://www.islam.ru/pressclub/smi/jamaatobch/?print_page

[326] Васильева В. В Ингушетии забрезжила надежда? 26.12.08, http://hro.org/node/4126.

[327] Правозащитники считают Ингушетию оазисом для развития свободы слова на Северном Кавказе/ 21.02.2010., ht








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 828;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.289 сек.