СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Возникновение социально организованной материи связано с формированием качественно новых простран­ственно-временных структур. Пространственные струк­туры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к пространству биологическому. Здесь возникает и исторически разви­вается особый вид пространственных отношений, в ко­тором воспроизводится и развивается человек как об­щественное существо. Социальное пространство, впи­санное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере разви­тия общества.

Чтобы понять особую природу социального простран­ства, важно выработать представление о целостной систе­ме общественной жизни. Эта система включает в качестве компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в процессе своей деятельности, отношения к другим людям. Все это единое системное целое суще­ствует только благодаря взаимодействию составляющих его частей – мира вещей – «второй природы» мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого це­лого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особенную пространственную архитектонику, которая не сводится только к материаль­ным отношениям, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируют­ся в системе общественно значимых идей.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, о котором будет сказано ниже.

Исторически сложилось, что социальное простран­ство формируется и упорядочено прежде всего посред­ством проектирования и сооружения материальных объек­тов. Все многообразие системы разделения людей, вклю­чая коммуникации и прочие архитектурные объекты, образуют материализованную сторону социального про­странства. Архитектор, зодчий – это центральная фигу­ра, благодаря которой формируются определенная мет­рика и геометрия среды жизнедеятельности человека. Можно сказать, что архитектор – это выразитель соци­ального бытия через создание материальной простран­ственной среды. Он может доступными ему средствами стабилизировать, ускорять или замедлять и тормозить раз­личные социальные процессы.

Архитектурное управление при более внимательном рассмотрении данного вопроса может существенно оп­ределять характер поведения людей. Архитектурно-технический подход к социальному пространству позволяет реализовать одну из основных и исходных целей жизне­деятельности человека – защищенность от внешних воз­действий. Первоначально именно стены жилища или го­родские стены выполняли эту функцию защиты. Завое­ватели чужих территорий хорошо осознавали взаимосвязь архитектуры и условий жизнедеятельности человека, ког­да, ставя целью уничтожить народ, стирали с лица земли поселения и постройки. Так, римлянами был полностью разрушен Карфаген, а его место распахано. И, наоборот, в заботе о возрождении национального духа и социаль­ной активности древние в первую очередь стремились к качественному совершенствованию архитектуры среды. Афиняне, например, после победы над Спартой в V в. до н. э. закладывают афинский Акрополь по самым вы­соким стандартам того времени.

В творчестве зодчего обязательно проявляется влия­ние культуры, традиций, обычаев и предрассудков. Де­ление социального пространства на области, одна из ко­торых соответствует элитарным, а другая – массовым процессам жизнедеятельности, предполагает ограничение контактов представителями элитарной и массовой сре­ды. В результате возникают самые различные архитек­турные объекты, адаптированные в соответствии с прин­ципами иерархии.

При помощи типового проектирования жилье тира­жируется и образует особую среду, взаимодействующую с сознанием человека. С одной стороны, они порождают установку на замкнутость, безынициативность, доволь­ствование имеющимся, а с другой – поиск престижных комфортных условий элитарной группы общества. Это «спальные» районы, построенные во многих городах, без­ликость домов в микрорайонах, чрезвычайно «скучных» по выразительности. Даже такая черта, как общая тема памятников, мемориалов, монументов, установленных в данном районе, может оказывать серьезное влияние на чувства и настроение жителей.

Личностный характер социального пространства вы­ражается в единичных и особенных формах своего мате­риального устройства. Это является предпосылкой фун­кционирования стран и народов, социальных слоев и групп общества, различных пространственных общностей людей.

