СРАВНЕНИЕ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
1. Метод интерпретации, использовавшийся кумранитами, не чужд новозаветным авторам. Именно так Петр толковал пророчество Иоиля (Деян 2:16), а Павел Псалмы (Еф 4:8-10) и Второзаконие (Рим 10:6-8). В 1 Послании Петра (1 Пет 2:6-8) Христос уподобляется «камню», о котором говорится в книге Исайи и в Псалмах. Однако если кумранские толкователи находили в Писаниях предсказания о целой череде вождей общины, то в ранней церкви говорили об Иисусе как о Пророке, Первосвященнике и Царе одновременно.
2. Цитированный в предыдущем разделе стих из книги пророка Аввакума был использован Павлом при обосновании учения об оправдании «только верой» (Рим 1:17; Гал 3:6). Христос есть «конец Закона» для каждого верующего (Рим 10:4) и никто не может быть оправдан перед Богом делами Закона (Гал 2:16). Иисус не просто Учитель, Он Господь и Спаситель.
3. Иисус был открыт для всех людей. Его служению и учению чужд какой-либо изоляционизм. Фарисеи и книжники, будучи очень чувствительны к тому, что они называли «святостью», постоянно критиковали его общение с мытарями и «грешниками» (Мк 2:16; Лк 7:39; 15:1-2). Он призывал учеников любить своих врагов (Мф 5:44). Этому же учил и Павел, говоря о необходимости оставить отмщение Богу (Рим 12:19-20).
4. Новый Завет содержит весьма подробные наставления, касающиеся морали и правил поведения (напр., Мф 5:21-7:12; 1 Кор 6:1-20; 1 Пет 2:11-17). Однако они не похожи на подробную регламентацию каждого шага любого члена общины, о которой свидетельствуют кумранские рукописи. В христианском учении требование праведной жизни сочетается с духовной свободой (Рим 8:3:4; 14:1 и сл.; Гал 5:18-24).
Водное крещение, которое было принято в церкви как обряд посвящения, тесно связано с покаянием, прощением грехов и дарованием Святого Духа (Деян 2:38-42). Эта практика была введена Иоанном Крестителем и принята Иисусом и апостолами. Сама церемония крещения не является повторением ритуала инициации, практиковавшегося в Кумране.
Совместные трапезы, установленные Христом для Его последователей, освящены Его присутствием. Он Сам, Его тело и Его кровь являются главным в этих трапезах, которые суть повторение тайной вечери, когда был заключен Новый Завет в Его крови (Лк 22:20). Ничего подобного практика кумранской общины не знает. Нет никаких указаний и на то, что такие трапезы в ранней церкви совершались под руководством священника. (Это требование соблюдалось, правда, но в особом смысле, поскольку в соответствии с 1 Пет 2:5,9 все верующие — священники.) В ранней церкви не стремились соблюдать порядок, при котором место человека в общине строго соответствовало его рангу или чину. Более того, такая практика однозначно порицается во многих текстах Нового Завета (Лк 22:24-27; Ин 13:12-17).
5. Новый Завет говорит о приближении Царства Божьего1 (Мк 1:15) и даже о его наступлении в служении Иисуса Христа (Мф 12:28; ср. Лк 17:20-21). Это не означает, однако, окончания противостояния сил добра и сил зла. Предводителем сил зла является сатана, которому служат падшие ангелы. Однако уже в нынешнем веке сатана осужден (Ин 16:11).
В Новом Завете есть также тексты, описывающие грядущее столкновение. В ранних посланиях Павла мы читаем о «дне Господнем» и «внезапной пагубе» (1 Фес 5:2-3), а также об отмщении «не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа.» (2 Фес 1:8). Откровение Иоанна предсказывает превращение «царства мира в царство Господа нашего Иисуса Христа» и грядущий триумф Христа, который есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (Отк 11:15; 19:11 и сл.). Сатана и его воинство будут ввержены «в озеро огненное и серное» вместе со всеми, чьи имена не записаны в книге жизни (Отк 20:7-15).
6. Ожидание кумранской общиной «грядущего Пророка и Мессии священников и мирян» (Наставление 18:10) сконцентрировано в Новом Завете на единственной фигуре Иисуса — Мессии.2 Он, подобно Давиду, — Помазанник и Царь (Мф 1:1), поставленный Богом Первосвященник (Евр 5:4-5). Пророк, приход Которого предсказан Моисеем (Деян 3:22- 26; ср. Ин 6:14). Попытки провести параллель между кумранским Праведным Учителем и Иисусом не выдерживают никакой критики. Учение и служение того и другого различаются в самых своих существенных моментах. Иисус говорил о Себе, что Он Мессия и Сын Божий, пришедший, чтобы отдать жизнь «для искупления многих» (Мк 14:61,62; 8:31; 10:45). Он предсказывал Свою смерть на кресте и воскресение. Все это не имеет ничего общего с утверждениями и служением Праведного Учителя.1
7. Жесткая организационная структура, описанная в кумранских рукописях, совершенно не свойственна ранней церкви. Христианским общинам присуща большая гибкость, являющаяся средством предотвращения попыток добиваться высокого положения в церкви и власти над другими христианами. Впрочем, были и некоторые общие черты, например, в кумранской общине была должность, примерно соответствующая служению диакона ранней церкви. Однако и здесь больше оснований говорить о различиях, чем о сходствах. Иисус говорил Своим ученикам о недопустимости стремления к высоким чинам и власти (Мк 10:35-45). Сам Он показал замечательный пример смирения, призвав каждого из Своих учеников быть слугой другим (Ин 13:1-17). На собраниях в церкви христиане были свободны в реализации данных им даров (1 Кор 14:26 и сл.). Не существовало никаких ограничений, связанных с положением или рангом того или иного члена общины. Павел учил в Послании к Коринфянам, что все члены церкви равны и равно необходимы, как члены одного тела. «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12:24-25).
8. Как кумранские рукописи, так и Новый Завет много внимания уделяют достижению святости. Верующие названы в Новом Завете «призванными святыми», поскольку Бог избрал их и отделил от мира как Свой народ (1 Кор 1:2; 1 Пет 1:2). Те, кто избран, должны проявлять святость во всех своих поступках (1 Пет 1:14-16). Без святости «никто не увидит Господа» (Евр 12:14). Поэтому, также, для согрешающих особенно тяжко не исключены наказания (1 Кор 5:3-5; Деян 5:1-11). Однако даже такое суровое наказание как отлучение от церкви рассматривалось как средство увещевания и исцеления. Оно предпринималось в расчете на пoкаяние и возвращение согрешившего к своим братьям (2 Кор 2:5-8). Лишь упорство в грехе и нежелание покаяться могло заставить верующих вовсе не считать такового христианином (Мф 18:17, 2 Фес 3:14-15).
Часть II. ЕВАНГЕЛИЯ: ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА
Период зарождения:
6 г. до н.э. — 30 г. н.э.
ГЛАВА 6. НОВЫЙ ЗАВЕТ. НАЗВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 785;