Сравнительно-теоретические схемы. предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
№ 1. Причины введения крепостного права в России
Название теории | Предмет изучения | Интерпретации факта |
Всемирно-историческая: | Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Материалистическое направление | Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба | Основой феодальной общественно-экономической формации является крепостное право. Развитие крепостничества связано с распространением барщинного хозяйства и увеличением отработочной ренты. Отмечается связь барщинного хозяйства с ростом внутреннего рынка, побуждавшим помещиков производить хлеб как товар и увеличивать в этих целях барскую запашку. В несколько этапов крестьяне в России были прикреплены (закрепощены) к земле |
Либеральное направление | Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод | Государство в общенациональных интересах закрепостило все сословия: прикрепив крестьян к земле, горожан – к посадам, дворян – к службе, которую они должны были выполнять в качестве обязательной воинской повинности. Впоследствии государство же раскрепощает сословия |
Технологическое направление | Развитие технологическое, научные открытия | Зарождение крепостного права связано с перениманием русскими царями османского порядка государственной приписки крестьян к месту жительства (с целью упрощения сбора налогов) |
Локально-историческая | Единство человечества и территории | Активная внутренняя политика и укрепление границ явились причинами введения в конце XVI в. крепостного права |
№ 2. Причины “воссоединения” Украины с Россией
Название теории | Предмет изучения | Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) | Движение человечества к Богу | Воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство |
Всемирно-историческая: | Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Материалистическое направление | Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба | Присоединение Украины к России позволило объединить на большой территории борьбу угнетенных против эксплуататоров |
Либеральное направление | Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод | Отрыв Украины от западной демократической цивилизации и утверждение на ее землях восточного деспотического режима |
Локально-историческая | Единство человечества и территории | Завоевание одним государством – Россией – части территории другого государства – Речи Посполитой – в результате сепаратистского движения в последней |
№ 3. Проникновение России в Сибирь
Название теории | Предмет изучения | Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) | Движение человечества к Богу | Распространение христианства в Сибири |
Всемирно-историческая | Общемировое развитие, прогресс человечества | Освоение Россией Сибири |
Локально-историческая | Единство народа и территории | Завоевание Россией Сибири |
№ 4. Происхождение казачества
Название теории | Предмет изучения | Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) | Движение человечества к Богу | Прообраз казачества в русских богатырях. Защита русских рубежей |
Всемирно-историческая: | Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Материалистическое направление | Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба | Казаки – беглые крестьяне, холопы, горожане, укрывавшиеся от крепостной неволи и угнетения |
Локально-историческая | Единство человечества и территории | Казаки – это слияние выходцев из Руси со степными народами. Особый этнос |
№ 5. Церковно-обрядовая реформа Патриарха Никона
Название теории | Предмет изучения | Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) | Движение человечества к Богу | Православная (официальная): Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию Старообрядческая: Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.) |
Всемирно-историческая: | Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Материалистическое направление | Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба | Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние. Классовая борьба приняла религиозную форму |
Либеральное направление | Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод | Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – этим самым приблизить православную церковь к западному образцу |
Локально-историческая | Единство человечества и территории | Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры. (Л. Н. Гумилев) |
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 636;