Глава 3. Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945)[iv][1]
Россия в период Великой
Отечественной войны (1941–1945)[iv][1]
22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны.
Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.
В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессивные органы. В начале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата — внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуловым. В начале войны они слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были разделены. Действовала система ГУЛАГа и лишь незначительная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприемники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. НКВД занимался охраной порядка в городах, активно действовал в прифронтовой зоне, создавал «особые отделы» в армии.
Осенью 1941 г. были расстреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т. д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие огромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, будущие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, создатель советских космических кораблей, и др.
Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них погибли в пути и в непривычных условиях обитания.
В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощнейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков». Советская пропаганда заговорила об Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспомнила имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны.
Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полководческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народных ополчений и партизанского движения. Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось о преемственности традиций русской и советской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были использованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суворовские» и «нахимовские» училища) и т. д.
Для того привлечь на свою сторону народ, правительство решили использовать такую национальную ценность русского народа, как православную церковь, чтобы поставить ее мощное идеологическое воздействие на массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.
В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора патриарха, создание Священного синода, открытие богословских академий и семинарий, издание религиозной литературы, организация свечных заводов и других производств и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат — Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиозными конфессиями. Показательным является и то, что в постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г. «Об организации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи научно-атеистической работы.
Интеллигенцию попытались привлечь на свою сторону путем расширения приема в Коммунистическую партию, что создавало видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-политическое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.
Появление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международное общественное мнение. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к движению в сторону западных демократий. Уступка религии, и не только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в случае предоставления помощи на осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с религией германских властей на временно оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового порядка».
Одиозным в глазах западного мира являлся курс советского руководства на мировую революцию. Орудием этого курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в западных странах и неверие в искренность советской политики мирного сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г. Президиум исполкома Коминтерна принял постановление о роспуске Коммунистического Интернационала.
Доказательством движения СССР в сторону демократии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт расширения прав союзных республик во внешнеполитической деятельности. В январе 1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к Конституции СССР, наделявших союзные республики большими правами в области обороны и внешней политики. Для рассмотрения этого вопроса был созван единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.
Конкретным поводом для этого стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности. Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР Украинская и Белорусская советские республики.
Следует признать эффективность советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны. Ее основная цель заключалась в прорыве блокады Советского Союза и оказание помощи ему в войне с Германией. После нападения ГерманииСССР стал равноправным членом антигитлеровской коалиции и играл в ней важную роль. Хотя его усилия по открытию второго фронта в Европе увенчались успехом лишь летом 1944 г., однако, СССР сумел убедить западные страны оказать ему дипломатическую и особенно экономическую поддержку уже в 1941 г.
Известно, что США в начале второй мировой войны приняли закон о ленд-лизе, то есть передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. странам — союзникам по антигитлеровской коалиции. На СССР этот закон был распространен после поездки в Москву советника и специального помощника президента Ф. Рузвельта Г. Гопкинса в конце июля 1941 г. 1 октября 1941 г. было подписано первое в период войны трехстороннее соглашение — протокол о поставках, которым оговаривалось свыше 70 основных видов поставок и свыше 80 предметов медицинского снабжения.
Помощь, оказанная союзниками СССР за весь период войны, которая составляла около 4% произведенного в СССР военного оборудования, тем не менее оценивается в 11—12 млрд. американских долларов. Она имела большое значение, особенно для начального периода войны, когда советская экономика еще только перестраивалась на военные рельсы. Первые западные танки и самолеты были использованы Советским Союзом в ноябре 1941 г. под Москвой, и до середины 1942 г. он получил около 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков и 20 тыс. различных транспортных средств.
Выделяется три этапа в развитии военной экономики Советского Союза. Первый приходился на вторую половину 1941 — первую половину 1942 гг. Это был самый сложный этап в истории Советского государства, когда от него была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40% населения, производилось 68% чугуна, 58% — стали и алюминия, 40% — железнодорожного оборудования, 65% — угля, 84% — сахара, 38% — зерна. В руках гитлеровцев оказались железная руда Кривого Рога, марганец Никополя, уголь Донбасса. Металлургия страны вернулась к уровню первой пятилетки. Совершенно исчез прокат цветных металлов. В целом промышленное производство в стране за один год сократилось в 2 раза.
На этом этапе были приняты меры по налаживанию деятельности промышленных предприятий в восточных районах страны. В течение года сюда удалось эвакуировать около 2,5 тыс. промышленных предприятий. 700 из них принял Урал.
На втором этапе, который пришелся на вторую половину 1942 г. - 1944 г. советская военная экономика, стала действовать как хорошо отлаженный механизм. Уже к концу 1942 г. СССР выпускал больше вооружений, чем фашистская Германия. К концу войны советская страна производила самолетов, танков, артиллерийского и автоматического оружия больше, чем все другие страны, участвовавшие во второй мировой войне, уступив лишь США по производству самолетов. Урал в годы войны давал 40% военной продукции. Если сопоставить производство военной продукции двух стран, основных противников в войне, СССР и Германии, то получится следующая картина: Германия произвела в годы войны 46 тыс. танков и самоходных орудий, 90 тыс. самолетов, 320 тыс. артиллерийских установок, а СССР соответственно — 103, 112 и 482.
Поскольку уже в 1944 г. стало ясно, что советская экономика произвела такое количество вооружений, которого достаточно для обеспечения победы, во второй половине 1944 г. были приняты меры по частичной реконверсии промышленных предприятий, и начался третий этап в развитии советской экономики, который продолжался до конца войны. Необходимость этого объяснялось тем, что производство предметов потребления в Советском Союзе находилось в годы войны на уровне начала 20-х гг., а сельское хозяйство было в жесточайшем кризисе.
Культурная жизнь страны в годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые в первые же месяцы войны были оккупированы. Ряд учреждений науки и культуры удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие культурные и научные ценности попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Деятели культуры и науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях военного времени. Они выступали с лекциями и концертами на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т. д.
Правящая партия ставила перед интеллигенцией новые задачи, которые диктовались условиями военного времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие необходимые качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу, присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была достаточно эффективна.
Деятели советской культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами антигитлеровской коалиции позволило обратиться им к творчеству западных писателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские люди в годы войны впервые познакомились с достижениями мировой культуры.
В годы Великой Отечественной войны коренным образом изменился быт советских людей. Практически все они изменили свои жизненные условия. Мужское население было мобилизовано в армию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и отпусков. Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено было отменить некоторые ограничения, введенные в период коллективизации. На это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы войны явилась ставка на его личные интересы. Были разрешены в деревне личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации продукции из подсобных хозяйств. Кроме того именно для крестьянства полученная свобода вероисповедания была наиболее актуальной.
Уже в июле 1941 г. на карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г. карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.— 80 млн. Все население страны по уровню потребления было разбито на несколько категорий в зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снабжения по карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные рынки, на которых по высокой цене можно было приобрести продукты питания. Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была введена система коммерческих магазинов и ресторанов.
В период войны в стране была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хорошо оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. составляла 40% от уровня 1940 г. Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения необеспеченных товарами денег государство вводило систему специальных налогов, принудительных займов, замораживало денежные вклады, организовывало «добровольные» подписки на самолеты, танки и т. п.
Теории изучения
Из правил многотеоретического изучения
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1132;