Для человека формы организации пространства – это «ансамбль» сооружений: город, район. Для обще­ства – государство, континент, планета. Планетарный, или космический, феномен человека пока далек от свое­го выражения пространственно-архитектурными средства­ми. Однако пространственное описание мира человека вдохновляло А. Эйнштейна, В. И. Вернадского, К.Э. Ци­олковского, а художники давно стремятся отыскать ос­новополагающие элементы человека, вспомним хотя бы К. Малевича или С. Дали, смелые эксперименты с прерывными человеческими пространствами. Характер ин­дивидуальной жизнедеятельности человека формирует индивидуальные пространственные характеристики. Ис­ходя из того, что каждый из нас имеет вполне опреде­ленный рост, вес, размер одежды, обуви, можно сфор­мулировать следующее положение: человек занимает пространство, равное объему его физического тела. Но человек, находящийся долгое время без движений, об­речен на гибель. Частичное ограничение возможности передвигаться воспринимается либо как дискомфорт, либо как наказание (лишение свободы). То есть одним из условий существования является перемещение в про­странстве.

Человеку всегда была свойственна потребность в «оче­ловечивании» пространства, которая, по-видимому, имеет древние корни, связанные с борьбой за среду обитания. В древности эта потребность проявлялась в поиске и ос­воении новых территорий, в настоящее время об этой потребности свидетельствует процветающая индустрия туризма. А стремление открывать новые земли выража­ется в освоении околоземного и более отдаленного кос­мического пространства. Эта потребность выступает в са­мых разных формах:

1. Физическая целостность организма. Всякое внешнее воздействие воспринимается как опасное, если оно может нести угрозу целостности, например, травма.

2. Одежда – другая форма автономии пространства. В одежде, со вкусом подобранной, человек чувствует себя более комфортно, более уверенно.

3. Суверенитет тела сохраняют дома, комнаты, особня­ки, автомобили.

Теснота, скученность справедливо воспринимаются как дискомфорт. Переполненный общественный транс­порт, перенаселенные квартиры – все это нарушает су­веренитет личного пространства.

Американский ученый и философ Э. Фромм обратил внимание на то, что личное пространство человека зави­сит от того, чем данный человек обладает. Оказывается у дилеммы «быть или иметь» есть еще одна сторона: чем большим человек владеет, тем меньше его личностное про­странство и тем теснее он себя в нем чувствует. На пер­вый взгляд, кажется, что всякая личная собственность расширяет пространство человека. Если человек приоб­ретает загородный дом в дополнение к городской квар­тире, то он ограничивает свое личностное пространство, часть которого теперь занята домом. «Обладание, – счи­тает Э. Фромм, – это разновидность рабства, а раб ущем­лен во многих своих правах, в том числе и в автономии своего личностного пространства». Личностное простран­ство оформляется разными путями. Один из них – рас­ширение круга знакомств, всех тех, с кем связывают ка­кие-то деловые, дружеские или родственные отношения. Родные, друзья, сослуживцы, просто знакомые – все они образуют контуры того личностного пространства, кото­рое освоил и занимает человек. Одиночество – это экст­ремальный пример суженного до минимума социального пространства, это дискомфорт, если не патология. Чело­век, обреченный на одиночество, не может продержать­ся долго. Другое дело, уединение – форма автономии личностного пространства. Уединение – это пространство самосознания.

Достойна внимания и мысль Сенеки о возможности расширения рамок личностного пространства за счет мысленного перенесения во времени: «Хочешь освобо­диться от пороков – сторонись порочных примеров. Скупец, жестокий, коварный... – уйди от них к луч­шим... Если тебе по душе греки – будь с Сократом». Становится понятным феномен слова.

Слава – это известность не только за пределами сво­его круга общения, но и за пределами отрезка времени, который называется жизнью. Вспоминая человека, мы тем самым реализуем его жизненное желание расши­рить жизненное пространство. Формы личностного про­странства обусловлены прежде всего особенностями вос­приятия самого человека. Именно с ним приходится со­измерять свои поступки, строить планы. К пониманию сущности личностного пространства наиболее близко по­дошли литература, живопись. Успехи естествознания помогают глубже проникнуть в мир пространственно-временных отношений человека и общества.

 

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 814;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.